6 класс математика
Делимость чисел.
Уроки № 4-5.
Признаки делимости на 10, 5 и 2.
22.08.2011
www.konspekturoka.ru
Цели:
ознакомиться с признаками делимости на 10, на 5, на 2; ввести определение четных и нечетных чисел; повторить порядок действии; учить использовать признаки делимости при выполнении упражнений и решении задач.
22.08.2011
www.konspekturoka.ru
Изучение нового материала.
Какой вывод можно сделать?
Умножим 147 ∙10 = 1470 (число оканчивается нулем).
Поэтому всякое натуральное число, оканчивающееся цифрой 0, делится без остатка на 10. .
Проверьте, делятся ли числа 283 на 10 и
548 на 10.
283 : 10; 548 : 10;
Если последняя цифра в записи натурального числа отлична от нуля, то это число не делится без остатка на 10.
Найдите значения выражений:
23 400 : 10; 547 890 :10; 62 370 : 10; 568 300 : 10.
22.08.2011
www.konspekturoka.ru
Изучение нового материала.
Числа, делящиеся без остатка на 2, называются четными , а числа, которые при делении на 2 дают остаток 1, называются нечетными.
Признаки делимости:
натуральное число оканчивается цифрой 0;
На 10
На 5
натуральное число оканчивается цифрой 0 или 5;
На 2
натуральное число оканчивается цифрой 0, 2, 4, 6, 8 (четные);
22.08.2011
www.konspekturoka.ru
Закрепление нового материала.
Запишите натуральные числа от 1 до 30 в порядке
возрастания и подчеркните красным каждое второе
число, а синим – каждое пятое. Какие числа окажутся
Подчеркнуты красным карандашом, какие – синим?
Какие числа подчеркнуты обоими цветами?
Назовите числа, не делящиеся ни на 2, ни на 5.
Ответ:
1, 2 , 3, 4 , 5 , 6 , 7, 8 , 9, 10 , 11, 12 , 13, 14 , 15 , 16 ,17,
18 , 19, 20 , 21, 22 , 23, 24 , 25 , 26 , 27, 28 , 29, 30 .
№ 31
Красным выделены четные числа, то есть числа,
которые без остатка делятся на 2; синим — числа, которые делятся без остатка на 5;
обоими цветами — числа, которые делятся без остатка на 10;
Не делятся на 2 и 5: 1, 3, 7, 9, 11, 13, 17, 19, 21, 23, 27, 29.
22.08.2011
www.konspekturoka.ru
Изучение нового материала.
Какие из чисел 200, 320, 3000, 50 000, 861, 76 540 делятся на
100? Какие из них делятся на 1000? Сформулируйте признаки
делимости на 100, на 1000.
Вспомним признаки делимости на 10, 5, 2.
Ответ:
На 100 делятся: 200, 3000, 50 000;
На 1000 делятся: 3000, 50 000.
Правило:
На 100 делятся числа, оканчивающиеся двумя и более нулями;
На 1000 делятся числа, оканчивающиеся тремя и более нулями.
№ 34. Фронтальная работа.
22.08.2011
www.konspekturoka.ru
Подтвердите примерами следующие свойства суммы:
а) Если каждое слагаемое кратно числу а, то и сумма кратна числу а.
32 кратно 8, 56 кратно 8, 88 кратно 8, следовательно, (32 + 56 + 88) кратно 8, т. е.
Ответ:
(32 + 56 + 88) : 8 = 176 : 8 = 22.
б) Если только одно слагаемое суммы не кратно числу а, то и сумма не кратна числу а.
№ 45.
15 кратно 5, 35 кратно 5, 18 не делится 5, следовательно, (15 + 35 + 18) не делится на 5;
Ответ:
т. е. (15 + 35 + 18): 5 = 68 : 5 = 13 (ост. 3).
22.08.2011
www.konspekturoka.ru
Закрепление нового материала.
Купили 5 одинаковых коробок цветных карандашей.
Может ли в них оказаться всего 92 карандаша?
90 карандашей? 75 карандашей?
Ответ:
92 карандаша не может, так как 92 не делится на 5
без остатка,
90 и 75 может, так как 90 : 5 = 18; 75 : 5 = 15.
№ 37.
22.08.2011
www.konspekturoka.ru
Коля принес несколько коробок с яйцами, по10 яиц в каждой коробке. Может ли быть, что он принес 32 яйца? 43 яйца? 50 яиц?
Решение.
32 яйца Коля принести не может, так как число 32 не делится на 10 без остатка.
Коля принес 50 яиц, так как 50 : 10 = 5, без остатка.
№ 36.
22.08.2011
www.konspekturoka.ru
Повторение
Вспомните правила выполнения действий.
Назовите порядок действий в задании:
10
9
8
7
6
4
3
2
1
5
a ∙ b² + c ∙ d³ - e² : f + k³.
22.08.2011
www.konspekturoka.ru
Повторение
Какие из дробей являются правильными
и какие неправильными ?
Какие дроби называются правильными? Какие дроби — неправильными?
Правильные дроби:
№ 50
Неправильные дроби:
22.08.2011
11
www.konspekturoka.ru
11
Повторение
Я задумал число. Если его увеличить в 11 раз и результат уменьшить на
2,75, то получится 85,25. Какое число я задумал?
Решение:
1 способ (алгебраический): Пусть х - задуманное число.
х ∙ 11 - 2,75 = 85,25;
х ∙ 11 = 85,25 + 2,75;
х ∙ 11= 88;
х = 88 : 11;
х = 8; 8 - задуманное число.
№ 54.
2 способ (арифметический):
1) 85,25 + 2,75 = 88;
2) 88 : 11 = 8;
Ответ: 8.
22.08.2011
11
www.konspekturoka.ru
11
Итог урока.
Как по записи натурального числа определить, делится ли оно без остатка на 10 или не делится на 10? Как по записи натурального числа определить, делится ли оно без остатка на 5 или не делится на 5? Как по записи натурального числа определить, делится ли оно без остатка на 2 или не делится на 2? www.konspekturoka.ru
22.08.2011
11