Мастер класс по теме: «Решение текстовых задач как средство формирования универсальных учебных действий»
Это довольно большой объем материала, поэтому мой вопрос будет звучать так: Мастер класс по теме: «Решение задач на движение в 5 классе как средство формирования познавательных учебных действий» (Слайд№1)
Напомню: Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации.
Формирование познавательных универсальных учебных действий будет осуществлено с помощью следующих видов заданий:
-недостаточность условия
-работа с разными видами схем
-работа с текстом
Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика:
· производить анализ и преобразование информации
· проводить основные мыслительные операции:
анализ, классификация, сравнение, аналогия, обобщение.
Что будет способствовать достижению высоких познавательных результатов у одаренных учеников.
Решение текстовых задач, в частности задач на движение, является для учащихся одним из трудных моментов в усвоении математики. Но этим задачам придается большое значение в учебном курсе, так как они способствуют формированию познавательных учебных действий т.е. способствуют развитию логического мышления, грамотной речи, учат проводить основные мыслительные операции: анализ синтез обобщение, сравнение, аналогию. Однако, как показывает практика, если учащиеся в 4 классе усвоили понятия «скорость», «время», «расстояние» и взаимосвязь между ними, то в 5 классе они легко решают задачи на движение.
Девизом нашего занятия возьмем слова известного математика Д.Пойа: «Если хотите научиться плавать, то смело входите в воду, если хотите научиться решать задачи, то решайте их» (Слайд №2)
Для более успешной работы немножко поиграем.
-Я называю прилагательные, а вы отвечайте, к какой величине они относятся.
Быстрее – медленнее (скорость)
Длиннее – короче (путь)
Раньше – позже (время)
Кто догадался, с какими величинами будем работать?
- скорость
-время
-расстояние
Таким образом, будем решать задачи на движение. Напомним связь между этими величинами и выразим их формулами (ученик выходит и записывает, а кто-то с места формулирует словами правила нахождения)
Прочитаем задачу на экране (Слайд 3 )
-Все ли вам понятно по содержанию задачи?
- В каком направлении могут двигаться велосипедисты?
(Покажем это с помощью направления рук)
-Ваше предположение, одинаковое ли будет решение и ответ в задаче, если условие будет одинаковое, но поменяется направление движения?
Выдвинем предположение, что произойдет с расстоянием между велосипедистами при каждом движении?
Навстречу друг другу (уменьшится) (скорость сближения увеличивается).
В противоположных направлениях (увеличится)
В одном направлении – идут вдогонку (уменьшится)
В одном направлении, но с отставанием (увеличится)
Проверим наше предположение, решением задач.
У каждого на столе выданы схемы. Расставьте условие задачи на каждой схеме. Проверим (Слайд №4)
Приступим к решению задач. Те, кто работают в 5 классе, решаем задачи №3и 4,все остальные №1,2.
Решили. Проверяем по готовым решениям (Слайды №%,6,7,8).
Проверим наши предположения по поводу данного расстояния при каждом движении.
С помощью направления рук покажите, решение задачи на какое движение вызывает у вас трудность.
Спасибо за занятие.