Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ЕГЭ. Несколько типов "задач на работу"»
Готовимся к ЕГЭ Несколько типов «задач на работу»
Подготовила
Учитель математики первой категориии
Гимназии №96
Бухараева Лариса Юрьевна
Задачи на работу делятся на два типа:
задачи, в которых выполняется раздельная работа – эти задачи решаются аналогично задачам на движение.
задачи на совместную работу.
Раздельная работа
Первая труба пропускает на 3л воды в минуту меньше, чем вторая. Сколько литров воды в минуту пропускает вторая труба, если резервуар объемом 648 л она заполняет на 3 мин. быстрее, чем первая труба?
В задачах мы имеем дело с тремя параметрами:
пропускная способность трубы(А/t) – объем жидкости, который труба пропускает в единицу времени (л/мин);
объем резервуара(A) , который необходимо заполнить, или, наоборот, освободить (л);
Время(t) (мин)
Эти параметры связаны таким соотношением:
A(работа)=A/t(производительность)*t(время)
В задаче спрашивается, сколько литров воды в минуту пропускает вторая труба – эту величину мы и примем за . Поскольку по условию задачи первая труба пропускает на 3л воды в минуту меньше, чем вторая, то пропускную способность первой трубы обозначим .
Теперь заполним столбец, параметры которого даны. Это объем резервуара:
Теперь параметры оставшегося столбца (времени) выразим через параметры первых двух (пропускную способность и объем резервуара):
Составим уравнение:
Приравняем числитель к нулю, раскроем скобки и приведем подобные члены. Получим уравнение:
-24 - не подходит по смыслу задачи.
Ответ: 27 л/мин.
Задача на совместную работу .
Если в задаче встречаются слова «выполнили работу вместе» или слова «совместная работа», значит это задача на совместную работу .
Объем работы , если он не указан отдельно, принимаем равным 1 .
Вводим два неизвестных:
х – время выполнения всей работы кем-то (или чем-то) первым
y - время выполнения всей работы кем-то (или чем-то) вторым.
(В некоторых задачах «выгоднее» принять за неизвестные производительность)
Тогда
1/x – производительность кого-то (или чего-то) первого
1/y - производительность кого-то (или чего-то) второго
И в этом месте появляется параметр, которого не было в задачах на раздельную работу, а именно – совместная производительность
совместная производительность равна:
1/x+1/y
Даша и Маша пропалывают грядку за 12 минут, а одна Маша — за 20 минут. За сколько минут пропалывает грядку одна Даша?
Объем работы = производительность * время.
Про Машу нам все известно: время ее работы равно 20, следовательно, ее производительность равна 1/20.
Пусть Даша пропалывает грядку за х минут, тогда ее производительность равна 1/x.
Тогда совместная производительность равна:
1/20+1/x
Объем работы примем равным 1.
Решим уравнение:
Классическая задача на совместную работу:
Первая труба наполняет резервуар на 6 минут дольше, чем вторая. Обе трубы наполняют этот же резервуар за 4 минуты. За сколько минут наполняет этот резервуар одна вторая труба?
У нас 2 неизвестных, поэтому будем составлять систему из двух уравнений.
По условию задачи, первая труба наполняет резервуар на 6 минут дольше, чем вторая , следовательно время работы первой трубы на 6 минут больше, чем второй:
1) x=y+6
Обе трубы наполняют этот же резервуар за 4 минуты , следовательно, время совместной работы равно 4 минуты. Получаем второе уравнение системы:
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(228) "Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях формирования и реализации ФГОС "
["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-formirovaniia-i-riealizatsii-fgos"
["file_id"] => string(6) "116993"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1412679877"
}
}