Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по алгебре к предметной линии учебников Ю.Н. Макарычев и др. 7 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4
имени Героя Советского Союза Ф.Т. Жарова г. Шатуры»
Шатурского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ № 4 г. Шатуры»
_________________________ Е.И. Козлова
протокол пед. совета от30.08.2016 г. № 1
приказ по школе от__________ №__________
Рабочая программа
по математике (алгебре) для 7г, д класса
(базовый уровень)
Составитель:
Куликова Ольга Александровна,
учитель математики
г. Шатура, 2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике (алгебре) для 7 класса составлена на основе Основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза Ф.Т. Жарова г. Шатуры» Шатурского муниципального района Московской области,
- рабочей программы к предметной линии учебников (УМК Ю.Н. Макарычев и др.)
Алгебра. Рабочие программы. Предметная линия учебников Ю.Н. Макарычев и др .7 – 9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. Г. Миндюк. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
Выбор программы обусловлен следующими факторами:
- программа полностью реализует требования, предъявляемые ФГОС к уровню подготовки обучающихся;
- программа реализует системно-деятельностный подход к изучению предмета «Математика (алгебра)», обеспечивает формирование и развитие УУД обучающихся;
- направлена на развитие и совершенствование учебно-познавательных компетенций обучающихся.
Для реализации рабочей программы используются УМК, учебно-методические и дополнительные материалы:
Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе / (Ю.Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова); под ред. С. А. Теляковского. – 3-е изд. – М. : Просвещение,2015.
А.Н. Рурукин. Поурочные разработки по алгебре. 7 класс. К учебнику Ю.Н. Макарычев и др. (В помощь школьному учителю) –М. : ВАКО, 2015.
Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова С. Б. Суворова. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса. – М. : Просвещение,2015.
Ю.А. Глазков, М. Я. Гаиашвили КИМ Алгебра 7 класс М.: Издательство «Экзамен»,2014.
Контрольно-измерительные материалы. Алгебра. 7 класс /Сост. Л. И. Мартышова. – 2-е изд., перераб. – М.;ВАКО, 2016.
В базисном учебном плане на изучение предмета «Алгебра» выделяется 3 часа в неделю, 105 часов в год. Продолжительность 2016 – 2017 учебного года согласно календарному графику МБОУ «СОШ № 4 г. Шатуры» 34 учебные недели.
На изучение предмета «Алгебра» в 2016 – 2017 учебном году 102 часов в год (3 часов в неделю) в соответствии с авторской программой. В учебном плане МБОУ «СОШ № 4 г. Шатуры» на 2016 -2017 учебный год выделен дополнительный 1 час на изучение предмета «Алгебра» в 7 классе на формирование предметных компетенций при решении различных видов алгебраических заданий, развития логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры. Всего на изучение предмета «Алгебра» в 2016 – 2017 учебном году 136 часов в год (4 часа в неделю).
Срок реализации рабочей программы – 1 год.
Основное содержание программы.
Содержание рабочей программы соответствует содержанию авторской программы по предмету, примерного тематического планирования предметная линия учебников Ю.Н. Макарычев и др.
№
Раздел (тема)
Количество часов на изучение раздела
Дополн. часы
Контрольные
работы
1
Выражения, тождества, уравнения
22
4
2
2
Функции
11
7
1
4
Степень с натуральным показателем
11
7
1
5
Многочлены
17
6
2
6
Формулы сокращенного умножения
19
4
2
7
Системы линейных уравнений
16
1
1
8
Повторение
8
3
1
Итого
136
10
3.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Планируемые результаты отражены в блоках: «Ученик научится,ученик получит возможность».
Рациональные числа
Ученик научится:
1)понимать особенности десятичной системы счисления;
2) владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
3) выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
4) сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
5) выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применение калькулятора;
6) использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчеты.
Ученик получит возможность:
1) познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
2) углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
3) научится использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Действительные числа
Ученик получит возможность:
1) использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
2) владеть понятием квадратного корня и применять его в вычислениях.
Ученик получит возможность:
1) развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных числах; о роли вычислений в человеческой практике;
2) развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби)
Измерения, приближения, оценки
Ученик научится:
1) использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.
Ученик получит возможность:
1) понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
2) понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.
Алгебраические выражения
Ученик научится:
!) владеть понятиями «тождество», тождественные преобразования, решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;
2) выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;
3) выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями; 4) выполнять разложение многочленов на множители
Ученик получит возможность:
1) научиться выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приемов;
2) применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса (например, для нахождения наибольшего/наименьшего значения выражения).
Уравнения
Ученик научится:
решать основные виды уравнений с одной переменной;
понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
применять графические представления для исследования уравнений.
Выпускник получит возможность:
овладеть специальными приёмами решения уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
применять графические представления для исследования уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
Неравенства
Основные понятия, числовые функции
Ученик научится:
понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);
строить графики элементарных функций; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
Ученик получит возможность научиться:
проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.);
использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.
Описательная статистика
Ученик научится
использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.
Ученик получит возможность
1) приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения,
2) осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.
Комбинаторика
Ученик научится
решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.
Ученик получит возможность
научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Наименование
разделов и тем
Характеристика основных видов
деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
Плановые сроки прохождения темы
Фактические сроки
1
Повторение курса математики 6 класса
2.09
2.
Повторение курса математики 6 класса
3.09
Глава 1. Выражения, тождества, уравнения (24 часов)
§ 1. Выражения. (5 часов + 1 ДКР)
Находить значения числовых выражении, а также выражений с переменными при указанных значениях переменных. Использовать знаки , читать и составлять двойные неравенства.
Выполнять простейшие преобразования выражений: приводить подобные слагаемые, раскрывать скобки в сумме или разности выражений.
Решать уравнения вида ax = bпри различных значениях а и о, а также несложные уравнения, сводящиеся к ним.
Использовать аппарат уравнений для решения текстовых задач, интерпретировать результат. Использовать простейшие статистические характеристики (среднее арифметическое, размах, мода, медиана) для анализа ряда данных в несложных ситуациях.
Контрольная работа № 1 «Выражения. Преобразование выражений».
27.09
§ 3. Уравнения с одной переменой. (9 часов)
16
Уравнение и его корни.
28.09
17
Уравнение и его корни.
30.09
18
Линейное уравнение с одной переменной.
1.10
19
Линейное уравнение с одной переменной.
4.10
20
Линейное уравнение с одной переменной.
5.10
21
Решение задач с помощью уравнений.
7.10
22
Решение задач с помощью уравнений.
8.10
23
Решение задач с помощью уравнений.
11
24
Обобщающий урок «Линейное уравнение с одной переменной».
12
§ 4. Статистические характеристики. (5 часов)
14
25
Среднее арифметическое, размах и мода.
15.10
26
Среднее арифметическое, размах и мода.
18.10
27
Медиана как статистическая характеристика.
19.10
28
Медиана как статистическая характеристика.
21.10
29
Контрольная работа № 2 «Уравнения с одной переменной».
22.10
Глава 2. Функции (18 часов (11+7))
§ 5. Функции и их графики.
(7 часов)
Вычислять значения функции, заданной формулой, составлять таблицы значений функции. По графику функции находить значение функции по известному значению аргумента и решать обратную задачу. Строить графики прямой пропорциональности и линейной функции, описывать свойства этих функций. Понимать, как влияет знак коэффициента к на расположение в координатной плоскости графика функции у = кх, где к 0, как зависит от значений к и bвзаимное расположение графиков двух функций вида у = кх + Ь, иллюстрировать это на компьютере. Интерпретировать графики реальных зависимостей, описываемых формулами вида у = кх где к 0 и у = кх + b
30
Что такое функция.
25.10
31
Что такое функция.
26.10
32
Вычисление значений функции по формуле.
28.10
33
Вычисление значений функции по формуле.
8.11
34
Графики функций.
9.11
35.
Графики функций.
11.11
36
Графики функций.
12.11
§ 6. Линейная функция. (11 часов)
37
Прямая пропорциональность и её график.
15.11
38
Прямая пропорциональность и её график.
16.11
39
Прямая пропорциональность и её график.
18.11
40
Линейная функция и её график.
19.11
41
Линейная функция и её график.
22.11
42
Линейная функция и её график.
23.11
43
Линейная функция и её график. Взаимное расположение графиков линейных функций.
25.11
44
Линейная функция и её график. Взаимное расположение графиков линейных функций.
26.11
45
Обобщающий урок: «Линейная функция и её график».
29.11
46
Обобщающий урок: «Линейная функция и её график».
30.11
47
Контрольная работа № 3 «Линейная функция и её график».
2.12
Глава 3. Степень с натуральным показателем (18 часов(11+7))
§ 7. Степень и её свойства. (10 часов.)
Вычислять значения выражений вида ап, где а — произвольное число, п — натуральное число, устно и письменно, а также с помощью калькулятора. Формулировать, записывать в символической форме и обосновывать свойства степени с натуральным показателем. Применять свойства степени для преобразования выражений. Выполнять умножение одночленов и возведение одночленов в степень. Строить графики функций у = х2 и у = х3. Решать графически уравнения х2 = кх + Ь,
х3= кх + Ь, где к и b — некоторые числа
48
Определение степени с натуральным показателем.
3.12
49
Определение степени с натуральным показателем.
6.12
50
Определение степени с натуральным показателем.
7.12
51
Умножение и деление степеней.
9.12
52
Умножение и деление степеней.
10.12
53
Умножение и деление степеней.
13.12
54
Возведение в степень произведения и степени.
14.12
55
Возведение в степень произведения и степени.
16.12
56
Возведение в степень произведения и степени.
17.12
57
Возведение в степень произведения и степени.
20.12
§ 8. Одночлены. (8 часов)
58
Одночлен и его стандартный вид.
21.12
59
Одночлен и его стандартный вид.
23.12
60
Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень.
24.12
61
Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень.
27.12
62
Функции y = x² и y = x³ и их графики.
28.12
63
Функции y = x² и y = x³ и их графики.
11.01
64
Контрольная работа № 4. «Степень с натуральным показателем».
13.01
65
Урок обобщения и систематизации «Степень с натуральным показателем» (урок коррекции знаний, умений)
14.01
Глава 4. Многочлены (23 часа 17+6))
§ 9. Сумма и разность многочленов.(4 часа)
66
Многочлен и его стандартный вид.
Записывать многочлен в стандартном виде, определять степень многочлена. Выполнять сложение и вычитание многочленов, умножение одночлена на многочлен и многочлена на многочлен. Выполнять разложение многочленов на множители, используя вынесение множителя за скобки и способ группировки. Применять действия с многочленами при решении разнообразных задач, в частности при решении текстовых задач с помощью уравнений
17.01
67
Многочлен и его стандартный вид.
18.01
68
Сложение и вычитание многочленов.
20.01
69
Сложение и вычитание многочленов.
21.01
§ 10. Произведение одночлена и многочлена. (8 часов)
70
Умножение одночлена на многочлен.
24.01
71
Умножение одночлена на многочлен.
25
72
Умножение одночлена на многочлен.
27
73
Вынесение общего множителя за скобки.
28.01
74
Вынесение общего множителя за скобки.
31.01
75
Вынесение общего множителя за скобки.
1.02
76
Обобщающий урок «Сумма и разность многочленов. Произведение одночлена на многочлен».
3.02
77
Контрольная работа №5. «Сумма и разность многочленов. Произведение одночлена и многочлена».
4.02
§ 11. Произведение многочленов. (11 часов)
78
Умножение многочлена на многочлен.
7.02
79
Умножение многочлена на многочлен.
8.02
80
Умножение многочлена на многочлен.
10
81
Умножение многочлена на многочлен.
11
82
Разложение многочлена на множители способом группировки.
14.02
83
Разложение многочлена на множители способом группировки.
15.02
84
Разложение многочлена на множители способом группировки. Доказательство тождеств.
17.02
85
Разложение многочлена на множители способом группировки. Доказательство тождеств.
18.02
86
Обобщающий урок «Многочлены. Произведение многочленов».
21.02
87
Обобщающий урок «Многочлены. Произведение многочленов».
22.02
88
Контрольная работа №6. « Многочлены»
24.02
Глава 5. Формулы сокращенного умножения (23 часа (19+4))
§ 12. Квадрат суммы и квадрат разности. (6 часов)
89
Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений.
Доказывать справедливость формул сокращённого умножения, применять их в преобразованиях целых выражений в многочлены, а также для разложения многочленов на множители. Использовать различные преобразования целых выражений при решении уравнений, доказательстве тождеств, в задачах на делимость, в вычислении значений некоторых выражений с помощью калькулятора
25.02
90
Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений.
28.02
91
Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений.
1.03
92
Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности.
3.03
93
Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности.
4.03
94
Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности.
7.03
§ 13. Разность квадратов. Сумма и разность кубов. (7 часов)
95
Умножение разности двух выражений на их сумму.
8.03
96
Умножение разности двух выражений на их сумму.
10.03
97
Разложение разности квадратов на множители.
11.03
98
Разложение разности квадратов на множители.
14
99
Разложение на множители суммы и разности кубов
15
100
Разложение на множители суммы и разности кубов
17
101
Контрольная работа №7 «Квадрат суммы и разности. Разность квадратов. Сумма и разность кубов».
18.03
§ 14. Преобразование целых выражений. (10 часов)
102
Преобразование целого выражения в многочлен.
21.03
103
Преобразование целого выражения в многочлен.
22.03
104
Преобразование целого выражения в многочлен.
24.03
105
Применение различных способов для разложения на множители.
4.04
106
Применение различных способов для разложения на множители.
5.04
107
Применение различных способов для разложения на множители.
7.04
108
Применение различных способов для разложения на множители.
8.04
109
Обобщающий урок «Преобразование целых выражений».
11.04
110
Обобщающий урок «Формулы сокращённого умножения».
12.04
111
Контрольная работа №8 «Формулы сокращенного умножения».
14.04
Глава 6. Системы линейных уравнений (17 часов (16+1))
§ 15. Линейные уравнения с двумя переменными и их системы. (6 часов)
112
Линейное уравнение с двумя переменными.
Определять, является ли пара чисел решением данного уравнения с двумя переменными. Находить путём перебора целые решения линейного уравнения с двумя переменными. Строить график уравнения ах + by = с, где а 0 или в 0. Решать графическим способом системы линейных уравнений с двумя переменными. Применять способ подстановки и способ сложения при решении систем линейных уравнений с двумя переменными. Решать текстовые задачи, используя в качестве алгебраической модели систему уравнений. Интерпретировать результат, полученный при решении системы
15.04
113
Линейное уравнение с двумя переменными.
18.04
114
График линейного уравнения с двумя переменными.
19.04
115
График линейного уравнения с двумя переменными.
21.04
116
Системы линейных уравнений с двумя переменными.
22.04
117
Системы линейных уравнений с двумя переменными.
25.04
§ 16. Решение систем линейных уравнений. (11 часов)
118
Способ подстановки.
26.04
119
Способ подстановки.
28.04
120
Способ подстановки.
29.04
121
Способ сложения.
2.05
122
Способ сложения.
3.05
123
Способ сложения.
5.05
124
Решение задач с помощью систем уравнений.
6.05
125
Решение задач с помощью систем уравнений.
10.05
126
Решение задач с помощью систем уравнений.
12.05
127
Обобщающий урок «Системы линейных уравнений».
13.05
128
Контрольная работа №9 «Системы линейных уравнений».
16.05
Повторение 11 часов ( 8+3))
129
Выражения. Тождества. Уравнения.
17.05
130
Функции. Системы линейных уравнений.
19.05
131
Степень с натуральным показателем.
20.05
132
Многочлены. Формулы сокращенного умножения.
23.05
133
Итоговая контрольная работа за курс 7 класса
24.05
134
135
Работа над ошибками
26.05
136
Обобщение и систематизация знаний за курс 7 класса
27.05
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР _____________О.П. Коблова
01.09.2016
СОГЛАСОВАНО
Протокол от _________________№______
заседания ШМО учителей математики и информатики
Лист прохождения программного материала и его корректировки