Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.
Пересказ отрывка из «Сказки о рыбаке и рыбке»
А. С. Пушкина с опорой на серию картин.
ЦЕЛЬ: Обучение краткому пересказу отрывка с опорой на иллюстрации.
Задачи:
Развитие логического мышления.
Развитие диалогической речи.
Обучение краткому пересказу отрывка с опорой на иллюстрации.
Закрепление понятия ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА и подбор признаков к предметам из литературного текста.
Согласование относительных прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Портрет А. С. Пушкина.
Текст «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.
Серия иллюстраций к отрывку (заканчивается новой избой).
Предметные картинки (куклы): старик, старуха, невод, рыбка, прялка, корыто, землянка, изба.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ.
1. Припоминание и называние героев сказок А. С. Пушкина.
2. Чтение Логопедом «Сказки о рыбаке и рыбке».
3. Беседа по содержанию сказки с целью усвоения главной мысли поэта:
О ком эта сказка?
Назовите персонажей сказки
Кто из персонажей вам нравится? Почему?
Кто не нравится? Почему?
Как наказана старуха?
За что золотая рыбка наказала старуху?
А старик наказан или нет?
Давайте подумаем, кто бы мог больше всех нравиться самому поэту?
4. Повторное чтение отрывка из сказки (для пересказа)
5. Беседа с целью усвоения сюжета отрывка:
-Где жил старик со старухой?
-Сколько лет они жили в ветхой землянке?
-Чем занимался старик?
-Чем занималась старуха?
-Сколько раз старик закинул невод в море?
-С чем пришел невод 1-й, 2-й, 3-й раз?
-Какое случилось чудо?
-Как поступил старик?
-Что сказал он золотой рыбке?
-Перескажите его рассказ старухе о чуде.
-Как старуха забранила старика?
-Куда пошел старик?
-Что он попросил у рыбки?
-Обрадовалась ли старуха корыту?
-Что потребовала старуха после получения корыта?
6. Работа с серией иллюстраций к отрывку – «Расставь по порядку» (в соответствии с сюжетом)
7. Третье чтение отрывка с делением его на части в соответствии с иллюстрациями.
8. Отгадывание по отрывкам –«Отгадай, кто это» - какому персонажу принадлежат слова:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо,
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе»…
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось»…
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто»…
9. Подбор слов-признаков к предметам:
РЫБКА – золотая, добрая, справедливая.
Старуха – злая, грубая, сварливая, жадная, алчная.
Старик – добрый, трусливый, безвольный, ленивый.
ЗЕМЛЯНКА – ветхая, старая, дряхлая, дырявая.
10. Игра «Потерялись слова» – добавление слов-признаков в отрывке из «Сказки о рыбаке и рыбке».
«Жил старик со своею старухой
У самого (СИНЕГО) моря»…
«Они жили в (ВЕТХОЙ) землянке
Ровно тридцать лет и три года»…
«Вот пошел он к (СИНЕМУ) морю,
Стал он кликать (ЗОЛОТУЮ) рыбку»…
«Как взмолится (ЗОЛОТАЯ) рыбка!
Голосом молвит (ЧЕЛОВЕЧЬИМ)»…
11. Словообразование относительных прилагательных обозначающих материал ( по «Сказке о рыбаке и рыбке»).
-Почему жилье старика и старухи называлось ЗЕМЛЯНКОЙ? (Находится в земле.) – Его можно назвать ЗЕМЛЯНЫМ домом.
Рыбка дала старухе избу из бревен. – Изба БРЕВЕНЧАТАЯ.
Труба на крыше из кирпича. – Труба КИРПИЧНАЯ.
Ворота перед домом из дуба. – Ворота ДУБОВЫЕ.
Шапка (кичка) из парчи. – Кичка ПАРЧЕВАЯ.
Душегрейка (жилет) из соболей. – Соболья.
12. Пересказ отрывка по цепочке с опорой на предметные картинки.
13. ИТОГ.