kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Содержание и приемы работы по нормализации звуковой стороны речи у младших школьников с ОНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание работы по нормализации звуковой стороны речи у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи является: коррекция дефектов произношения; развитие фонематических представлений; совершенствование звуковых обобщений на основе анализа и синтеза слого - звукового состава слова.

В процессе осуществления этой работы создаётся основа для коррекции письма и чтения.

Формирование фонематических обобщений у детей, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи, следует осуществлять также (методом устного опережения) уточнение и активизацию лексико-грамматических средств языка и нормализацию учебной деятельности.

Важным разделом коррекционной работы по преодолению несформированности звуковой стороны речи является дифференциация оппозиционных и коррелирующих звуков (звонких - глухих, свистящих – шипящих). Одним из специальных приемов, в процессе выполнения которого решается одновременно весь комплекс коррекционных задач, является прием шифровки. Суть его заключается в том, что диктуемые учителем – логопедом слова, содержащие дифференцируемые звуки, ребенок записывает в тетради при помощи определенных значков (например, слова содержащие звук с, обозначаются; слова, содержащие звук з-. Учитель – логопед диктует ряд слов (сосна, зима, Москва, Зоя, стакан, смена, зонт). 

Правильность записи проверяется устно индивидуально или коллективно. Затем ребёнок, используя запись, воспроизводит устно слова. При этом особое значение следует придавать развитию у детей умения контролировать правильное (соответственно графической записи) название друг другом слов.

Описанный прием, помогая решать конкретную задачу дифференциацией звуков с и з, одновременно способствуют развитию совершенствованию внимания и памяти обучающихся, познавательной деятельности, активности, способности к переключению.

Еще один прием, в процессе использования которого закрепляются навыки дифференциации аффрикат, например ц и ч, и одновременно, путём неосознанных наблюдений (методом опережающей подготовки), накапливаются лексико – грамматические средства языка. Ребёнку предлагается вставить в слова пропущенные буквы (больни…,  огуре… и т. п.), затем преобразовать данные слова в такие, в которых содержалась бы буква ч ( больница – больничный), произнести их четко, проговаривая изучаемые звуки, произвести анализ, составить с преобразовательным словом словосочетание или предложение.

В процессе выполнения подобных заданий, помимо решения основной задачи различия букв ц и ч , происходит уточнение и накопление лексического запаса, упорядочение грамматического строя речи.

Эффективность работы учителя - логопеда по преодолению у обучающихся нерезко выраженного общего недоразвития речи находится в прямой зависимости от того, как он сумеет связать формирование у детей полноценных звуковых обобщений с усвоением соответствующего программного материала. При этом следует помнить, что для данной группы детей недостаточно только установления связи между языковым явлением и соответствующим грамматическим терминам. Они нуждаются в более прочном усвоении грамматических понятий и соответствующих им терминов. В процессе этой работы каждый грамматический термин должен быть наполнен конкретным содержанием и введен в активную лексику ребенка. Поэтому обучающихся необходимо специально учить использованию терминов в собственных высказываниях. Достичь этого можно следующим образом.

В начале работы над определёнными грамматическими понятиями, по мере уточнения его содержания, соответствующие им термины вводятся в инструкции учителя – логопеда. Несколько позже осуществляется закрепление отработанных терминов в самостоятельной речи ребенка. С этой целью используют: повторение детьми инструкции (с обязательным анализом задания); ответы на вопросы о том, какие задания и с какой целью выполнялись в процессе занятия; подведение итога занятия.

Под воздействием коррекционной работы у обучающихся упорядочивается звуковая сторона речи. В процессе выполнения специальных упражнений, направленных на формирование обобщений о звуковом составе слова, уточняются и закрепляются основные грамматические понятия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Содержание и приемы работы по нормализации звуковой стороны речи у младших школьников с ОНР»

Содержание и приемы работы по нормализации звуковой стороны речи у младших школьников с ОНР

Содержание работы по нормализации звуковой стороны речи у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи является: коррекция дефектов произношения; развитие фонематических представлений; совершенствование звуковых обобщений на основе анализа и синтеза слого - звукового состава слова.

В процессе осуществления этой работы создаётся основа для коррекции письма и чтения.

Формирование фонематических обобщений у детей, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи, следует осуществлять также (методом устного опережения) уточнение и активизацию лексико-грамматических средств языка и нормализацию учебной деятельности.

Важным разделом коррекционной работы по преодолению несформированности звуковой стороны речи является дифференциация оппозиционных и коррелирующих звуков (звонких - глухих, свистящих – шипящих). Одним из специальных приемов, в процессе выполнения которого решается одновременно весь комплекс коррекционных задач, является прием шифровки. Суть его заключается в том, что диктуемые учителем – логопедом слова, содержащие дифференцируемые звуки, ребенок записывает в тетради при помощи определенных значков (например, слова содержащие звук с, обозначаются; слова, содержащие звук з-. Учитель – логопед диктует ряд слов (сосна, зима, Москва, Зоя, стакан, смена, зонт). 

Правильность записи проверяется устно индивидуально или коллективно. Затем ребёнок, используя запись, воспроизводит устно слова. При этом особое значение следует придавать развитию у детей умения контролировать правильное (соответственно графической записи) название друг другом слов.

Описанный прием, помогая решать конкретную задачу дифференциацией звуков с и з, одновременно способствуют развитию совершенствованию внимания и памяти обучающихся, познавательной деятельности, активности, способности к переключению.

Еще один прием, в процессе использования которого закрепляются навыки дифференциации аффрикат, например ц и ч, и одновременно, путём неосознанных наблюдений (методом опережающей подготовки), накапливаются лексико – грамматические средства языка. Ребёнку предлагается вставить в слова пропущенные буквы (больни…,  огуре… и т. п.), затем преобразовать данные слова в такие, в которых содержалась бы буква ч ( больница – больничный), произнести их четко, проговаривая изучаемые звуки, произвести анализ, составить с преобразовательным словом словосочетание или предложение.

В процессе выполнения подобных заданий, помимо решения основной задачи различия букв ц и ч , происходит уточнение и накопление лексического запаса, упорядочение грамматического строя речи.

Эффективность работы учителя - логопеда по преодолению у обучающихся нерезко выраженного общего недоразвития речи находится в прямой зависимости от того, как он сумеет связать формирование у детей полноценных звуковых обобщений с усвоением соответствующего программного материала. При этом следует помнить, что для данной группы детей недостаточно только установления связи между языковым явлением и соответствующим грамматическим терминам. Они нуждаются в более прочном усвоении грамматических понятий и соответствующих им терминов. В процессе этой работы каждый грамматический термин должен быть наполнен конкретным содержанием и введен в активную лексику ребенка. Поэтому обучающихся необходимо специально учить использованию терминов в собственных высказываниях. Достичь этого можно следующим образом.

В начале работы над определёнными грамматическими понятиями, по мере уточнения его содержания, соответствующие им термины вводятся в инструкции учителя – логопеда. Несколько позже осуществляется закрепление отработанных терминов в самостоятельной речи ребенка. С этой целью используют: повторение детьми инструкции (с обязательным анализом задания); ответы на вопросы о том, какие задания и с какой целью выполнялись в процессе занятия; подведение итога занятия.

Под воздействием коррекционной работы у обучающихся упорядочивается звуковая сторона речи. В процессе выполнения специальных упражнений, направленных на формирование обобщений о звуковом составе слова, уточняются и закрепляются основные грамматические понятия.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Полякова Татьяна Михайловна

Дата: 27.02.2017

Номер свидетельства: 396222


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства