Логопед. Какие звуки и буквы различали на прошлом занятии?
Дети. На прошлом занятии мы различали звуки Ж-Ш в слогах.
Логопед. Выложите буквы Ж, Ш из палочек (бусин).
Знакомство с темой.
Вставьте пропущенные буквы Ж или Ш.
ар
жар, шар
ил
жил, шил
аль
жаль, шаль
Сравните получившиеся пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слов? Устно составьте предложения с каждым словом.
2. Логопед. Рассмотрите картинки.
шар — жар
Саша — сажа
Луша — лужа
Устно составьте предложения с каждым из слов. Запишите пары слов. Подчеркните синим карандашом букву Ж одной, Ш двумя чертами. Почему выделяем синим цветом?
Дети. Звуки Ж, Ш всегда твёрдые. Запомним: после них нужно писать И, но не Ы.
3. Логопед называет слова, ребёнок поднимает карточку с соответствующей буквой в зависимости от того, какой звук он услышит в слове.
Подчеркнуть звонкую согласную одной чертой, глухую – двумя.
6. Физкультминутка.
Буратино.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
7. Измените слово так, чтобы появился звук Ж или Ш. Действуйте по образцу.
Возил – вожу
писал –
носил –
сидел –
Получившиеся слова записать, подчеркнуть Ж одной чертой, Ш – двумя.
8. Прослушайте слова. Определите в них наличие и место звуков Ж и Ш. Составьте схемы слов. Запишите буквы Ж, Ш под соответствующим слогом.
Например, ____________
_____ _____
Ш * * * *
ШКО ЛА
Школа, лыжник, стужа, крыша, машина, жираф, рыжик, мешок.
9. Детям раздаются картинки, в названии которых есть звуки Ж и Ш. Показать те, в которых звук Ш, теперь со звуком Ж. Запись этих слов в тетради. Подчеркнуть Ж одной, Ш двумя чертами.
Итог занятия.
Логопед. Какие звуки мы сегодня учились различать?