kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вместо контрольной работы – радость творчества (диалог культур на уроке литературы в 9-м классе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа проходит в форме представления группами творческих заданий. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вместо контрольной работы – радость творчества (диалог культур на уроке литературы в 9-м классе)»

Я иду на урок

Бречко Л. С., учитель русского языка и литературы, учитель-методист,

Донецкий лицей «Коллеж»

Вместо контрольной работы – радость творчества

(диалог культур на уроке литературы в 9-м классе)

Чтобы обнаружить своё собственное лицо, то есть найти жизненное назначение, необходимо столкнуться с другими лицами, с иным, непривычным укладом жизни. Через сопоставление с другими приходим мы к осознанию своего личного достояния. Глубокое постижение родного языка, родной культуры… возможно лишь через ознакомление с чужим языком, чужой культурой.

С.И.Гессен

Продолжая мысль великого русского философа и педагога С.И.Гессена, выскажем допущение: урок литературы, как никакой другой урок в школе, помогает маленькому человеку «обнаружить своё лицо». Очень важно, не предложить уму ученика готовый и мёртвый материал. Гессен предлагает учителю овладеть методом науки, творя им новое знание, приходя с его помощью к открытию новых истин, а не упражняясь над мёртвым материалом уже открытого и готового знания. В этом глубокий и вечный смысл Сократовой «майевтики»: роль учителя подобна роли повивальной бабки. Учитель должен не рождать за ученика, но только помогать духовным родам ученика, быть восприемником рождённого учеником знания. Дать толчок, сообщить направление, следуя которому ученик сам откроет для себя новую истину, а не показать шаблон, согласно которому он должен разложить готовую и уже открытую истину,- вот что значит «дать орудие, которым сведения добываются». С.И.Гессен говорит о дидактическом принципе заражения культурой. Этот принцип по-своему выразил Б.Пастернак: «Другие по живому следу пройдут твой путь за пядью пядь…»

Для современных учеников, к сожалению, культура античности или культура средневековья является чужой. Чтобы ученик вступил в диалог с этой культурой, учителю нужно приложить немалые усилия. Чтобы ученик «чужое» знание сделал личностным, нужно:

- почувствовать то время, поставить себя на место человека того времени;

- увидеть актуальность поставленных автором проблем для своего времени, их общечеловеческое значение;

- насладиться красотой языка и стиля;

- осознать единство культуры и через погружение в «чужую» культуру лучше понять себя и своё время.

Задачи не из лёгких. Попробуем показать возможные варианты их решения на примере творческой контрольной работы (или зачёта) по теме «Античная литература. Литература средних веков и эпохи Возрождения» в 9-м классе.

Ученик в 9-м классе знакомится с культурными эпохами и направлениями, начиная с античности и заканчивая реализмом. Творческое погружение в культурную атмосферу поможет ученикам ориентироваться в этом сложном материале. Ученики уже познакомились с основными чертами античности, средних веков и Возрождения, узнали о стилистических особенностях этих культурных эпох, их идеях, конфликтах, жанрах, героях. Античность была представлена миром гомеровских героев («Илиада», «Одиссея») и трагедией Эсхила «Прикованный Прометей». Средневековое искусство было представлено текстами летописей «Житие протопопа Аввакума» и «Поучение Владимира Мономаха», а также удивительным памятником Древней Руси – «Словом о полку Игореве». Эпоха Возрождения была представлена лирикой Ф.Петрарки и Данте. Опираясь на весь этот изученный материал, ученики приступают к подготовке к творческой контрольной работе, где они «предъявляют» свои знания в творческой форме, причём согласно с идеей личностно-ориентированного образования каждый выбирает ту форму, которая ему ближе и интересней. Класс делится на 3 группы (по числу представленных культурных эпох). Контрольная работа приходит в форме представления группами творческих заданий. Учитель только начинает и заканчивает урок, создаёт эмоциональный настрой и проводит рефлексию в конце. Во время урока он может задать вопрос, что-то прокомментировать, но в основном его функция лишь организаторская. Главная работа учителя – помочь группам учащихся подготовиться к «путешествию», так определил С.И.Гессен суть образования: «Образование человека есть путешествие. Это есть путешествие в стране духа, в мире человеческой культуры. Цель образования – приобщение к мировой общечеловеческой культуре».

Какие опережающие задания получают ученики к творческой контрольной работе?

1. Снять фрагмент видеофильма: первая группа – «Античность на Украине», вторая группа – «Средние века на Украине», третья – «Возрождение на Украине». Затем монтируется небольшой видеофильм (5-7 минут). Сценарий фильма подробно обсуждается с учениками. Сопровождают видеоряд – стихи современной рижской поэтессы Марианны Озолини(читает учитель) и классическая музыка. Это задание помогает ученикам понять, что мы живём в государстве, где культура прошлого соединяется с культурой настоящего, где искусство может помочь нам погрузиться в то душевное состояние, к которому мы стремимся в данный момент. Предполагаемый материал:

«Античность на Украине»

Возможный видеоматериал

Возможное поэтическое сопровождение

Монументальная архитектура пришла на территорию Украины в эпоху античности вместе с греческими переселенцами в VI-III вв. до н.э.

Лучшими образцами архаической архитектуры являются: Царский (349 г. до н.э.) и Золотой Курганы (г. Керчь, древний Пантикапей); театры в Херсонесе; цитадель Херсонеса и башня Зенона (2 в. до н.э., г. Севастополь); замок Афинеон (г. Новый Свет); склеп Деметры (1 в. до н.э.) и Мелек-Чесменский курган (г. Керчь).

В музее Херсонесского заповедника хранится уникальный фрагмент портика, на котором до сих пор видны остатки красной и синей краски.

Мелек-Чесменский курган, IV в. до н.э.

Священно понятье Культура –

В ней тайная с космосом связь…


Проходит всё… Но вечное движенье,

Меняя жизнь, в стремительный поток

Нас вовлекает и дарит воспламененье

Огня сердечного и радости исток...


Всем сердцем Землю мне дано любить

И из Вселенной уходить и приходить

Сюда – из жизни в жизнь, из века в век,

Неся великий титул – Чело-век…


На многострунной Арфе Мироздания

Великая симфония звучит…

В ней – мощь космического созидания

И вездесущий Огненный Магнит…

Тот ритм тысячеструнного оркестра

Сердечный уловляет слух…

И дирижирует невидимый Маэстро,

И очарованный трепещет дух…




«Средневековье на Украине»

Возможный видеоматериал

Возможное поэтическое сопровождение

Средневековье в юго-западном Крыму: пещерный город Мангуп-Кале (столица средневекового княжества Феодоро, VI-XIV вв.) занесён в список ЮНЕСКО.

Город Белгород-Днестровский: 2500-летняя история, сохрани-лась крепость площадью 9 га, внешняя стена – 2,5 км протяжен-ностью. В стене встроено 34 башни.

Город Хотин: на территории историко-архитектурного заповедника «Хотинська фортеця» в 2010 г. прошёл фестиваль нового поколения «Битва наций». Состоялся концерт в духе средневековья. Реконструировали исторические костюмы и предметы быта.

Памятники средневековья: «Скифская могила», средневековая армянская церковь Успения Пресвятой Богородицы (XIV в.), Ново-Греческая церковь Иоанна Предтечи (XIII - XVI вв.), источник святого Иоанна Сочавского - покровителя Бессарабии.

На основании своих изысканий донецкий слесарь В.И.Свитящук написал по «Слову о полку Игореве» обширный материал, который рецензировал академик Д.Лихачев. Свитящук предполагает, что в 1185 г. Игорь и примерно

6 000 воинов двинулись к ставке Колчака, которая находилась там, где сейчас в г. Славянске установлена ретрансляционная вышка. В этом месте в н. XIX в. был обнаружен клад с золотым стременем – знаком высокого рода.

У костра на планете собираются разные люди,

Непохожие обликом, и укладом, и языком.

Единенье без слов…

В нём извечное таинство будит

Ритмы сердца, разгоревшегося огнём.


Этот пламень священный –

магнит во вселенском просторе.

Как много оттуда к нему притянулось друзей!

И вершится незримо слияние в огненном море

У земного костра человека с Вселенною всей…


Птица Феникс – это древний символ

Перевоплощения людей,

Как напоминанье о законе

Вечной

непрерывной жизни всей…


За пределы Солнечной системы

В беспредельность хочется слетать,

И миры, как дивные поэмы,

Сердцем очарованным читать.


По звёздному саду Вселенной

Давай погуляем с тобой…

Мне кажется, будто бы

ждёт нас бесценный

Цветок

на звезде золотой.


Как погасшей звезды неисчезнувший свет

По пространству летит миллионами лет,

Так крылатые души погибших бойцов –

Не вернувшихся с войн дедов, братьев, отцов –

Прикасаются к нашим горячим сердцам

И к зажжённым во храмах поминальным свечам.


«Возрождение на Украине»

Возможный видеоматериал

Возможное поэтическое сопровождение

«Украинские Афины» - Академия князя К.Острожского в г.Остроге, которая сочетала в себе школу и собрание учёных под покровительством мецената.

72 замка Украины (XIV-XVII вв.), каждый со своей историей. Всемирную славу снискала Каменец-Подольская крепость (Хмельницкая область). В 40 км. от г.Львова в селе Свирж на одноименной реке находится Свиржский замок. Возведённый в XVI в., замок хранит много секретов. Ходят слухи, что в подвалах спрятан клад польских магнатов. Есть даже своё привидение.

По легенде, простая крестьянская девушка из замка умудрилась влюбиться во вражеского бойца, армия которого осаждала Свирж. Девушка открыла врагам ворота замка Львова, и они его захватили. Счастливого конца в этой истории нет: влюблённый поразмыслил, что тот, кто предал раз, предаст и второй, взял и бросил девушку в колодец замка. Вот и бродит тень отверженной предательницы по замку, не зная покоя. Колодец сохранился. Гуляя по замку, забываешь, что на дворе XXI в. и Свиржский замок – динозавр, чудом уцелевший среди болот.


Друзья, зажжем светильник духа,
Чтоб светом сердца озарить
Всех, кто в потемках и разрухе
Умеет все-таки любить.

И со светильником как в бездну
Во тьму шагнем, не устрашась
Деянья зла оружьем Света
Взорвем, за это помолясь.

Мы знаем, каждый светоносец
Испытан будет сотни раз.
Друзья с него сурово спросят

И выдержку, и зоркий глаз,
И стойкость выстоять в дозоре
На самом трудном рубеже.
Преградой стать творящим горе,
Участвующим в грабеже.


Когда Земля

под сводом Мирозданья

Заснёт,

уйдя в ночной покой,

К тебе, Звезда, я выйду на свиданье,

Мне надобно

поговорить с тобой.

И звёздами

горят мои глаза –

В пространстве мы с тобой

две равноправных половины.


2. Сделать фотографический портрет в стиле своей эпохи. Это задание ещё раз обращает 9-классников к архитектуре, живописи, музыке и морали заданных эпох. Это даёт возможность понять: как представлен человек, что подчёркивается в его выражении лица, одежде; какие аксессуары выбирает художник, сложен ли фон картины. Девочки могут подобрать наряды, сделать причёски, таким образом, как бы примерить на себя ушедшую эпоху. Рефлексия этого задания – 2 таблицы-схемы (на интерактивной доске).

Таблица 1. Характерные черты в искусстве

Характерные черты

Античность

Средние века

Возрождение

1. Принцип изображения

Человек – мера всех вещей

Условность

«Окно в мир»

2. Тематика изображений

Физическое и моральное совершенство человека

Определяет христианство

Научное познание мира

3. Взаимоотношение видов искусства

Монументальная скульптура, пластика, архаическая вазопись, мозаика, расписная керамика, декоративная скульптура

Архитектура –ведущий вид искусства

Живопись – царица искусства

4. Система жанров

Архитектура, скульптура, вазопись

Синтез видов искусства, подчинение архитектуре

Обособление жанров: исторический, портрет, пейзаж

5. Отношение к творчеству

Искусство демократично, лишено жёстких норм и канонов, реалистично и гуманистично

Анонимность, коллегиальность

Авторские работы, черты индивидуального творчества

6. Взгляд на природу творчества

Человек с его страстями – центр внимания искусства

Проникновение в божественную сущность человека

Художник подобен Творцу


Таблица 2. Человек эпохи

Античность

Средние века

Возрождение

«Человек – мера всех вещей».

Свободный человек может достичь вершин в искусстве, знании, политике, государственном строительстве, самопознании и самосовершенствовании

В человеке больше разумного начала, чем животного.

Человек – пришелец из другого мира («небесного царства», «духовного мира», «рая», «неба») и должен опять туда вернуться.

Человек наделён разумом и способностью различения добра и зла.

Переход от многобожия к единобожию. Бог во всем – в чувственном и умопостигаемом.

Два мира: мир Божий (основан на любви к Богу и презрении к себе) и мир земной (основан на любви к себе и презрении к Богу).

Человек – «избранный сосуд» и объект постоянной борьбы дьявольского начала с Божественным.

Человеку предоставлена «лестница» восхождения от земли к небесам и – наоборот – падения в бездну.

Тяга к самоотречению – неизбежная ступень человеческого самосознания.

Человек – часть Бога, Божий сын. Человек – самое светлое, чистое, верное. В творческих способностях человек – копия Бога, небесный отсвет, отсвет Божественного величия.

«Бог – это чеканщик монеты, а человек – меняла, определяющий ценность монеты. Бог может всё создать, мы – познать, ибо и мы потенциально несём в себе всё» (Мыслитель Кузанский).

Человек сам себя может пересоздать. Он может быть ангелом, а может демоном, может быть вверху и внизу.

Человек – это всё. Он есть всё.


3. Подготовить свободную поэтическую мини-композицию (4-5минут) : первая группа – по произведениям Гомера и Эсхила; вторая группа – по текстам летописей и «Слова о полку Игореве»; третья – по сонетам Данте, Ф.Петрарки и В.Шекспира. Избранное в мини-композиции должно быть объединено одной темой или выбрано по какому-нибудь иному принципу, который должен быть отражён в названии. Желательно подобрать музыку и продумать режиссуру своего выступления. Часто все группы ребят выбирают одну тему – тему любви. И тогда мы обращаем на то, как по-разному раскрывается человек не только в рамках разных культурных эпох, но даже в рамках одной темы. В этом задании важно то, что ученики самостоятельно выбирают тексты, глубже знакомясь в процессе выбора с творчеством, руководствуясь вкусами своими, а не взрослых. Ребята учат всё это наизусть. Важно, чтобы они учили то, что действительно нравится и в памяти задержится надолго.

Возможные темы мини-композиций:

Античность: «Моральный канон совершенной личности» (Гомер «Илиада»)

- Тщится остальных превзойти, непрестанно пылать отличиться (VI, 208).

- Если останусь я тут перед градом троянским биться,

Нет возращения мне, но слава моя не погибнет.

Если же в дом возвращусь я, в любезную землю родную,

Слава моя погибнет, но будет мой век долголетен (IX, 413-416).

- Руки подобны огню, а душа и могучесть – железу (XX, 373).

- Если, как робкий, останусь я здесь, удаляясь от боя,

Сердце мне то запретит; научился быть я бесстрашным,

Храбро всегда, меж троянами первым, биться на битвах,

Доброй славы отцу и себе самому добывая (VI, 441-446).

- Так же и я, коль назначена доля мне равная, лягу,

Где суждено, но сияющей славы я прежде добуду! (XVIII, 114-121)


Средние века: «Гиперболический пейзаж Русской земли» («Слово о полку Игореве»)

- Игорь-князь во злат стремень вступает.
В чистое он поле выезжает.
Солнце тьмою путь ему закрыло,
Ночь грозою птиц перебудила…

- А беда несется вслед за ним:
Птицы, поднимаясь над дубами,
Реют с криком жалобным своим.
По оврагам волки завывают,
Крик орлов доносится из мглы…

- Долго длится ночь. Но засветился
Утренними зорями восток.
Уж туман над полем заклубился,
Говор галок в роще пробудился,
Соловьиный щекот приумолк.

- Ночь прошла, и кровяные зори
Возвещают бедствие с утра.
Туча надвигается от моря
На четыре княжеских шатра.

- Быть сегодня грому на Каяле,
Лить дождю и стрелами хлестать!
Уж трепещут синие зарницы,
Вспыхивают молнии кругом.

- Молодой Олег и Святослав
В темноту ночную погрузились.
И закрылось небо, и погас
Белый свет над Русскою землею…

- Уж не светит Игорю солнца ясный свет.
Не ко благу дерево листья уронило:
Поганое войско грады поделило.

- Берега Немиги той проклятой
Почернели от кровавых трав -
Не добром засеял их оратай,
А костями русскими - Всеслав.

- Но восходит солнце в небеси -
Игорь-князь явился на Руси.
Вьются песни с дальнего Дуная,
Через море в Киев долетая.


Возрождение: «Комплименты высоким слогом сонета Ф.Петрарки»

1) в разлуке (сонет X):

Любовной думой сердце наполняет;

Но здешние красоты меркнут разом,

Как вспомню, что тебя меж нами нет.

2) вечность любви (сонет XXXV):

Не скрыться мне: Амур здесь постоянно,

И нет исхода нашим разговорам.

3) верность (сонет LVII):

Скорей снега согреются, разливы

Морей иссохнут, невод рыбаки

В горах закинут…

Чем я любовь забуду.

4) напоминание о себе (сонет СXXXIII):

Я выставлен Амуром для обстрела,

Как солнцу – снег, как ветру – мгла тумана,

Как воск – огню. Взывая постоянно

К вам, Донна, я охрип. А Вам нет дела.

5) о красоте глаз любимой (сонет СLXXIII):

На солнца чудотворных глаз взираю…

6) признание в любви (сонет ССLII):

Смущённый духом, то пою, то плачу,

И маюсь, и надеюсь…

Все силы сердца я на муки трачу…

Средь тысяч женщин лишь одна мне сердце поразила…


P.S. Вспоминают ребята и Дон Кихота – его велеречивые оды, в которых он воспевает Дульсинею: «Её волосы – золото, чело – Елисейские поля, очи её – два солнца, ланиты – розы, уста – кораллы, жемчуг – зубы её, алебастр – её шея, мрамор – перси, слоновая кость – её руки, белизна её кожи – снег».

4. Театрализация. Поставить небольшой отрывок из произведения «своей» эпохи. Перед тем как ребята покажут приготовленные сценки, один ученик (это было индивидуальным заданием), изучив репертуар современного театра, расскажет, какие произведения интересующих эпох идут на сцене, и поразмышляет над тем, почему именно эти произведения выбирают современные режиссёры, какие актуальные для нас проблемы были поставлены их авторами.

Возможные варианты

Античность: Спектакль-презентация «Шаги к мудрости» (по произведениям античных философов)

Например: Марк Аврелий (121-180гг.), «Наедине с собой».

Эпиктет (50-135гг.), «Беседы Эпиктета».

Пифагор (576-496 до н.э.), «Любомудрие Пифагора».


Средние века: «Фестиваль поэзии трубадуров»

Сопровождение: видеоряд «Лирика трубадуров в живописи»; музыка из оперы Джузеппе Верди «Трубадур» (в опере много мелодий, которые все знают с детства: хор «Miserere», «В горы родные мы возвратимся», хор цыган, ария графа ди Луны «Свет её улыбки ясной» - это лишь немногие из чудесных мелодий, которые формируют нашу культуру и которые звучат и в исполнении школьников).

Содержание:

- канцона (лирическое стихотворение о рыцарской любви);

- сирвента (жанр обсуждения вопросов морального содержания, воспевание достоинств друзей);

- альба (жалоба влюблённых на неизбежность разлуки);

- пастурель (песня-беседа рыцаря с пастушкой) – можно исполнить под гитару (ребята вспомина-

ют песню трубадура из мультфильма «Бременские музыканты»).


Возрождение: Монологи из трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетта»

Сопровождение: видеоряд (иллюстрации Саввы Бродского); фрагменты из фильма «Ромео и

Джульетта», фрагменты из балета С.Прокофьева «Ромео и Джульетта».

P.S. Интересный факт. В 1593 г. итальянский купец Паоло Микелани прибыл во Львов. Молодой, красивый и зажиточный парень мечтал организовать в городе продажу популярного в Европе греческого вина. Но Паоло влюбился в Пелагею. Любовь оказалась взаимной, и родители девушки не могли помешать их встречам. Хотя Паоло был католиком, а Пелагея - православной, ее родным пришлось дать согласие на брак, иначе дочь не пережила бы этого. Но произошло несчастье: эпидемия чумы не обошла Пелагею. Хотя родители девушки умоляли Паоло не навещать больную дочь, он, не считаясь ни с чем, каждый день часами просиживал возле неё. Шептал ей слова любви, облегчал страдание, горячо целовал любимые уста. Хорошо знал, какой опасности подвергался, но иначе поступить не мог. Непоправимое случилось: умерли Пелагея и Паоло. На их могилах установили надгробные камни со словами поэта Ш. Шимоновича: "Что любовь соединит - и смерть не одолеет". Их могилы не сохранились, но место, где они находились, - известно. Возможно, там построят памятник бессмертной любви.

Заключение. Итоги и выводы.

С.И.Гессен, выдающийся представитель гуманистической педагогики, утверждает: «Воспитание – сложный процесс, состоящий из нескольких слоёв, один поверх другого, подобно геологической структуре земной коры». Гессен выделил 4 пласта человеческого бытия: биологический, социальный, духовно-культурный и благодатный. Им соответствуют 4 уровня воспитания: как психофизического организма, как общественного индивида, как личности, включённой в культурную традицию, как члена царства духа. По Гессену, 4-й пласт, высший, - это план благодатного бытия, в котором воспитание выступает как Спасение, которое осуществляется через любовь к ближнему и любовь к Богу и ведёт человека к личному бессмертию. В этом высшем, эсхатологическом смысле, для Гессена образование есть «забота о смерти», забота об идущих на смену поколениях, которым передаётся культурное наследство, живой поток творчества.

Наш урок выдержан в соответствии с 4-мя уровнями воспитания учащихся. На уроке 9-классники наглядно убедились, как вступают в диалог различные виды искусства, как взаимодействует в едином пространстве культура настоящего и прошлого, как происходит в нашем сознании диалог культур.

В заключение творческого зачёта зададим вопрос: что дало вам, людям XXI века, знакомство с античностью, средневековьем и Возрождением? Какие мысли, идеи, образы показались вам интересными, запомнились, стали частью вашего внутреннего мира? Что дало вам изучение этих культурных эпох? (На эти вопросы ребята могут ответить дома.)

Зададим в конце урока ещё один вопрос, чтобы раскрыть связи изученных эпох с современностью. Может быть, все находки и открытия тех далёких времён устарели и не нужны в современном мире? Учитель с помощью наводящих вопросов подводит к основному выводу урока – в этих эпохах, словно в фокусе, сошлись общечеловеческие ценности на все времена, сошлись самые высокие мысли и представления о назначении человека, и в этом заключается непреходящее значение мировой культуры для человечества.

Чтобы поддержать данный вывод 9-классников, как рефлексия, предлагаем игру-вопрос «Что в шкатулке?». Учитель задаёт вопрос: чтобы получить «это», нужно взять землю, смоченную водой, или смешать глину с кровью. Иногда «это» получают из глаза, а иногда достаточно одного прикосновения руки. Что «это»? (Ответ: человек. Описание его сотворения по греческим мифам, шумерским легендам, египетским мифам и библейским сказаниям. В шкатулку можноhttp://www.odnoklassniki.ru/group/53706485858314 вложить репродукции греческой вазописи, Микеланджело «Сотворение Адама», фотографию современного человека.) Таким образом, тематика творческого зачёта выдерживается вплоть до завершающего игрового элемента.

Завершая урок, процитируем стихотворение Марианны Озолини:

На верность Культуре экзамен сдаём…

Один за другим в ополченье встаём

И, спаяны братским сердечным огнём,

От яростной алчности щит создаём.

Стоим на дозоре и ночью и днём –

Святыни Культуры свои стережём…

На происки тьмы факел Духа зажжём,

Чтобы детям и внукам планетный наш дом

Священным приютом являлся потом…

Пред Богом самим мы экзамен сдаём!..

Сегодня мы сдали экзамен «на верность Культуре». Диалог с культурой прошлого помогает человеку лучше понять себя настоящего.

10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Бречко Людмила Степановна

Дата: 18.11.2018

Номер свидетельства: 486327


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства