kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В.С.Высоцкий. Основные вехи творческой биографии. Основные темы и мотивы авторской песни. Тематика песен В.С. Высоцкого.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по творчеству В.С. Высоцкого.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В.С.Высоцкий. Основные вехи творческой биографии. Основные темы и мотивы авторской песни. Тематика песен В.С. Высоцкого.»


МОУ "Кременчугская средняя школа"







В.С.Высоцкий. Основные вехи творческой биографии. Авторская песня- новое явление в русской литературе хх века. Основные темы и мотивы авторской песни. Тематика песен В.С. Высоцкого.




Составила

учитель русского языка и литературы

Костив Л.В.




Цель урока.

Обучающая -  познакомить учащихся с  жанром авторской песни на примере песен

В. Высоцкого как уникального явления в русской культуре.

 Развивающая -  развить взгляд на русскую литературу как на литературу «вечных» философских    вопросов  бытия.

Воспитывающая – воспитание через песни В.Высоцкого толерантности, гуманного отношения к людям. Раскрыть перед восьмиклассниками  одну из важнейших сторон дарования поэта-гражданина – умение дружить и быть верным дружеским узам.

Оборудование: книги В.С. Высоцкого, портрет барда, тексты песен, презентация, раздаточный материал к уроку.

Тип урока: урок-композиция.

Конспект урока



I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний. Беседа.
III. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня у нас необычный урок. Пройдёт совсем немного времени, и вы покинете стены школы, получите аттестаты зрелости и уйдёте в новую, взрослую жизнь. Завершение школьной биографии — это первая высота, вершина, которой вы скоро достигнете. И вот перед последним восхождением я предлагаю вам сделать привал, как это делают все альпинисты, туристы: немного отдохнуть у нашего символического костра, послушать знакомые и узнать незнакомые песни, почувствовать рядом плечо друга, а может, и погрустить от осознания скорого неизбежного расставания.
И ещё я хочу посвятить этот урок авторам, поэтам, музыкантам, актёрам
и просто талантливым людям, без которых просто нельзя представить авторскую песню… На этом уроке вы познакомитесь с творчеством В.С. Высоцкого.

Сегодняшний наш урок построен в форме урока-композиции и посвящён антологии авторской песни.

ІV. Работа над темой урока

Авторская песня как литературное явление и явление общественной жизни сложилась в период хрущёвской оттепели с её неясными надеждами на перемены. Создателями жанра стали Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Александр Галич, Александр Городницкий, Новелла Матвеева, Юрий Визбор, Юрий Кукин, Евгений Клячкин и многие другие. Песни поначалу исполнялись камерно, в дружеских компаниях, в туристских походах и геологических экспедициях… Со временем их исполнение становилось публичным. С появлением магнитофона песни поэтов-бардов зазвучали по всей стране, распространяясь стихийно в разновидности самиздата, преодолевая таким способом цензурные
преграды.
В авторской песне автор — и сочинитель текста, и автор музыки, и исполнитель, и аккомпаниатор. Однако главным является текст, поэтому авторская песня и создавалась поэтами (поющими поэтами). Текст определял и музыку, и манеру исполнения. Для поэта — исполнителя своих песен мелодия и ритм не являются самоцелью, они служат средством усиления выразительности стиха. Владимир Высоцкий сказал как-то на одном из концертов в 1980 г.: «Когда я услышал песни Булата Окуджавы, я увидел, что можно свои стихи усилить ещё музыкой, мелодией, ритмом. Вот я и стал тоже сочинять музыку к своим стихам». В основе авторской песни — стремление выявить, усилить смысловые и музыкально-ритмические оттенки стихов («Это делается для того, чтобы ещё лучше воспринимался текст»,— В. Высоцкий), поэтического текста, поэтому
и оценивается авторская песня прежде всего по качеству текста. Авторская песня возникла как альтернатива «советской массовой песне» — жанру официально поощряемого искусства и явилась одной из форм противостояния искусству официальному. Но далеко не все барды были политическими диссидентами, как
Александр Галич, и политические мотивы не всегда были главными. Противостояние лирического героя — героя авторской песни официозу было гораздо шире, чем только предполагала сфера политики: оно захватывало сферу эстетики, этики, литературы и т. п. С конца 1960-х гг. авторская песня вынужденабыла перейти на полулегальное с уществование: её вытеснили из радиоэфира, почти не допускали на телеэкран. Травле в официальной прессе подвергались Б. Окуджава и В. Высоцкий, вынужден был эмигрировать А. Галич.
Во второй половине 1980-х гг., в период «перестройки», все искусственные преграды были устранены и авторская песня получила права гражданства в культуре и критике. Она перестала быть сама собой, растворившись в безбрежном океане современного плюралистического искусства. По мнению многих, в том числе Б. Окуджавы и исследователя авторской песни А. Е. Крылова, авторской песней надлежит считать только то, что появилось до начала 1990-х гг.

Когда говорят об авторской песне, то перед глазами встаёт образ
Владимира Семёновича Высоцкого. Это один из наиболее ярких представителей
этого жанра. Он оказал существенное влияние на развитие этого направления.

Говорят, что у каждого времени – каждые 15-20 лет – есть свой певец, который поет арию большинства. Владимир Высоцкий был таким певцом. В его творчестве каждый узнавал себя. Он был душой своего времени, его надеждой. С ним вместе ушла целая эпоха.

В исполнении Владимира Мигули прослушайте песню на стихи Андрея Дементьева «Черный лебедь»:

Его надрывный голос стучится до сих пор в наши души, пытаясь что-то в них
изменить. Все, кто знал Владимира Семёновича, говорят о нём как о личности
глубоко своеобразной, яркой, незаурядной. Бесконечно обаятельный, популярный, любимый народом, он, словно метеор, пролетел над страной, многое осветив в ней в том полёте. И быстро сгорел, как это часто бывает со стремительным
метеором. О его творчестве знаменитый актёр М. А. Ульянов сказал: «Его творчество было как крик, как стон сердца…» А сам В. Высоцкий в стихотворении
«О поэтах и кликушах» сказал: «Кто кончил жизнь трагически, тот истинный
поэт».

Жанровое и тематическое разнообразие творческого наследия В.С.Высоцкого.

Судьба Владимира Высоцкого изменчива, как сама жизнь, — в чем-то приятная и радостная, в чем-то драматичная и тяжелая. Официального признания ему не суждено было дождаться при жизни, книги стали выпускаться только после его смерти. Но уже при жизни автора настигла слава и искренняя любовь настоящего ценителя его поэзии — народа. Сотни песен, вышедших из-под пера Высоцкого, представляют богатое наследие для читателей. Творчество его оказалось поистине всеохватным — темам и героям произведений нет счета.

Высоцкий написал свыше 100 стихотворений, около 600 песен и поэму для детей (в двух частях), в общей сложности его перу принадлежит приблизительно 700 поэтических произведений.

 Сложно найти стороны жизни, которые бы он не затронул в своём творчестве. Это и «блатные» песни, и баллады, и любовная лирика, а также песни на политические темы: часто сатирические или даже содержащие резкую критику (прямую или, чаще, написанную эзоповым языком) существующего строя и положения дел, юмористические песни и песни-сказки.

Многие песни написаны от первого лица и впоследствии получили название «песни-монологи». В других песнях могло быть по несколько героев, «роли» которых Высоцкий исполнял, меняя голос (например, «Диалог перед телевизором»). Это своеобразные «песни-спектакли», написанные для исполнения одним «актёром».

В любом песенном сюжете Высоцкому важно раскрыть, прежде всего, мир личности, человеческий характер. А ярче всего человек раскрывается в экстремальных ситуациях, потому их так много в произведениях поэта. Достаточно вспомнить его “Песню о друге” (“Если друг оказался вдруг…”)

Стихотворения-песни Высоцкого чрезвычайно неоднородны по жанру.

У него есть баллады, песни-размышления, песни-диалоги.

Особое место среди произведений поэта занимают песни-притчи, построенные на аллегории.

Философский подтекст можно обнаружить в, на первый взгляд ,просто забавных и шуточных, песнях Высоцкого, в его размышлениях,например,о том, почему аборигены съели Кука: а потому и съели, что он был самый умный, добрый и сильный, — так уж у аборигенов принято. А вот кто эти аборигены, читатель-слушатель угадывал легко.

В песне “Притча о Правде и Лжи” — непростые размышления автора о вечных истоках жизни, выраженные через аллегории, которые восходят к традициям устного народного творчества и древнерусской литературы.

В начале 60-х годов 20 века появляются первые "спортивные" песни: "О сентиментальном боксере", "О конькобежце на короткие дистанции". Сам поэт в молодости увлекался разными видами спорта, играя в театре на Таганке, продолжал заниматься, так как для некоторых ролей ему приходилось разучивать акробатические номера.



Песни о войне объединяются в целый цикл, об этом говорил сам Высоцкий, называя их «мои песни о войне» или «цикл военных песен». Всего военных произведений у Высоцкого около тридцати, и они составляют отдельную рубрику в сборниках.

Стихи Высоцкого о Великой Отечественной войне звучат с такой пронзительной силой, насыщены такой обжигающей правдой, что кажется, будто автор сам хлебнул лиха на войне.

Высоцкий - продолжатель национальных литературных традиций, настоящий патриот России: «Без России я - ничто. Без народа, для которого я пишу, меня нет». Стихи Высоцкого о Великой Отечественной войне – дань памяти и уважения тем, кто погиб за наше будущее.



Любовь к Марине Влади вдохновила Высоцкого на создание трогательных, пронзительных, выразительных, как и все его произведения, песен, которые обогатили своими мелодиями и содержанием его песенное творчество.



Не сравнил бы я любую с тобой,

Хоть казни меня, расстреливай.

Посмотри, как я любуюсь тобой,-

Как Мадонной Рафаэлевой!



Сравнение с художественными образами прошлого характерно для произведений А.С. Пушкина. В этом можно проследить неразрывную творческую связь поэта веков минувших и поэта современности.



Тема дружбы является одной из наиболее любимых поэтом, поскольку связана с самыми яркими из его жизненных впечатлений. Принято считать, что у Владимира Семеновича было очень много друзей.

Лишь верным, настоящим друзьям Высоцкий посвящал свои замечательные стихи:



Он не вышел ни званьем, ни ростом,

Не за славу, не за плату.

А на свой необычный манер

Он по жизни шагал над помостом

По канату, натянутому, как нерв!



Это стихотворение посвящено клоуну Леониду Енгибарову, умершему на арене цирка, судьба которого во многом схожа с судьбой самого Высоцкого.

Жизнь Высоцкого была короткой, но запоминающейся, словно падение кометы.

 Практическая работа (в группах с текстами стихотворений-песен В. С. Высоцкого)
1-я группа. Сопоставьте свои отзывы на песню «Охота на волков». Как в песне переплетаются философское и социальное?
2-я группа. Чем вас поразили песни В. С. Высоцкого о войне? В чём их своеобразие? Подготовьте выразительное чтение и анализ стихотворения-песни
«Он не вернулся из боя».
3-я группа. Прослушайте «Песню о друге». Определите, каков лирический
герой произведений, посвящённых дружбе.

Презентация результатов работы

Тест для самоконтроля

Тест: знаете ли вы песни Владимира Высоцкого



V. Рефлексия. Подведение итогов урока

https://www.shkolazhizni.ru/test/45/

VI. Домашнее задание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Костив Людмила Васильевна

Дата: 05.06.2022

Номер свидетельства: 608919


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства