Просмотр содержимого документа
«"В ней есть душа, в ней есть свобода…" ( Человек и природа в русском искусстве)»
Открытый урок литературы в 7 классе
«В ней есть душа, в ней есть свобода…»
( Человек и природа в русском искусстве)
Цель: - развить эстетический вкус и творческие способности учащихся;
- вовлечь учащихся в мир искусства слова.
Задачи: - показать равновесие и разумность устройства окружающего мира,
целесообразность и гармоничность явлений природы;
- развитьмысль о том, что человек – часть целого и мудрость его в том,
чтобы ощущать себя одной из частей вселенской гармонии.
Тип урока: обобщение и закрепление пройденного (внеклассное чтение)
Оборудование урока: репродукции картин Левитана, Шишкина, Грабаря;
муз. сопровождение – цикл пьес Чайковского «Времена года»,
«Вальс цветов», произведения Стравинского, Рахманинова.
Когда напевают закаты в реке,
И сосны вздыхают, и шепчут кусты,
Кто землю поймёт на родном языке?
Кто, если не я?
Кто, если не ты?
Л. Щипахина
Ход урока:
Орг. момент .
Повторение пройденного. Фронтальный опрос.
Сообщение новой темы.
А) Вступительное слово учителя:
«Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства – природа. Нет ни одного значительного поэта, художника, композитора, душа которого не отозвалась бы на её красоту. Явления природы, даже самые простые и обыденные, в искусстве предстают опоэтизированными и одухотворёнными.Это стихи Пушкина, Есенина, Фета, Тютчева, Бунина, Пастернака, рассказы Тургенева, Чехова, Паустовского и Пришвина, полотна Левитана, Шишкина, музыка Чайковского, Стравинского, Рахманинова, Свиридова.
Не то, что мните вы, природа
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
В ней неиссякаемый источник вдохновения поэтов и художников, композиторов и, может быть, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться.
Б) Увертюрой сегодняшнего урока будут стихи, подготовленные вами дома.
(Н. Рыленков «Всё в тающей дымке»
Заболоцкий «Суровая природа».
И. Бунин «Распахнись…»)
В этих стихах величие природы, её душевность, её открытость, её готовность к диалогу, её желание помочь человеку. Всегда ли это было?
Бытует мнение, что в Древней Руси плохо понимали красоту природы. Основывалось это мнение на том, что в древнерусских произведениях редки подробные описания природы. Но вот запись ХV века: «И аща хотеши прохладитися, изыди на преддверие храмина твоея и виждь небо, солнце, луну, звёзды, облака, и в сих прохлажайся». Мы с вами знаем немало примеров, когда природа приходит на помощь человеку.
Сейчас послушаем музыку и представим себе жизнь древних славян.(Слушаем
Стравинского «Земля священная»).
Либретто было написано Рерихом вместе со Стравинским. Художник и композитор ставили перед собой задачу воплотить в цвете и музыке полную сказочного волшебства жизнь древних славян.
(Рассматриваем картину из жизни древних славян, комментируют учащиеся)
Приведите пример прозаического произведения, где природа помогает человеку.
(Ребята приводят примеры из художественной литературы)
( «Кладовая солнца» Пришвина, где ощущается одушевлённость природы, её готовность к диалогу и неумение по-другому общаться с человеком.)
( «Петька на даче» Л.Андреева).
В) Музыка врывается в природу и вдохновляет человека на творчество.
В 1875 году в журнале «Нувеллист» появилось сообщение о том, что
знаменитый композитор П.И.Чайковский обещал поместить в журнале целую серию
фортепианных композиций, связанных с временами года. Обещание было
выполнено. Так рождается цикл «Времена года». 12 пьес – 12 месяцев. Эпиграфы
подбирал сам композитор из стихотворений русских поэтов.
Сейчас мы с вами послушаем одну пьесу, вы определите время года эпиграфом.