kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"В ней есть душа, в ней есть свобода…" ( Человек и природа в русском искусстве)

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Цель:  - развить эстетический вкус и творческие способности учащихся;

             - вовлечь учащихся в мир искусства слова.

  Задачи: - показать равновесие и разумность устройства окружающего мира,

                  целесообразность и гармоничность явлений природы;

               -  развить мысль о том, что человек – часть целого и мудрость его в том,

                  чтобы ощущать себя одной из частей вселенской гармонии.

  Тип урока: обобщение и закрепление пройденного (внеклассное чтение)

 Оборудование урока: репродукции картин Левитана, Шишкина, Грабаря;

                                      муз. сопровождение – цикл пьес Чайковского «Времена года»,

                                      «Вальс цветов», произведения Стравинского, Рахманинова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"В ней есть душа, в ней есть свобода…" ( Человек и природа в русском искусстве)»

Открытый урок литературы в 7 классе



«В ней есть душа, в ней есть свобода…»

( Человек и природа в русском искусстве)


Цель: - развить эстетический вкус и творческие способности учащихся;

- вовлечь учащихся в мир искусства слова.

Задачи: - показать равновесие и разумность устройства окружающего мира,

целесообразность и гармоничность явлений природы;

- развить мысль о том, что человек – часть целого и мудрость его в том,

чтобы ощущать себя одной из частей вселенской гармонии.

Тип урока: обобщение и закрепление пройденного (внеклассное чтение)

Оборудование урока: репродукции картин Левитана, Шишкина, Грабаря;

муз. сопровождение – цикл пьес Чайковского «Времена года»,

«Вальс цветов», произведения Стравинского, Рахманинова.


Когда напевают закаты в реке,

И сосны вздыхают, и шепчут кусты,

Кто землю поймёт на родном языке?

Кто, если не я?

Кто, если не ты?

Л. Щипахина

Ход урока:


  1. Орг. момент .

  2. Повторение пройденного. Фронтальный опрос.

  3. Сообщение новой темы.

А) Вступительное слово учителя:

«Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства – природа. Нет ни одного значительного поэта, художника, композитора, душа которого не отозвалась бы на её красоту. Явления природы, даже самые простые и обыденные, в искусстве предстают опоэтизированными и одухотворёнными.Это стихи Пушкина, Есенина, Фета, Тютчева, Бунина, Пастернака, рассказы Тургенева, Чехова, Паустовского и Пришвина, полотна Левитана, Шишкина, музыка Чайковского, Стравинского, Рахманинова, Свиридова.

Не то, что мните вы, природа

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

В ней неиссякаемый источник вдохновения поэтов и художников, композиторов и, может быть, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться.

Б) Увертюрой сегодняшнего урока будут стихи, подготовленные вами дома.

(Н. Рыленков «Всё в тающей дымке»

Заболоцкий «Суровая природа».

И. Бунин «Распахнись…»)

В этих стихах величие природы, её душевность, её открытость, её готовность к диалогу, её желание помочь человеку. Всегда ли это было?

Бытует мнение, что в Древней Руси плохо понимали красоту природы. Основывалось это мнение на том, что в древнерусских произведениях редки подробные описания природы. Но вот запись ХV века: «И аща хотеши прохладитися, изыди на преддверие храмина твоея и виждь небо, солнце, луну, звёзды, облака, и в сих прохлажайся». Мы с вами знаем немало примеров, когда природа приходит на помощь человеку.


Сейчас послушаем музыку и представим себе жизнь древних славян.(Слушаем

Стравинского «Земля священная»).

Либретто было написано Рерихом вместе со Стравинским. Художник и композитор ставили перед собой задачу воплотить в цвете и музыке полную сказочного волшебства жизнь древних славян.

(Рассматриваем картину из жизни древних славян, комментируют учащиеся)

Приведите пример прозаического произведения, где природа помогает человеку.

(Ребята приводят примеры из художественной литературы)

( «Кладовая солнца» Пришвина, где ощущается одушевлённость природы, её готовность к диалогу и неумение по-другому общаться с человеком.)

( «Петька на даче» Л.Андреева).

В) Музыка врывается в природу и вдохновляет человека на творчество.

В 1875 году в журнале «Нувеллист» появилось сообщение о том, что

знаменитый композитор П.И.Чайковский обещал поместить в журнале целую серию

фортепианных композиций, связанных с временами года. Обещание было

выполнено. Так рождается цикл «Времена года». 12 пьес – 12 месяцев. Эпиграфы

подбирал сам композитор из стихотворений русских поэтов.

Сейчас мы с вами послушаем одну пьесу, вы определите время года эпиграфом.

(Слушаем пьесу П.И.Чайковского «Октябрь». Учащиеся стихами подтверждают).

А вот мой эпиграф: «Октябрь серебристо-ореховый,

Блеск заморозков оловянный.

Осенние сумерки Чехова,

Чайковского и Левитана».

Г) А сейчас мы поговорим о том, как природа вдохновляла на творчество

А.С.Пушкина. Достаточно вспомнить Болдинскую осень. Всё сошлось здесь:

деревня, осень, тишина. Время как бы нарочно остановилось. Осень в Болдино –

пик его творчества: изобилие мотивов в стихотворениях, это проза – «Повести

Белкина», «Маленькие трагедии», заканчивает роман «Евгений Онегин».

Так же как Пушкин, ждал осени как самого дорогого и мимолётного времени

года и И.Левитан. Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Он оставил

около ста «осенних картин», самая знаменитая из которых – «Золотая осень».

Осень снимает густые цвета, смывает дождями зелень. Рощи сквозные. Тёмные

краски лета сменяются золотом, пурпуром и серебром. Воздух прозрачнее,

холоднее, и дали гораздо чище, глубже, чем летом.( Возможен Шишкин)

(Под музыку Свиридова проводится физкультминутка)

А теперь посмотрим, как творчески действует природа на вас.

Д) (Проводится групповая творческая работа. Учитель читает начало текста, а

учащиеся продолжают).

Отрывок из произведения К.Паустовского «Прощание с летом».

« Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я

оглох во сне… За стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую

тишину называют «мёртвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый,

беспокойный сад. Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату.

Я встал и подошёл к окну… )(Читают полученный текст)

Е) Природа влияет на душевное состояние человека. Мы радуемся, когда солнце,

грустим, когда дождь. Природа вызывает у нас тоску по родине, когда мы

далеко от неё. Давайте посмотрим, какие чувства появляются у героев из

произведений, отрывки которых вы подготовили.

(Читаются отрывки с объяснением).(Читают стихотворение Батюшкова)

Но есть картины природы, описание которых в нас отзывается тоской,

грустью и даже печалью.

(Учитель читает отрывок из рассказа И.Бунина «Новая дорога»)

Ж) Мы должны жить в гармонии с природой, а иначе…(высказывания учеников)

(Ученик читает стихотворение С.Острового «Сказание о Земле).

Под «Вальс цветов» учитель читает стихи «Не рви цветов, не надо».

4. Закрепление пройденного на уроке. Учащиеся говорят о том, что

а) природа помогает человеку;

б) природа вдохновляет на творчество;

в) природа отражает душевное состояние человека;

г) природу надо любить и беречь.

А завершить сегодняшний урок хочу словами великого русского поэта

С.А.Есенина

Я думаю:

Как прекрасна

Земля

И на ней человек.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"В ней есть душа, в ней есть свобода…" ( Человек и природа в русском искусстве)

Автор: Ковалева Татьяна Ивановна

Дата: 19.01.2017

Номер свидетельства: 381471

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Мастер-класс по изобразительному искусству "Человек - целый мир..." "
    ["seo_title"] => string(67) "mastier-klass-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-chieloviek-tsielyi-mir"
    ["file_id"] => string(6) "229510"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441748339"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Сценарий классного часа «Певец земли русской.  О творчестве Г. В. Свиридова»"
    ["seo_title"] => string(81) "stsienarii-klassnogho-chasa-pieviets-ziemli-russkoi-o-tvorchiestvie-g-v-sviridova"
    ["file_id"] => string(6) "308764"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458660357"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект  урока: Русская  классическая  литература  и  современность. Введение. "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkaia-klassichieskaia-litieratura-i-sovriemiennost-vviedieniie"
    ["file_id"] => string(6) "125539"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415008983"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "" Страницы мятежной жизни" к 200 летию М.Ю.Лермонтова "
    ["seo_title"] => string(59) "stranitsy-miatiezhnoi-zhizni-k-200-lietiiu-m-iu-liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "169532"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423416705"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Урок по теме: Об уравнениях, счастье, треугольнике и математическом городе"
    ["seo_title"] => string(73) "urok_po_teme_ob_uravneniiakh_schaste_treugolnike_i_matematicheskom_gorode"
    ["file_id"] => string(6) "597193"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1641804338"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства