Просмотр содержимого документа
«Урок русской литературы в 5-м классе по теме "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина»
Урок русской литературы в 5 классе по теме: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина.
Составила: учитель русского языка и литературы МБОУ «Тюляхская СОШ им. Д. Д. Оллонова» Бережнева В. П.
Цели урока: продолжить знакомство учащихся со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», развитие навыков исследовательской деятельности, в том числе нахождение языковых средств в тексте, таких как: постоянные эпитеты, сравнение, анафора.
Тип урока: комбинированный урок-исследование.
Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация по теме урока.
Предварительное домашнее задание: прочитать сказку А. С Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» самостоятельно.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие учащихся.
Слово учителя: Доброе утро, дети. Мы начинаем наш урок русской литературы, но прежде чем начать наш урок, давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение.
Актуализация темы.
1-й слайд. Видна картинка с разными иллюстрациями сказок.
2-й слайд. Вопросы: - Что такое сказка? (сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях)
- Какие бывают виды сказок? (волшебная, бытовая, о животных)
- Из каких частей состоит сказка? (присказка, зачин, концовка).
- Сказка бывает народной, т. е. …, и литературной, т. е. …
3-й слайд. Портрет А. С. Пушкина. (учащиеся рассказывают то, что знают из биографии А. С. Пушкина).
По этим трем слайдам дети должны будут угадать тему урока – «Сказка Александра Сергеевича Пушкина».
Введение в тему
4-й слайд. Иллюстрация сказки «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» с названием.
(учащиеся пишут дату и тему урока в своих тетрадях).
Слово учителя: А.С. Пушкин известен нам как гениальный русский поэт, писатель, сказочник. Он написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824-1826 годах. Переодевшись в крестьянский наряд, смешивался он на ярмарках с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая рассказы сказителей. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне...»
Своим талантом писать волшебные сказки великий Пушкин обязан своей любимой няне Арине Родионовне. Он не просто слушал сказки няни, но делал краткие записи этих сказок. Именно о них он писал брату Льву: «Вечером слушаю сказки – и тем вознаграждаю недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Пушкинские записи тех сказочных сюжетов, что были сделаны в Михайловском со слов Арины Родионовны, до поры до времени оставались неиспользованными, и только несколько лет спустя поэт воплотил их в своём творчестве.
5-й слайд. Иллюстрация сказки «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» из разных отрывков (ученики рассказывают краткий пересказ сказки).
6-й слайд. Задание - Найдите в сказке положительных и отрицательных героев (дети находят героев, объясняют их поступки)
7-й слайд. Вопрос: - Вид этой сказки какой? (волшебная)
- Основная мысль сказки «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (добро побеждает зло).
Проводится физкультминутка для учащихся (звучит музыка).
8-й слайд. Вопрос и задание: - Из каких частей состоит сказка? Найдите их в тексте (учащиеся находят зачин и концовку сказки).
9-й слайд. Вопросы и задания: - Что такое постоянные эпитеты?
- Что такое сравнение?
- Что такое анафора? Найдите их в тексте сказки (учащиеся отвечают на вопросы и приступают к работе в парах)
Ответы:
Постоянные эпитеты: красная девица, черная зависть, злая мачеха, алые губки, добрая весть, люди добрые, красно солнце, месяц ясный, ветер буйный, синее море и др.
Сравнения: Год прошел как сон пустой, царь женился на другой; Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?; Всех я краше; Он лесного зверя злей.
Анафоры: Аль отказываешь нам?
Аль товар не по купцам?
Так свежо и так душисто,
Так румяно, золотисто.
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами
Рефлекция.
10-й слайд.
А.С. Пушкин говорил:
Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.
- А какой урок вы извлекли из сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (высказывания учеников)
Выставление и объяснение оценок. Домашнее задание: выучить наизусть понравившийся отрывок из сказки «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
object(ArrayObject)#893 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(197) "Урок литературы по теме « А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», народная основа сказки»"
["seo_title"] => string(97) "uroklitieraturypotiemieaspushkinskazkaomiertvoitsarievnieiosiemiboghatyriakhnarodnaiaosnovaskazki"
["file_id"] => string(6) "285613"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1454224857"
}
}