kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи. "Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с целью ценностного отношения к русскому языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. "Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи.»

М.А. Скирта

учитель русского языка и литературы Горловской СОШИ № 16 МОН ДНР

Урок-исследование: «« Наш дар бессмертный – речь»:

русские поэты о языке и речи.

Цели урока:

формировать представление о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа;

побудить девятиклассников к размышлениям о роли слова в жизни человека и общества;

повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности;

воспитывать ценностное отношение к русскому языку.

Основные методы: эвристическая беседа, коммуникативный, частично - поисковый.



Оборудование: тексты русского поэта о языке, портрет И.А. Бунина

Ход урока



I. Организационный момент.

...человек чрез слово всемогущ;

Язык всем знаниям и всей природе ключ;

Г. Р.Державин

Учитель: Сегодня мы проводим урок развития речи, урок - исследование. Посмотрите на тему урока, на эпиграф. О чем мы будем говорить на уроке?

Ученики: На уроке мы будем говорить о слове, о функциях языка и речи, проследим их в текстах известных русских поэтов.

II. Разминка

Работа по группам: I группа - теоретики, II группа – практики (исследователи).

Учитель: Что такое слово?

Теоретики: Слово – единица языка, служащая для названия отдельного понятия.

Слово – наиболее конкретная единица языка.

Слово – исключительная способность человека выражать свои мысли и чувства, дар говорить.



Практики: Анализ стихотворений И.А. Бунина « В лесу, в горе, родник, живой и звонкий…»,

« Родник» (В глуши лесной, в глуши зелёной…)

1) Работа с текстом стихотворения « В лесу, в горе, родник, живой и звонкий…».

а) Индивидуальная работа со «Словарём живого великорусского языка» В. И. Даля:

голубец – могильный памятник, срубом, с крышей, будкой, домиком; зовут так и всякий памятник, особенно крест с кровелькой; корец – корчик – ковш для черпания воды, кваса.

Учитель: Как называются эти слова?

Теоретики: Эти слова называются диалектными. Они употребляются жителями той или иной местности.

б) Составление синквейна («смыслового треугольника»).

Учитель: Нужно сконцентрировать содержание анализируемого текста до нескольких наиболее важных слов: сущ., прил. прил., глаг. глаг. глаг. предложение .

Практики: родник

живой звонкий

не люблю люблю любуюсь

Родник – символ святой и вечной Руси.

2) Работа с текстом стихотворения « Родник».

Составление «ассоциативного дерева» слова родник.

Учитель: Поместим в центре поля слово родник, рядом его синонимы ключ и источник,

а от них все приобретаемые в контекстах « приращения» смысла и символические значения.

Учитель: Чем больше ассоциаций вызывает у вас слово, чем больше ассоциаций с другими словами и понятиями вы сможете установить, тем глубже вы постигаете текст, в котором «живёт», находится это слово. Ведь слово – очень значимая единица языка. Слово – это основа языка и речи.



III. Вступительная беседа

Учитель: Что такое язык? Что такое речь? Как связаны между собой эти понятия? В каких случаях термины « язык» и «речь» выступают как синонимы?

Теоретики: Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.

Речь – способность говорить, говорение. Эти понятия связаны между собой, они могут выступать как синонимы: одно из значений слова язык – речь, способность говорить, а одно из значений слова речь – это звучащий язык.

Учитель: Какую функцию выполняет язык в человеческом обществе?

Теоретики: Язык служит для общения друг с другом, является средством связи между людьми, то есть выполняет коммуникативную функцию.

Учитель: Обратите внимание на этимологию слова коммуникация. Индивидуальная работа с этимологическим, толковым словарями.

Теоретики: Слово коммуникация произошло от французского communication (

Учитель: Да, это важнейшие функции языка, однако « работа» языка в обществе заключается не только в том, что при его помощи люди передают друг другу различные сведения. Известно большое количество стихотворений, прозаических произведений, различных высказываний, посвящённых русскому языку. Сегодня мы обратимся к поэтическим текстам, авторы которых размышляют о роли языка в жизни человека и общества.

IV. Работа с текстом стихотворения И. А. Бунина « Слово», 1915

Учитель: Обратимся к цитате, которая стала темой сегодняшнего урока. Кому принадлежат эти слова?

Практики: Эти слова из стихотворения И. А. Бунина « Слово».

Учитель: Почему Бунин назвал речь « даром бессмертным»? Попытаемся найти ответ на этот вопрос в стихотворении « Слово».

( Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение И. А.Бунина «Слово»).

Учитель: О чём это стихотворение?

Практики: Стихотворение И. А. Бунина посвящено слову.

Учитель: Какие понятия противопоставляются в первой строфе?

Практики: В первой строфе противопоставляются понятия жизнь – смерть.

Учитель: Какие образы ассоциируются с понятием смерти?

Практики: С понятием смерти ассоциируются следующие образы: гробницы, мумии, кости, древняя тьма, мировой погост, дни злобы и страданья.

Учитель: А какие образы ассоциируются с понятием жизни?

Практики: С понятием жизни ассоциируются образы: слово, письмена, достоянье, дар бессмертный – речь.

Учитель: Какая функция языка здесь подразумевается, осмысливается автором?

Практики: Язык является хранителем культурно-исторической памяти человечества. В стихотворении Бунин говорит о том, что всё, составлявшее материальный мир, умерло.

Издавна человечество стремилось сохранить память о людях и событиях, однако ни специально построенные гробницы, ни предметы древних цивилизаций, найденные археологами, не несут столько информации, сколько заключено в слове, дошедшем до нас из глубины веков. Недаром поэт пишет слово Письмена с заглавной буквы. Сам язык является бесценным хранителем информации об истории народа, его культуре. Сберечь язык означает сохранить историческую память народа.

Учитель: Наш сегодняшний разговор о языке и речи хочу завершить словами великого русского писателя И. С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками … Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!»

V. Домашнее задание: написать сочинение в жанре эссе « Русские поэты о слове».

VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Рефлексия.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок развития речи. "Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи.

Автор: Скирта Марина Анатольевна

Дата: 21.02.2017

Номер свидетельства: 394368


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства