Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. "Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи.»
М.А. Скирта
учитель русского языка и литературы Горловской СОШИ № 16 МОН ДНР
Урок-исследование: «« Наш дар бессмертный – речь»:
русские поэты о языке и речи.
Цели урока:
формировать представление о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа;
побудить девятиклассников к размышлениям о роли слова в жизни человека и общества;
повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности;
воспитывать ценностное отношение к русскому языку.
Основные методы: эвристическая беседа, коммуникативный, частично - поисковый.
Оборудование: тексты русского поэта о языке, портрет И.А. Бунина
Ход урока
I. Организационный момент.
...человек чрез слово всемогущ;
Язык всем знаниям и всей природе ключ;
Г. Р.Державин
Учитель: Сегодня мы проводим урок развития речи, урок - исследование. Посмотрите на тему урока, на эпиграф. О чем мы будем говорить на уроке?
Ученики: На уроке мы будем говорить о слове, о функциях языка и речи, проследим их в текстах известных русских поэтов.
II. Разминка
Работа по группам: I группа - теоретики, II группа – практики (исследователи).
Учитель: Что такое слово?
Теоретики: Слово – единица языка, служащая для названия отдельного понятия.
Слово – наиболее конкретная единица языка.
Слово – исключительная способность человека выражать свои мысли и чувства, дар говорить.
Практики: Анализ стихотворений И.А. Бунина « В лесу, в горе, родник, живой и звонкий…»,
« Родник» (В глуши лесной, в глуши зелёной…)
1) Работа с текстом стихотворения « В лесу, в горе, родник, живой и звонкий…».
а) Индивидуальная работа со «Словарём живого великорусского языка» В. И. Даля:
голубец – могильный памятник, срубом, с крышей, будкой, домиком; зовут так и всякий памятник, особенно крест с кровелькой; корец – корчик – ковш для черпания воды, кваса.
Учитель: Как называются эти слова?
Теоретики: Эти слова называются диалектными. Они употребляются жителями той или иной местности.
Учитель: Нужно сконцентрировать содержание анализируемого текста до нескольких наиболее важных слов: сущ., прил. прил., глаг. глаг. глаг. предложение .
Практики: родник
живой звонкий
не люблю люблю любуюсь
Родник – символ святой и вечной Руси.
2) Работа с текстом стихотворения « Родник».
Составление «ассоциативного дерева» слова родник.
Учитель: Поместим в центре поля слово родник, рядом его синонимы ключ и источник,
а от них все приобретаемые в контекстах « приращения» смысла и символические значения.
Учитель: Чем больше ассоциаций вызывает у вас слово, чем больше ассоциаций с другими словами и понятиями вы сможете установить, тем глубже вы постигаете текст, в котором «живёт», находится это слово. Ведь слово – очень значимая единица языка. Слово – это основа языка и речи.
III. Вступительная беседа
Учитель: Что такое язык? Что такое речь? Как связаны между собой эти понятия? В каких случаях термины « язык» и «речь» выступают как синонимы?
Теоретики: Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.
Речь – способность говорить, говорение. Эти понятия связаны между собой, они могут выступать как синонимы: одно из значений слова язык – речь, способность говорить, а одно из значений слова речь – это звучащий язык.
Учитель: Какую функцию выполняет язык в человеческом обществе?
Теоретики: Язык служит для общения друг с другом, является средством связи между людьми, то есть выполняет коммуникативную функцию.
Учитель: Обратите внимание на этимологию слова коммуникация. Индивидуальная работа с этимологическим, толковым словарями.
Теоретики: Слово коммуникация произошло от французского communication (
Учитель: Да, это важнейшие функции языка, однако « работа» языка в обществе заключается не только в том, что при его помощи люди передают друг другу различные сведения. Известно большое количество стихотворений, прозаических произведений, различных высказываний, посвящённых русскому языку. Сегодня мы обратимся к поэтическим текстам, авторы которых размышляют о роли языка в жизни человека и общества.
IV. Работа с текстом стихотворения И. А. Бунина « Слово», 1915
Учитель: Обратимся к цитате, которая стала темой сегодняшнего урока. Кому принадлежат эти слова?
Практики: Эти слова из стихотворения И. А. Бунина « Слово».
Учитель: Почему Бунин назвал речь « даром бессмертным»? Попытаемся найти ответ на этот вопрос в стихотворении « Слово».
( Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение И. А.Бунина «Слово»).
Учитель: О чём это стихотворение?
Практики: Стихотворение И. А. Бунина посвящено слову.
Учитель: Какие понятия противопоставляются в первой строфе?
Практики: В первой строфе противопоставляются понятия жизнь – смерть.
Учитель: Какие образы ассоциируются с понятием смерти?
Практики: С понятием смерти ассоциируются следующие образы: гробницы, мумии, кости, древняя тьма, мировой погост, дни злобы и страданья.
Учитель: А какие образы ассоциируются с понятием жизни?
Практики: С понятием жизни ассоциируются образы: слово, письмена, достоянье, дар бессмертный – речь.
Учитель: Какая функция языка здесь подразумевается, осмысливается автором?
Практики: Язык является хранителем культурно-исторической памяти человечества. В стихотворении Бунин говорит о том, что всё, составлявшее материальный мир, умерло.
Издавна человечество стремилось сохранить память о людях и событиях, однако ни специально построенные гробницы, ни предметы древних цивилизаций, найденные археологами, не несут столько информации, сколько заключено в слове, дошедшем до нас из глубины веков. Недаром поэт пишет слово Письмена с заглавной буквы. Сам язык является бесценным хранителем информации об истории народа, его культуре. Сберечь язык означает сохранить историческую память народа.
Учитель: Наш сегодняшний разговор о языке и речи хочу завершить словами великого русского писателя И. С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками … Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!»
V. Домашнее задание: написать сочинение в жанре эссе « Русские поэты о слове».
VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Рефлексия.