(Работа по содержанию текста А. Гайдара «Елка в тайге»)
-Как называется произведение о двух озорных мальчиках?
-Как их звали? Кто автор?
- Найдите в тексте описание елки.
- Как ее назвал автор? (3 абзац)
-Закройте глаза, представьте себе таёжную красавицу.
-Кто желает пересказать это произведение?
-Что пожелали люди друг другу в Новый год? Прочитаем последний абзац хором.
3. Проектирование и фиксация нового задания.
1) Вступление.
Уч-ль: Скоро, скоро уже постучится в наши дома Новый год.
Когда это произойдёт? (В полночь 1 января)
-А сейчас идёт месяц …. (декабрь)
-Что вы знаете об этом месяце?
Уч-ль: Декабрь- двенадцатый месяц календаря, которым мы пользуемся сейчас. А в давние времена год начинался с марта, и декабрь был десятым месяцем. Поэтому и получил название от латинского слова « децем», что значит «десять». Календарь изменился, а название декабрь осталось тем же.
На доске:
Декабрь – зиме начало, году – конец.
- А ещё в народе говорят, что декабрь – хвостик года.
Древнерусское название месяца-лютень, а в народе-студенец, за лютую морозную пору, за длительную стужу. Вот как говорили о декабре в народе:
Леденьё пришло, зиму в дом привело,
В сани коней запрягло, в путь-дорожку вывело,
Снег заледенило, лёд на речке вымело,
Ребят в санки усадило, с горки покатило.
3) Слово учителя о Маршаке..
-А кто написал это произведение, вы узнаете, расшифровав фамилию
(На доске: Кашрам). Портрет писателя.
- Сформулируйте тему урока. (Маршак «Декабрь»)
Замечательный поэт, великолепный мастер стиха, человек высокой культуры и самых разнообразных интересов и знаний – Самуил Яковлевич Маршак (3.11.1887-4.06.1964) – всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей.
Маршак сам всей своей жизнью мог быть примером удивительной работоспособности, сосредоточенности, настойчивости и неустанности в труде. С утра садился он к своему письменному столу, и за полночь не гасла его рабочая лампа. На больших листах бумаги своим крупным почерком он писал стихи и песни, весёлые комедии для театра, статьи для газет и журналов, письма-ответы своим читателям.
Семья Маршака была большая и дружная, отец с матерью работали с утра до вечера и старались вырастить детей образованными и трудолюбивыми. Будущий поэт рано полюбил стихи, четырёх лет от роду он уже пытался сам сочинять стихотворные строчки, а в 11 лет, когда стал учиться в гимназии, он уже переводил древнеримского поэта Горация. Замечательный поэт, великолепный мастер стиха, человек высокой культуры и самых разнообразных увлечений.
Совсем молодым человеком Маршак поехал учиться в Англию. Чтобы лучше изучить язык, чтобы слышать народную речь, он пешком совершил большое путешествие по английской провинции, жил некоторое время в лесной школе. Живя в Англии, он узнал и полюбил английскую поэзию и начал переводить английских поэтов и народные баллады и песни.
Маршак сам писал детские книжки, собрал вокруг себя талантливых писателей и художников и помогал организовать в нашей стране первое в мире издательство детской книги. Он говорил, что в книжке для малышей “каждое слово должно быть взвешено и проверено. Ведь по этим коротеньким книжкам дети учатся мыслить и чувствовать и говорить”.
4) Знакомство со стихотворением
-Какое чувство вызывает это стихотворение?
-Радость, грусть, веселье, гордость…
5) Физминутка
Есть в лесу три полочки (хлопаем в ладоши)
Ели-ёлки-ёлочки (руки вверх- в стороны - вниз)
Лежат на елях небеса (руки вверх)
На ёлках птичьи голоса (руки в стороны)
Внизу на ёлочках роса (руки вниз, присели)
6)Смысловая работа.
-Давайте разделим стихотворение на смысловые части.
-Кто выделит 1 часть – О чём в ней говорится? (о зиме)
-2 часть – об ёлке;
- 3 часть – об огоньках
- Прочитайте 1 часть
- Какие картины природы рисует поэт?
На доске- «Все деревья в серебре»… (прием – мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение»)).
-А как вы понимаете выражение «речку вымостил мороз», «обновил коньки, салазки»?
-Прочитайте 2 часть.
- Докажите, что о елке поэт говорит так же, как о человеке?
- Как называется этот прием в литературе? (олицетворение-перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые)
- Подумай почему елка «плакала сначала». (Это простое природное явление – когда хвойное дерево заносишь в тепло, то из него начинает выделяться смола и идти резкий хвойный запах.)
-Прочитайте описание уже нарядной ёлки.
Какое возникает настроение?
-А у кого появилось желание рассказать стихотворение?
8) Упражнение в выразительном чтении
-Давайте вспомним, что значит читать выразительно:
Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие.
Смоделируйте обложку произведения с которым работали.
(Треугольник зелёного цвета)
-Ребята, а что является символом Нового года?
Я тоже нарисовала ёлочку, но она у меня непраздничная.
Вот вы мне и сейчас и поможете. Если вы довольны своей работой на уроке, у вас радостное настроение вы приклеите красный или жёлтый шарик; а если не довольны, вам не понравилось сегодня - синий.
7.Итог урока.
С каким произведением работали? Кто автор? Что запомнили? Какая работа понравилась больше? Чем больше всего понравилось заниматься на уроке?
8. Домашнее задание.
Учебник с.168 наизусть стихотворение «Декабрь».
-А теперь послушаем песню о маленькой ёлочке. (Презентация)
Прочитайте загадку глазами (текст на интерактивной доске и на каждой парте).
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими.
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная.
(Что это?) допишите загадку. - По каким признакам догадались, что это елка? Подчеркните волнистой линией эти слова. – Найдите рифмующиеся слова (подарками - яркими, забавная – главная).