Урок литературы в 9-ом классе. Итоговый урок по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Урок литературы в 9-ом классе. Итоговый урок по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Итоговый урок по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Автор разработки: Боева Вера Филипповна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 2
г. Нариманов Астраханской области».
Цель: обобщить и систематизировать знания учащимися романа, завершить анализ образов главных героев с привлечением критических статей В. Г. Белинского, проверить умения учащихся анализировать содержание романа и знания наизусть отрывков из романа в процессе викторины. Вызвать желание вновь перечитать роман.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 9-ом классе. Итоговый урок по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».»
Урок литературы в 9-ом классе.
Итоговый урок по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Автор разработки: Боева Вера Филипповна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 2 г. Нариманов Астраханской области».
Цель: обобщить и систематизировать знания учащимися романа, завершить анализ образов главных героев с привлечением критических статей В. Г. Белинского, проверить умения учащихся анализировать содержание романа и знания наизусть отрывков из романа в процессе викторины. Вызвать желание вновь перечитать роман.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя, целевая установка:
-Мы завершили изучение романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», который занимает
центральное место в его творчестве. Это самое крупное художественное произведение Пушкина, богатое содержанием, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы. Выдержав проверку временем, роман с интересом читается и нами, людьми,вступившими в 21-ый век.
Пророческими оказались слова В.Г. Белинского о живучести романа: «Пусть идёт время и приводит с собой новые потребности, новые идеи, пусть растёт русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор…»
Давайте сегодня ещё раз обратимся к роману, приведём в систему полученные знания.
2.Обобщающая беседа по роману.
1.Расскажите об Онегине, что вам запомнилось, что понравилось, не понравилось в его характере, поступках, в чём вы его можете одобрять, за что осуждать?
2.Дайте характеристику Ленскому. Согласны ли вы с мнением Белинского о том, что « …останься он жив , с ним сбылось бы непременно последнее…»? Обоснуйте свою точку зрения.
3.Кто из них вам кажется умнее, образованнее? Почему?
4. Докажите, что Онегин стоит намного выше светской среды ,в которой родился и вырос, подтвердите свой ответ примерами из текста и статьи Белинского.
5. Но какие поступки Онегина свидетельствуют о крепкой связи его со светским обществом, которую он не может порвать? (боится общественного мнения, снова возвращается в светское общество после путешествия).
6.Что вы можете сказать об отношении автора к своему герою?
7.Способен ли Онегин к активным действиям? Почему ? (Нет, в силу своего воспитания и условий жизни, которые убили в нём общественную активность. «Тоскующая лень…», «…труд упорный ему был тошен…» ).
8. Какую характеристику Онегину дал Белинский? Согласны ли вы с ней?
9.Докажите, что образ Татьяны имеет не меньшее значение, чем образ Онегина?
10.Ваше отношение к поступку Татьяны, что она пишет письмо Онегину, нарушая все нормы этикета.
11.Почему Онегин после путешествия не может узнать Татьяну? Но изменилась ли она, в чём?
12.Татьяна отказывается от счастья с Онегиным, хотя его любит. Согласны ли вы с Белинским, который видит в этом решении Татьяны результат её подчинения господствующим в дворянском обществе лицемерным, рабским понятиям о нравственности, «рабскую боязнь общественного мнения»?
13.Татьяна – женщина с сильной душой. Кого из знакомых Пушкина вы могли бы сравнить с его героиней? (жёны декабристов).
14. Докажите, что значительное место в романе занимает образ самого поэта, хотя он стоит вне сюжета. Подтвердите свой ответ словами Белинского.
3.Викторина по роману.
* Фамилия известной балерины, балет с участием которой смотрит Онегин. (Истомина).
*Один из танцев на именинах Татьяны. (Мазурка).
*Писатель, боровшийся с проникновением в русский язык иностранных слов. (Шишков).
*Название деревни Ленского. (Красногорье).
*Отчество Татьяны Лариной. (Дмитриевна).
*Кто автор балета, который смотрит Онегин? (Балетмейстер Дидло).
(Ученики, отвечая на вопросы викторины, подтверждают свои ответы примерами из текста романа).
4.Проверка знания романа: вставить из текста пропущенные в цитатах слова.
* «Всё украшало кабинет
Философа в ……… лет».( осьмнадцать).
* «Ярём он барщины старинной …… лёгким заменил». (оброком).
* «Мальчишек ……. народ коньками дружно режет лёд».(радостный).
* « Татьяна верила преданьям …….старины».(простонародной).
* «Он возвратился и попал, как …… с корабля на бал». (Чацкий).
* «Судите ж вы какие розы нам заготовит …… ,и ,может быть, на много дней».(Гименей).
* «Читал охотно Апулея, а ……. не читал». (Цицерона).
* « Храпит тяжёлый Пустяков с своей тяжёлой …….» (половиной).
* «Проснётся за полдень, и снова до утра …….. его готова» ( жизнь).
5.Работа с иллюстрациями художников к роману.
1. Какие из этих иллюстраций к роману указывают на его автобиографический характер? ( Пушкин –лицеист. Лицей. Пушкин на лицейском экзамене.Царскосельский парк .) Найдите строки романа, рассказывающие о жизни А.С. Пушкина в лицее(гл. 8, строфы 1,2.)
2.Художник Рудаков «Татьяна на балконе» .Какие строки из романа можно подписать под этой иллюстрацией? (гл.2, строфа28).
3.Художник Кузьмин «Пушкин среди декабристов; Онегин на балу.» Что хотел показать Кузьмин, используя приём сопоставления? Найдите строки романа , где говорится об общих друзьях автора и его героя.(гл.1,строфа 16; гл.7,строфа 49.)
4.Художник Константинов «Бал в доме Лариных» (гл.5,строфы 37. 38. 39.), найдите строки, которые подходят к этой иллюстрации.
5.Художник Рудаков «Сцена в саду. Последнее объяснение Онегина и Татьяны: какой приём использует художник в живописи? (антитеза).
6. Подведение итогов урока.
--Сегодня мы попытались обобщить и систематизировать (насколько это возможно) знания по роману Пушкина «Евгений Онегин». И в заключение мне хочется задать вам последний вопрос: что каждому из вас дал этот роман, чем обогатил, чему научил?
7. Домашнее задание:
* Написать сочинение по предложенным заранее темам.
* Прочитать роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Список литературы.
1.А.С.Пушкин. «Евгений Онегин».Роман в стихах. Приволжское книжное издательство. Саратов.1970.
2.В. Г. Белинский. Избранные статьи. Москва. Издательство «Детская литература». 1973.
3.Н.А. Дёмин. Изучение творчества А.С.Пушкина в 8 классе.(из опыта работы) .
Москва. «Просвещение» .1971.
4.Ю.М. Лотман. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Пособие для учителя.Ленинград «Просвещение» .Ленинградское отделение. 1983.
5.Е.К.Балашова.А.М.Костин Подготовка к государственному централизованному тестированию.Литература.Саратов .ОАО Издательство «Лицей» 2003.
6. Альбом иллюстраций «А.С. Пушкин».
Комментарии.
1.Очень интересный, содержательный урок. Понравилась работа детей, которые понимают учителя с полуслова, умело ориентируются в тексте романа ,подтверждают свои ответы цитатами из текста. Попова Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы.
2.Такие уроки вызывают огромный интерес у учащихся к литературе, запоминаются надолго, побуждают читать художественные произведения. Камаева Татьяна Вячеславна, учитель русского языка и литературы.
3. Испытала огромное удовольствие от урока, опять почувствовала себя в качестве ученицы, хотелось тоже поднимать руку и отвечать. Большое спасибо за испытанное чувство открытия. Сейтказиева Гульсара Захарнаевна , учитель физики.
4.Хорошая разработка. Использованы разнообразные приёмы работы, не дающие ученикам скучать. Куанышбаева Гульсин Абухановна , учитель английского языка.
5. Обязательно проведу со своими учениками такой же урок. Очень понравился. Кузовлёва Оксана Васильевна,учитель русского языка и литературы.