kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 9-ом классе. Итоговый урок по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговый урок по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

 Автор разработки:  Боева Вера Филипповна,  учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 2

г. Нариманов Астраханской области».

            Цель: обобщить и систематизировать знания  учащимися романа,  завершить  анализ  образов главных героев с привлечением критических статей В. Г. Белинского, проверить  умения учащихся анализировать содержание романа и знания наизусть отрывков из романа в процессе викторины. Вызвать желание вновь  перечитать роман.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 9-ом классе. Итоговый урок по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».»

Урок литературы в 9-ом классе.

Итоговый урок по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Автор разработки: Боева Вера Филипповна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 2 г. Нариманов Астраханской области».

Цель: обобщить и систематизировать знания учащимися романа, завершить анализ образов главных героев с привлечением критических статей В. Г. Белинского, проверить умения учащихся анализировать содержание романа и знания наизусть отрывков из романа в процессе викторины. Вызвать желание вновь перечитать роман.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя, целевая установка:

-Мы завершили изучение романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», который занимает

центральное место в его творчестве. Это самое крупное художественное произведение Пушкина, богатое содержанием, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы. Выдержав проверку временем, роман с интересом читается и нами, людьми,вступившими в 21-ый век.

Пророческими оказались слова В.Г. Белинского о живучести романа: «Пусть идёт время и приводит с собой новые потребности, новые идеи, пусть растёт русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор…»

Давайте сегодня ещё раз обратимся к роману, приведём в систему полученные знания.

2.Обобщающая беседа по роману.

1.Расскажите об Онегине, что вам запомнилось, что понравилось, не понравилось в его характере, поступках, в чём вы его можете одобрять, за что осуждать?

2.Дайте характеристику Ленскому. Согласны ли вы с мнением Белинского о том, что « …останься он жив , с ним сбылось бы непременно последнее…»? Обоснуйте свою точку зрения.

3.Кто из них вам кажется умнее, образованнее? Почему?

4. Докажите, что Онегин стоит намного выше светской среды ,в которой родился и вырос, подтвердите свой ответ примерами из текста и статьи Белинского.

5. Но какие поступки Онегина свидетельствуют о крепкой связи его со светским обществом, которую он не может порвать? (боится общественного мнения, снова возвращается в светское общество после путешествия).

6.Что вы можете сказать об отношении автора к своему герою?

7.Способен ли Онегин к активным действиям? Почему ? (Нет, в силу своего воспитания и условий жизни, которые убили в нём общественную активность. «Тоскующая лень…», «…труд упорный ему был тошен…» ).

8. Какую характеристику Онегину дал Белинский? Согласны ли вы с ней?

9.Докажите, что образ Татьяны имеет не меньшее значение, чем образ Онегина?

10.Ваше отношение к поступку Татьяны, что она пишет письмо Онегину, нарушая все нормы этикета.

11.Почему Онегин после путешествия не может узнать Татьяну? Но изменилась ли она, в чём?

12.Татьяна отказывается от счастья с Онегиным, хотя его любит. Согласны ли вы с Белинским, который видит в этом решении Татьяны результат её подчинения господствующим в дворянском обществе лицемерным, рабским понятиям о нравственности, «рабскую боязнь общественного мнения»?

13.Татьяна – женщина с сильной душой. Кого из знакомых Пушкина вы могли бы сравнить с его героиней? (жёны декабристов).

14. Докажите, что значительное место в романе занимает образ самого поэта, хотя он стоит вне сюжета. Подтвердите свой ответ словами Белинского.

3.Викторина по роману.

* Фамилия известной балерины, балет с участием которой смотрит Онегин. (Истомина).

*Один из танцев на именинах Татьяны. (Мазурка).

*Писатель, боровшийся с проникновением в русский язык иностранных слов. (Шишков).

*Название деревни Ленского. (Красногорье).

*Отчество Татьяны Лариной. (Дмитриевна).

*Кто автор балета, который смотрит Онегин? (Балетмейстер Дидло).

(Ученики, отвечая на вопросы викторины, подтверждают свои ответы примерами из текста романа).

4.Проверка знания романа: вставить из текста пропущенные в цитатах слова.

* «Всё украшало кабинет

Философа в ……… лет».( осьмнадцать).

* «Ярём он барщины старинной …… лёгким заменил». (оброком).

* «Мальчишек ……. народ коньками дружно режет лёд».(радостный).

* « Татьяна верила преданьям …….старины».(простонародной).

* «Он возвратился и попал, как …… с корабля на бал». (Чацкий).

* «Дика ,печальна ,молчалива,как …… …….. ,боязлива.(лань лесная).

* «Судите ж вы какие розы нам заготовит …… ,и ,может быть, на много дней».(Гименей).

* «Читал охотно Апулея, а ……. не читал». (Цицерона).

* « Храпит тяжёлый Пустяков с своей тяжёлой …….» (половиной).

* «Проснётся за полдень, и снова до утра …….. его готова» ( жизнь).

5.Работа с иллюстрациями художников к роману.

1. Какие из этих иллюстраций к роману указывают на его автобиографический характер? ( Пушкин –лицеист. Лицей. Пушкин на лицейском экзамене.Царскосельский парк .) Найдите строки романа, рассказывающие о жизни А.С. Пушкина в лицее(гл. 8, строфы 1,2.)

2.Художник Рудаков «Татьяна на балконе» .Какие строки из романа можно подписать под этой иллюстрацией? (гл.2, строфа28).

3.Художник Кузьмин «Пушкин среди декабристов; Онегин на балу.» Что хотел показать Кузьмин, используя приём сопоставления? Найдите строки романа , где говорится об общих друзьях автора и его героя.(гл.1,строфа 16; гл.7,строфа 49.)

4.Художник Константинов «Бал в доме Лариных» (гл.5,строфы 37. 38. 39.), найдите строки, которые подходят к этой иллюстрации.

5.Художник Рудаков «Сцена в саду. Последнее объяснение Онегина и Татьяны: какой приём использует художник в живописи? (антитеза).

6. Подведение итогов урока.

--Сегодня мы попытались обобщить и систематизировать (насколько это возможно) знания по роману Пушкина «Евгений Онегин». И в заключение мне хочется задать вам последний вопрос: что каждому из вас дал этот роман, чем обогатил, чему научил?

7. Домашнее задание:

* Написать сочинение по предложенным заранее темам.

* Прочитать роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».





Список литературы.

1.А.С.Пушкин. «Евгений Онегин».Роман в стихах. Приволжское книжное издательство. Саратов.1970.

2.В. Г. Белинский. Избранные статьи. Москва. Издательство «Детская литература». 1973.

3.Н.А. Дёмин. Изучение творчества А.С.Пушкина в 8 классе.(из опыта работы) .

Москва. «Просвещение» .1971.

4.Ю.М. Лотман. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Пособие для учителя.Ленинград «Просвещение» .Ленинградское отделение. 1983.

5.Е.К.Балашова.А.М.Костин Подготовка к государственному централизованному тестированию.Литература.Саратов .ОАО Издательство «Лицей» 2003.

6. Альбом иллюстраций «А.С. Пушкин».

Комментарии.

1.Очень интересный, содержательный урок. Понравилась работа детей, которые понимают учителя с полуслова, умело ориентируются в тексте романа ,подтверждают свои ответы цитатами из текста. Попова Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы.

2.Такие уроки вызывают огромный интерес у учащихся к литературе, запоминаются надолго, побуждают читать художественные произведения. Камаева Татьяна Вячеславна, учитель русского языка и литературы.

3. Испытала огромное удовольствие от урока, опять почувствовала себя в качестве ученицы, хотелось тоже поднимать руку и отвечать. Большое спасибо за испытанное чувство открытия. Сейтказиева Гульсара Захарнаевна , учитель физики.

4.Хорошая разработка. Использованы разнообразные приёмы работы, не дающие ученикам скучать. Куанышбаева Гульсин Абухановна , учитель английского языка.

5. Обязательно проведу со своими учениками такой же урок. Очень понравился. Кузовлёва Оксана Васильевна,учитель русского языка и литературы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературы в 9-ом классе. Итоговый урок по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Автор: Боева Вера Филипповна

Дата: 04.03.2017

Номер свидетельства: 397802


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства