kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 9 классе. Тема «Онегин и Печорин как два представителя лишних людей».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Онегин и Печорин как два представителя лишних людей

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 9 классе. Тема «Онегин и Печорин как два представителя лишних людей».»

Урок литературы в 9 классе.

Тема «Онегин и Печорин как два представителя лишних людей».

Цель урока :указать на значимость нравственных ценностей в жизни;

углубить навыки характеристики литературных героев;

развить умения выделять главное и второстепенное в подборе эпизодов;

расширить представление учащихся о времени создания произведений.

Тип урока: урок-беседа с элементами анализа текста произведения и критической

статьи Белинского

Ход урока.

Вступительное слово учителя.


Вы имеете представление о том, что такое главные события в произведении,

какое место занимает каждый герой в цепи этих событий и как это влияет на его поступки ,характер, поведение ,отношение к другим персонажам. Однако в ходе анализа произведения мы сталкиваемся с личностным восприятием текста и его персонажей.

Сегодня мы должны высказать своё мнение о двух героях в литературе, в реальной жизни разделённых всего 20 годами, и двух способах жизни и её ценностях художественно созданных прекрасными мастерами слова: А.С. Пушкиным и

М.Ю. Лермонтовым.

О каких произведениях идёт речь?


Ученик

«Евгений Онегин»-одно из самых знаменитых произведений А.С.Пушкина, на его создание у поэта ушло 7 лет- с 1823 по 1830г. Существует предположение о наличии главы, уничтоженной автором, в которой рассказывалось о начале декабристского движения. Пушкин был знаком со многими декабристами. В романе описывается жизнь Евгения Онегина- типичная жизнь молодого дворянина того времени, не только внешняя жизнь героя, но и его внутренний мир. Это не просто роман, а роман в стихах. Основным достоинством романа считается его реалистичность и лиризм.


Ученик2

Роман «Герой нашего времени»- тоже самое знаменитое произведение М.Ю.Лермонтова имеет сложную историю создания. Свою работу над романом Лермонтов начал в 1837 году, а к 1840 г.были опубликованы сначала две повести «Бэла», «Фаталист» и потом «Тамань» в журнале «Отечественные записки» под заголовком «Записки офицера на Кавказе». В апреле 1840 г. публикуются остальные части романа. Название «Герой нашего времени» роману дал издатель журнала А.А. Краевский С самого начала нашим вниманием овладевает Григорий Александрович Печорин, молодой, образованный, полный жизненных сил дворянин, человек большого света, гвардейский офицер, сосланный из Петербурга на Кавказ за дуэль...Роман считается первым в русской прозе реалистическим социально-психологическим и нравственно-философским романом о трагедии незаурядной личности.


Учитель

-Как будем работать с текстом, чтобы охарактеризовать двух главных героев знаменитых произведений?


Ученик 3

Можно заполнять таблицу.

Предлагаю вам сравнивать героев этих произведений по определённой схеме:


1 Воспитание и образование.

2Характер.

3Жизнь в разных условиях.

4Отношения с друзьями.

5 История любви.



Учитель

По этой схеме охарактеризуем Евгения Онегина, уже знакомого нам по прошлым урокам.


Для остальных учеников задание сложнее: самостоятельно охарактеризовать Григория Александровича Печорина. Кто желает отвечать, приготовьтесь.5


Самостоятельная работа учащихся.


Ответ ученика 4.

-Онегин имеет типичное образование для молодого обеспеченного человека , дворянина-«Забав и роскоши дитя» Будучи представителем «золотой молодёжи» своего времени Онегин проводит время в бездействии при внешней суете. Он «жить торопится и чувствовать спешит».Его кабинет больше похож на дамский будуар. Он следит за своей внешностью. Евгений много знает, размышляет об «общественном договоре», о Руссо о науке, о религии, то есть обо всём, что волновало передовых людей того времени. Блестящая и праздная жизнь не сделала Евгения счастливым.

Характер героя сложный, противоречивый. Онегин наделён яркими личностными качествами, отойдя от «света пустого», он пробует заняться полезной деятельностью. Из попытки писать ничего не вышло. Чтение не принесло удовлетворения. Привычки к труду у него нет: «труд упорный ему был тошен»

Ж изнь в деревне среди крестьян и недалёких помещиков ему противна. Он везде чувствует себя чужим .Онегин разочаровался в свете ,которому недавно был « очень мил» «Он застрелиться, слава Богу, попробовать не захотел, но к жизни вовсе охладел».Им овладела «русская хандра» и появилась «охота к перемене мест».

Дружеские отношения в социальной среде Евгения подчинялись модным привычкам и рассудочному эгоизму. Онегин по-своему дорожил Ленским, но будучи «модным тираном», «преданным безделью», «людей он просто не любил»,он убивает своего друга, следуя дворянским предрассудкам и страшась общественного мнения, которое презирает.

Разум его протестует против поединка, но верх взяли социальные условия, сформированные тем высшим светом, который он так не любил. Сплетни Зарецких, Петушковых и Скотининых оказались для него страшнее и важнее, чем жизнь друга. Кружась в свете ,он пресытился «любовью» дам и отверг душевный порыв Татьяны, так как « вольность и покой» ему дороже. Герой вновь проявил свой глубочайший эгоизм.


Учитель

Будут ли дополнения?. Запишем краткие выводы. Диктует ученик4.


1.Онегин имеет типичное воспитание и образование.

2.Характер незаурядный, социально мотивированный

3.Жить ему скучно и в деревенской глуши, и в высшем свете.

4.Дружеские отношения заканчиваются трагически.

5.Привычка лишь казаться влюблённым затмила истинную любовь.


Слушаем ответ учеников о Печорине.


Ученик 5 о характере и образованности Печорина.

Григорий Александрович Печорин- натура «неординарная». Это молодой , образованный дворянин, человек большого света, гвардейский офицер, сын своего нелёгкого времени. Печорин много испытал и много знает о жизни: Кавказ, ссылка, война с черкесами, офицерская среда, светское общество, любовные приключения, дуэли. У него проницательный ум , он разбирается в людях, обладает силой воли и тонким поэтическим восприятием природы.


Характер сложный. Герой постоянно внутренне напряжён, активен. Несмотря на постоянные заявления о равнодушии к радостям и бедам человеческим ,чувствуется интерес к жизни к людям. Он не просто наблюдает ,а постоянно действует, вмешивается в жизнь других людей и строго анализирует свои поступки и поведение других людей.

Печорину необходимо общение с людьми, но он предъявляет к ним завышенные требования и поэтому то и дело провоцирует экстремальные ситуации, в которых побеждает ,а окружающие его люди жестоко страдают и даже гибнут.

Так, Печорин вмешался в жизнь «честных контрабандистов» ( «Тамань») и вынудил их «отбыть в неизвестность».

Ученик6 о дружбе и любви в жизни Печорина.

Печорин стремится всё испытать, ничему не доверяя и не признавая вечные ценности .Его деятельной натуре недостаточно будничного течения жизни .Он хочет дружить и любить, но к «дружбе не способен …..-труд утомительный». Максим Максимыч и Вернер (его характерное подобие) подвергаются жесточайшей критике. Он рушит чужие семьи, дом, любовь из- за скуки, принося страдания людям. Но он это делает, не испытывая ни радости, ни сожаления.

Он сделал несчастной Мери. Стал виновником гибели Грушницкого. Круто изменив жизнь Бэлы, предопределил трагизм её судьбы. Не будет счастлива и Вера, которую он, кажется, любил.

. Но его нельзя назвать злодеем. . Печорин разочарован несовершенством людей. Его преследует злой рок и он приносит страдания людям, которые слабее его .Он не замечает их любви, их горя. ..

У Печорина нет друзей ,любить несовершенных людей он не умеет, поэтому он одинок и любит только себя..

Учитель

1 .Заполним таблицу и сравним.

Печорин хорошо образован, но воспитан как эгоист.

Характер сильный , противоречивый и деятельный..

Оказываясь в разных социальных условиях, Печорин презирает жизнь , гоняясь за нею, и за это презирает сам себя, людей, разрушая их жизнь.

Герой друзей не ценит и не нуждается в них..

Безумно желая любить, в любовь не верит, но требует особого понимания и жертвы.


2.Подумаем, на что тратят свои силы и интеллект Онегин и Печорин, имея сильный характер.

Используйте цитаты из статьи Белинского.

«…пушкинский Онегин с каким-то самоотвержением отдался зевоте; лермонтовский Печорин бьётся насмерть с жизнью…»

«Что сталось с Онегиным потом?.....да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца»

«Не таков Печорин. Этот человек не равнодушно несёт своё страдание: бешено гоняется он за жизнью…горько обвиняет он себя в своих заблуждениях…»….»Этому человеку стало больно и грустно, что его все не любят,- и кто же эти все?- Пустые. Ничтожные люди, которые не могут простить ему его превосходства над ними».


Силы потрачены на развлечения и презрение к людям Сильные люди не нашли своё место в жизни, в своём времени не смогли реализовать свои таланты на официальном поприще..

Это значит, что они « лишние» люди.


Домашнее задание

Конспект статьи Белинского о женских образах романа.







Необходимо использовать статьи В.Г.Белинского.

Ли́шний челове́к — литературный герой, характерный для произведений русских писателей 1840-х и 1850-х гг. Обычно это человек значительных способностей, который не может реализовать свои таланты на официальном поприще николаевской России.

Принадлежа к высшим классам общества, лишний человек отчуждён от дворянского сословия, презирает чиновничество, но, не имея перспективы иной самореализации, в основном проводит время за праздными развлечениями. Такой стиль жизни не в состоянии облегчить его скуку, что приводит к дуэлямазартным играм и другому саморазрушительному поведению. К типичным чертам лишнего человека относятся «душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад между словом и делом и, как правило, общественная пассивность»[1].

Название «лишний человек» закрепилось за типом разочарованного русского дворянина после публикации в 1850 году повести Тургенева «Дневник лишнего человека». Наиболее ранние и классические примеры — Евгений Онегин А. С. ПушкинаЧацкий из «Горя от ума», Печорин М. Лермонтова — восходят к байроническому герою эпохи романтизма, к Рене Шатобриана и Адольфу Констана[1]. Дальнейшую эволюцию типа представляют герценский Бельтов («Кто виноват?») и герои ранних произведений Тургенева (РудинЛаврецкий, Чулкатурин).

Лишние люди часто приносят неприятности не только себе, но и женским персонажам, которые имеют несчастье их полюбить. Отрицательная сторона лишних людей, связанная с их вытесненностью за пределы социально-функциональной структуры общества, выходит на первый план в произведениях литераторов-чиновников А. Ф. Писемского и И. А. Гончарова. .



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок литературы в 9 классе. Тема «Онегин и Печорин как два представителя лишних людей».

Автор: Кислова Римма Григорьевна

Дата: 07.03.2018

Номер свидетельства: 461017


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства