kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы родного края по теме: " И музыканта нота, и лира поэта славят тебя, Донбасс!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Донецкий край, родной край… Как часто мы слышим эти слова! А что они значат для вас?

- Конечно, это и место, где мы родились и живём, где живут наши родные, где нам всё с детства знакомо. И куда бы нас не забросила судьба, мы будем помнить родные места, где протекают  Кальмиус  и Донец, где плещутся волны ласкового Азовского моря, где самый красивый лес – Великоанадольский – посажен руками человека. Нигде на земле нет  таких степей, как  донецкая степь с её разнотравьем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы родного края по теме: " И музыканта нота, и лира поэта славят тебя, Донбасс!"»

Урок литературы родного края И музыканта нота, и лира поэта славят тебя, Донбасс!

Тема:

Цели урока:

- формировать систему знаний об историческом, культурном, экономичеcком развитии Донецкого края;

- развивать творчество учащихся;

- способствовать воспитанию у детей интереса к истории родного края, патриотизма, чувства сопричастности с наследием великих сынов и дочерей Донбасса , чувства гордости за него.

Тип урока: урок-устный журнал.

Оборудование: выставка книг о Донбассе, географическая карта Донбасса, литературная карта «Писатели и поэты Макеевки», фотовыставка «Наши земляки», видеозаписи о Донецком крае, проектор. При подготовке урока класс был разбит на творческие группы: исследователи-географы, журналисты, литературоведы, поэты, художники-оформители.

ХОД УРОКА

Который раз я повторяю

Слова любви к родному краю:

Мой край! Хвала тебе и честь!

Е.Легостаев.

I. Организационный этап.

II. Объявление темы и цели урока.

III. Работа над темой

1.Слово учителя:

Конечно, нет здесь ярких красок,

Как на Кавказе иль в Крыму,

И над заводами Донбасса

Порою небо всё в дыму,

Но есть краса иного рода…

Так писал о донецкой земле поэт А.Кравченко, а вот слова о ней писателя Б.Горбатова: «Знаю, донецкая степь многим людям покажется серой и убогой… А для меня нет ничего прекраснее, чем эта степь даже осенью. И не только потому, что в ней я родился, а потому, что я знаю такие её прелести, каких нигде на земле не найдёшь!..»

- Донецкий край, родной край… Как часто мы слышим эти слова! А что они значат для вас?

- Конечно, это и место, где мы родились и живём, где живут наши родные, где нам всё с детства знакомо. И куда бы нас не забросила судьба, мы будем помнить родные места, где протекают Кальмиус и Донец, где плещутся волны ласкового Азовского моря, где самый красивый лес – Великоанадольский – посажен руками человека. Нигде на земле нет таких степей, как донецкая степь с её разнотравьем.

- А древние курганы Хомутовской степи с каменными стражами.

- А святая земля Святогорья!

- И сегодняшний наш урок мы посвятим родному Донбассу. А провести урок предлагаю в форме устного журнала со страницами:

1.Историко-географическая «Люби и знай Донецкий край»

2.Особая гордость Донбасса – люди «Слава человеку Труда –Творцу и Хозяину»: «В донбассовцах и впрямь такое есть, что раз и навсегда всех покоряет …»

3. Творчество юных «Мои стихи - родному краю»

4. «Свободный микрофон»

- Я хочу, чтобы этот урок стал для вас уроком –откровением, откровением чувств поэтов, их переживаний, откровением ваших чувств.

Итак, первая страница нашего журнала.

Ученик:

- Донбасс расположен на юго-востоке Украины. С севера на юг протянулся на 250 км, с запада на восток – на 180км.

С 1961 года наш край именуется Донецким, а в древние времена территория нашего края к югу от Северского Донца называлась Диким Полем. До революции 1917 года большая часть Донецкой области входила в состав Екатеринославской губернии (нынче Днепропетровск) Бахмутского уезда Мариупольского округа.

- Наш край имеет очень выгодное географическое положение: на юге омывается водами Азовского моря и «морскими воротами считается один из крупнейших промышленных городов Донбасса – Мариуполь. Донецкий край имеет пограничное положение: граничит с братским славянским государством – Россией.

- Донбасс – богатейший край. Он является «пионером» по развитию цегого ряда отраслей промышленности:

  • угольной и чёрной металлургии;

  • цветной металлургии;

  • химической промышленности;

  • цементной промышленности.

Но главное богатство Донбасса – его люди.

Учитель:

- Следующая страница нашего журнала посвящена людям Донбасса. «В донбассовцах и впрямь такое есть, что раз и навсегда всех покоряет».

Вот их имена:

  • Сергей Прокофьев – великий композитор

  • Анатолий Соловьяненко – великий певец

  • Иосиф Кобзон – великий современный певец

  • Сергей Бубка – легкоатлет

  • Виктор Чукарин, Лиля Подкопаева – гимнасты

  • В Горловке родился «угольный нарком» Александр Засядько.

Донбасс в своё время прославила плеяда стахановцев: Никита Изотов, Паша Ангелина. А сколько выдающихся людей дал миру г.Енакиево! Это:

  • Лётчик-космонавт Георгий Береговой

  • Академики Иван Бардин, Николай Мельников

  • Писатели Владимир Попов, Анатолий Кравченко, Владимир Золотухин

Мы гордимся своим земляком, уроженцем г.Макеевки, актёром Владимиром Талашко.

Можно до бесконечности перечислять имена. Наш край обладает огромным потенциалом – не только промышленным, но и человеческим. «Донецкие – это звучит гордо!». Они как ранее, так и сегодня служили и служат не только интересам края, но и на благо всей страны.

Сейчас передаём слово нашим журналистам.

Ученик:

- Донецкая земля является колыбелью многих известных людей: горняков, металлургов, учёных, космонавтов, спортсменов. Наш край дал миру основателя отечественного киноискусства Александра Ханжонкова, композиторов, политических деятелей, звёзд эстрады и кино, героев войны и труда.

Ученик:

- Среди жителей нашего края есть «особое племя» - писатели и поэты. Это талантливые и одержимые люди, те, кто видит мир ярче и острее; кто любит глубоко; кто своим словом заставляет и нас увидеть мир другим: красочным, правдивым; кто пробуждает в нас чувства, заставляет мыслить глубже, зовёт и вдохновляет на трудовые подвиги.



Ученик:

- В их произведениях слышно биение пульса, поэтому и вызывают они у читателей интерес, желание вновь и вновь открывать и читать страницы их книг, поэтому и гордимся мы их именами: Николай Анциферов, Анатолий Кравченко, Николай Хапланов, Николай Рыбалко, Павел Шадур, Борис Белаш, Наталья Харакоз, Наталья Хаткина – вот далеко не полный перечень имён тех, кто прославил наш край в своих произведениях.

Учитель:

- Обратите внимание на литературную карту «Писатели и поэты Макеевки».

Ученик:

- Певец шахтёрского края – Николай Анциферов – родился в потомственной шахтёрской семье. Детство его прошло в Макеевке. Работал на одной из шахт города, и всё своё творчество посвятил этой сложной профессии. Я хочу прочитать его стихотворение «В шахте».

Шахта, товарищи, не метро

И не курорт на Кавказе…

Нет, звала меня в шахту не слава,

А подземный паёк меня звал.

По затопленным штрекам плавал,

Разбирал двухгодичный завал.

Зубы дробь выбивали от дрожи,

Я в забое от газа слеп.

Испытал я на собственной коже,

Что такое насущный хлеб.

И теперь, зная цену хлеба,

Я скажу, и меня поймут:

Я б таким человеком не был,

Если бы не шахтёрский труд.





Ученик:

- Николай Анциферов – поэт-патриот. Во многих своих стихотворениях подтверждает, что главная ценность Донбасса – его люди. Он гордится ими и хочет, чтобы по их труду им воздавалась и честь:

О Донбассе пишут в географии,

Что Донбасс – край угля и металла.

Верно. Но для полной биографии

Это очень сухо, очень мало.

Кажется, есть песня о Донбассе,

Терриконы и копры воспеты.

Верно. Есть такие. Я согласен.

Только это внешние приметы.

Ну а где же люди? Их не видно…

Потому мне горько и обидно…

Я хочу сказать о земляках.

Может быть, получится коряво.

Всё-таки горняк о горняках

Как могу, сказать имею право.

Ученик:

Шахтёр идёт по жизни гордо,

Шахтёр идёт по жизни твёрдо;

Судьбой не каждому дано

Работать с солнцем заодно.

Нет равного труду шахтёра,

Взрывающего глубь земли.

Он пробивает путь сквозь горы,

Чтоб радости моря цвели.

Вот он стоит неукротимый,

Донецкий воин, сын труда,

Краса земли своей родимой,

Её хозяин навсегда.

Ученик:

- Для Павла Беспощадного, уроженца Смоленщины, Донбасс стал «больше, чем мать», он вспоил его поэтическое творчество чудодейственной водой, дал ему энергию, сделал его сильным.

Степь донецкая без края,

Чабрецы да ковыли…

Я люблю тебя, родная,

И в тюльпанах, и в пыли,

И в снегу акаций пряных,

И в сиреневом дыму,

И в монистах колчеданных,

Как подругу, обниму,

Я прильну к родным криницам –

Чудодейственным ключам,

Чтоб шахтёркам смуглолицым

Сладко пелось по ночам.

Я из сердца выну песню,

Им на сердце положу.

Я скажу им: труд ваш честен!

Больше слова не скажу.

Ученик:

- Наш земляк, поэт Николай Рыбалко, пройдя сквозь ужас войны, потеряв полностью зрение, остался верен своему призванию. Многие его стихи посвящены Донецкому краю.

Край Донецкий смуглолицый,

У тебя лучистый взгляд.

Незакатные зарницы

Полыхают, как закат.

Край Донецкий смуглолицый –

Звёзды вышли на наряд,

И, как солнце, золотится

Твой земной, твой жаркий клад.

Край Донецкий смуглолицый, разрумяненная даль,

Из печей твоих струится по горячим жилам сталь.

Край Донецкий смуглолицый – в белой кипени сады.

Мне и спится, и не спится у речной твоей воды.

Край Донецкий смуглолицый – с золотинкою глаза,

Нелегко в тебя влюбиться, разлюбить тебя нельзя.

Ученик:

- Известный донецкий поэт Борис Белаш по праву назван «певцом любви к родному краю». Он воссоздал в своих лирических стихах образ Святогорской земли, её природы, способной врачевать людские души; её историю и сегодняшний день, которые заряжают бодростью и жизнерадостностью. Вот что пишет поэт о Святогорской земле: «Святогорье, сколько раз душевно издёрганный нашей извечной суетой, я приезжал сюда подышать воздухом детства, бродил по опавшей листве, стоял на берегу, слушая великое молчанье догорающего заката. И откуда знать, что исцеляло: живая близость берёз ли, богатырских дубов, а может кажущаяся отчуждённость монастыря на отвесном утёсе».

И всё же, как приятно знать,

Что где-то есть души подспорье –

Моё родное Святогорье,

Где в рощах сказка багреца

Озарена прощальным бликом,

И догорает у Донца

Закат в молчании великом.





Учитель:

- Мы послушали с вами стихи наших земляков, а сейчас перелистнём следующую страницу нашего журнала «Мои стихи – родному краю». Это только проба пера, но, как знать, возможно, ваши имена продолжат список фамилий наших земляков-поэтов. ( Учащиеся читают свои стихи о родном крае).



Ученик:

Я живу в краю, где ценят труд.

Здесь шахтёры на-гора уголь выдают,

Металлурги выплавляют сталь,

Корабли из порта уплывают вдаль,

И пшеница колосится на полях,-

Это всё Донбасс – земля моя!

Ученик:

Вечно славься, Донбасс, - край родной!

Никогда на месте не стой,

Развивайся и вверх расти,

Ведь мы рядом всегда с тобой.

Будут трудности – не отступай.

Принимай всегда каждый бой.

Твёрдым шагом вперёд шагай,

Ведь мы рядом всегда с тобой.

Расцветай и сияй, как рубин,

Рассыпая свет свой росой,

Ведь у нас ты такой один,

Ведь мы будем рядом с тобой!

Ученик:

Моя бесхитростная речь,

Моя тревога об ином,

Чтоб научиться всем беречь

Нам то, что родиной зовём!

IV. Итоги урока .

Учитель:

- Подводя итог нашего урока, предлагаю воспользоваться «свободным микрофоном». Это четвёртая страница нашего журнала.

Ответьте на вопросы:

  1. Что самое важное для себя вы открыли сегодня?

  2. Что понравилось на уроке, запомнилось? Обоснуйте свой ответ.

Ответы учеников:

  • Я горжусь, что родился и живу в Донбассе.

  • Я знал, что наш край богат. Но не знал, что столько знаменитых людей подарил Донбасс миру.

  • Меня тронули слова – «Донецкие – это звучит гордо»! Думаю, что мы должны продолжить добрые дела наших отцов и дедов.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Лукина Татьяна Михайловна

Дата: 06.05.2017

Номер свидетельства: 413515


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства