kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы по теме: «Погружаясь в вальс метели…» (Образ метели в творчестве А.С. Пушкина) (В творческой мастерской автора)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  содержит эпементы  психологии. Можно  проводить как урок  внеклассного  чтения по  произведениям А.С. Пушкина.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по теме: «Погружаясь в вальс метели…» (Образ метели в творчестве А.С. Пушкина) (В творческой мастерской автора)»

Тема: «Погружаясь в вальс метели…» (Образ метели в творчестве А.С. Пушкина) (В творческой мастерской автора)

Автор: Ягудина Р.И.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ « Нурлатская СОШ ЗМР РТ»


Класс: 7

Тип: Нетрадиционный, интегрированный урок литературы с элементами психологии

Цели: углубить знания учащихся о жизни А. С. Пушкина и особенностях его творчества, показать мастерство автора в создании образа метели в поэтических и прозаических произведениях.

Задачи урока:

образовательная: углубить и расширить представление о жизни и творчества А.С. Пушкина;

развивающая: развивать умение самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, формировать навыки вдумчивого чтения и анализа текста литературных произведений, сравнения, обобщения, выразительного чтения, передавая интонацией настроение, развивать эмоциональную речь, обогащать словарный запас;

воспитывающая: воспитывать у учащихся нравственные, духовные, эстетические ценности.

Планируемые результаты урока:

предметные: умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; умение работать со словариком учебника.

метапредметные:

ууд

  • познавательные – анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, поиск необходимой информации в книге

  • регулятивные – оценивание своей работы и работы одноклассников на уроке, принятие учебной задачи урока.

  • коммуникативные – умение улавливать мысль в заданном вопросе и давать ответ в соответствии с содержанием.

личностныеформирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни).

Оборудование: презентация по теме урока с портретами А.С. Пушкина, репродукциями картин русских художников, иллюстрациями к повести «Метель», фрагмент оркестровой сюиты Г. Свиридова «Метель», кадры из фильма «Метель», аудиозапись из фонохрестоматии «Зимний вечер», акварельные краски, заготовки для раскрашивания.

Методы и технологии, используемые на уроке: критического мышления, ИКТ, исследовательско- аналитическая .

Перечень основных понятий: художественный образ, сюжет, символ, художественная деталь.


Эпиграф к уроку: Пока в России длится Пушкин,

Метелям не задуть свечу!

Н. Самойлов

Да здравствует солнце!

Да скроется тьма!

А.С. Пушкин


Ход урока


  1. Мотивация к учебной деятельности


Учитель. Ребята, у нас сегодня особенный урок-путешествие в творческую мастерскую великого русского поэта и писателя А.С. Пушкина. Прошу вас закрыть свои глаза, слушая музыку и мой голос, постарайтесь мысленно представить перед собой сказочную картину русской зимы.

Звучит фрагмент «Тройка» оркестровой сюиты Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель».

Учитель(под музыку). Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит…

По бескрайней русской равнине, по заснеженной дороге мчится тройка. Томительно звенят колокольчики. Зимний воздух чист и прозрачен. Но вот неожиданное поднимается ветер, белое облачко на краю неба превращается в темную страшную тучу, начинается метель. Одинокий путник теряет дорогу, долго и мучительно плутает по холодной снежной пустыне.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя.

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит…

А сейчас тихонько откройте глаза.

Учитель.

  1. Беседа.

  • Какую картину вы увидели, когда слушали музыку и мои слова?

  • Кому принадлежат прочитанные стихотворные строки?

  • Как называются эти стихи и кто их автор?

  • Как вы думаете, легко ли можно создать образ метели в художественном и музыкальном произведении? Вы прослушали фрагмент из сюиты русского композитора Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель «Тройка».

2.Арттерапия.

Учитель. А сейчас я предлагаю вам под эту музыку дорисовать картину метели на рисунках-раскрасках, которые лежат на ваших партах.(Ученики закрашивают заготовки).

Учитель. А. С. Пушкина называют живописцем русской природы. За свою короткую жизнь он успел изъездить Россию вдоль и поперек: от Петербурга до Крыма, от Балтики до Черного моря, от Москвы до Кавказа, от Молдавии до Урала…Поэт был влюблен в неброскую русскую природу. В ее простых картинах он находил неописуемую прелесть и очарование, умел с любовью описать любое время года и любое явление природы. В утренней свежести весны, в пышном увядании осени, великолепии снежной зимы и находился тот затаенный источник вдохновения, душевного равновесия и нескончаемой жизненной энергии, которыми обладал этот гениальный поэт.

Восхищаясь произведениями А.С. Пушкина, великий русский писатель Л.Н. Толстой писал: « Мы читаем у Пушкина стихи такие гладкие, такие простые, и нам кажется, что у него так и вылилось это в такую форму. И нам не видно, сколько он употребил труда для того, чтобы было именно так просто и гладко».

Сегодня мы вновь прикоснемся к неповторимому таланту Пушкина, убедимся в его огромном трудолюбии, в непревзойденном мастерстве. Для этого обратимся к образу метели в его творчестве.

  1. Проверка домашнего задания


Учитель. Что такое метель?

Ученик. Метель – сильный ветер со снегом, вьюга.(С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»)

Учитель.Какие синонимы к слову «метель» вы нашли в словаре синонимов?

Ученики. Вьюга – снежная буря. Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром. Буран – снежная буря, метель в степи. Пурга – сильная вьюга, снежная буря, пороша, вихрь.

Учитель. Какие слова -ассоциации вы подобрали к слову «метель»?

Ученики. «Ураган», «ветер», «страшно», «ужас», «воет», «свистит» и др.

Учитель. Нравится ли вам это явление зимней природы?

Учитель. Каким бывает ваше настроение во время метели?

Ученики. Настроение во время метели бывает грустным, печальным. Чувствуется тревога, страх…

Учитель. А как Пушкин относился к метели?

Ученик. Наверно, ему нравилась такая погода. Не случайно во многих произведениях он создал выразительные картины метели, посвятил ей стихи.

  1. Актуализация пробного учебного действия

1. Групповая работа:

На предыдущем уроке учащиеся были разделены на группы и в качестве домашнего задания получили задание ответить на вопрос: «Как изображена метель в произведениях Пушкина»?

1 группа – «Зимний вечер». «Зимнее утро».

2 группа – «Метель».

3 группа – «Бесы».

4 группа – «Капитанская дочка».

Выступают представители каждой из групп с последующими дополнениями.

Учитель. В каких произведениях А.С. Пушкина вы встречались с описанием метели?

Ученики. «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зима. Что делать нам в деревне…», «Бесы», повести «Метель», «Капитанская дочка» и др.

Учитель. Давайте вспомним отрывки из этих произведений.

Ученики выразительно исполняют отрывки из стихотворений: «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зима. Что делать нам в деревне…», «Бесы», повести «Метель», «Капитанская дочка».

Демонстрация кадров из кинофильма «Метель».


  1. Реализация построенного проекта


  1. Аналитическая беседа

Учитель. С какими авторскими синонимами вы встречались, читая произведения А.С. Пушкина?

Ученик. Буря, буран, вихрь, вьюга, пороша.

Учитель. Какие еще синонимы к этому слову вы можете добавить?

Ученик. Пурга, метелица, поземка, стихия, ураган, снежный шторм.

Учитель. Какой из этих синонимов татарского происхождения?

Ученик. Буран - это заимствование из татарского языка.

Учитель. Какие особенности в изображении метели вы заметили в произведениях Пушкина?

Ученики. 1.Метель у Пушкина изображается как живое существо, оживший образ. 2.Метель- предвестник судьбоносных событий, грядущих изменений в жизни героев произведений. 3.Метель превращается в спутника, собеседника.

4.Обычно при описании метели настроение лирического героя подавленное, грустное, тревожное.

Учитель. На какие детали зимнего пейзажа А.С. Пушкин уделяет особое внимание, создавая образ метели?

Ученик. Создавая образ метели, особое внимание А.С. Пушкин уделяет описанию неба, луны, туч, ветра, земли, снега, дороги, свечи, настроения лирического героя. (Приводят примеры из произведений).

2.Учитель. Составим словесный портрет метели (краски, звуки, отношение к человеку) в прочитанных вами произведениях.

Ответы учащихся по группам.

Смотрят репродукции картин к повестям «Метель» и «Капитанская дочка». (Проецируется на экране)

Физкультминутка.

  1. Включение в систему знаний и повторение


1.Анализ отрывков из произведений «Бесы» и «Зимний вечер».

(Отрывки проецируются на экране).

Учитель. Какие сопутствующие образы присутствуют в «пушкинских» картинах метели?

Ученики. Сопутствующими образами являются кони (тройка), собеседник, колокольчик, свеча, степь.

Учитель. Метель у Пушкина – это живой образ, который движется, мечется, плачет, дышит, воет…Как же ему удалось столь мастерски создать живую картину русской природы?

Ученик. Для этого А.С. Пушкин умело использует различные средства выразительности речи: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, лексические повторы, а также цветопись и звукопись.(Ученики приводят примеры из произведений Пушкина).

Учитель. Обратили ли вы внимание на глаголы и деепричастия, которые использует автор, описывая картины метели? Почему ему нужны именно эти части речи?

Ученик. А.С. Пушкин, описывая метель, употребляет глаголы: «мчатся, вьются, носились, смешалось, завоет, заплачет, застучит, крутя» и др. Глаголы и деепричастия дают возможность передать разнообразие действий, всю динамику событий: стремительность, быстроту.

Учитель. С какой интонацией надо читать пушкинские строки, посвященные описанию метели?

Ученик. Эти строки нужно читать с различной интонацией: то тревожно, то размашисто, то серьезно, то грустно, стараясь передать динамику событий и настроение лирического героя.

Прослушивание аудиозаписи из фонохрестоматии «Зимний вечер».

Учитель. Часто А.С. Пушкин описывает не только бурю, но и состояние природы после нее. В каких произведениях мы это видим? С какой целью это делает автор?

Ученик. Описание состояние природы после сильной бури мы встречаем в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро», повестях «Капитанская дочка» и «Метель». Этим автор напоминает своим читателям о вечной борьбе добра и зла, света и тьмы, пробуждает жажду жизни, света, мира, очищения, ощущения земной красоты.

Учитель. В каком произведении А.С. Пушкина передано ощущение связи между природной стихией и сверхъестественными силами?

Ученик. В стихотворении «Бесы».

Учитель. Какие судьбоносные события произошли в жизни пушкинских героев во время метели, бурана?

Ученики.1. Герой повести «Капитанская дочка», Петр Гринев, во время бурана в степи встретил Пугачева. 2. Герои повести «Метель» из-за метели разминулись навсегда со своей любовью, но случайно нашли свое счастье.

Учитель. Таким образом, метель – это не просто образ, а образ-символ. Символ – то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи.

В произведениях А.С. Пушкина, посвященных метели, находим такие строки: «выпьем с горя», «сердцу будет веселей», « сердце ноет», «глотая скуки яд», «страшно, страшно», «поневоле надрывая сердце мне». Почему же было так тяжело поэту во время бури?

Ученики. Судьба поэта тоже была не спокойной, мятежной. Жизненная буря постоянно преследовала поэта. Сплетни, зависть, клевета, гонения, ссылки, дуэль. Все это было очень тяжело для честного, чистого человека. Всю жизнь мятежный поэт шел вперед, преодолевая жизненные бури.

VI.Рефлексия


Учитель. А.С. Пушкин был очень жизнерадостным, быстрым, решительным, волевым человеком. Он всегда находился в центре бурных событий в жизни России. В основном названные сегодня произведения были написаны им во время ссылки или болдинской осенью, когда поэт был отрезан от большого мира, находился в одиночестве. Порой Пушкин чувствовал себя заблудшим в степи путником. Неслучайно он неоднократно в своем творчестве возвращается к образу метели. Его герои проходят через испытание этой стихией. Не создалось ли у вас впечатление, что метель в творчестве Пушкина это не простое природное явление, что в это слово вложен более глубокий смысл? Какой смысл вкладывал Пушкин в образ метели (бурана, вьюги) в своих произведениях?

Вывод учащихся. Буря - это катастрофа, природная стихия, борьба сил добра и зла, тепла и холода. Это испытание человека на прочность чувств, роковое событие в судьбе. Это очищение от грехов, облегчение, сближение людей , жажда жизни, мира, тишины, покоя, но и напоминание о смерти.

Учитель. Сегодня мы еще раз убедились в том, что А.С. Пушкин - непревзойденный мастер слова. Не зря великий педагог А. Луначарский с восторгом писал о нем: «Пушкин был русской весной, Пушкин был русским утром, Пушкин был русским Адамом. Если кинуть взгляд на творчество Пушкина, то первое, что поразит, это вольность, ясный свет, грация, молодость без конца».

Короткая жизнь великого сына России не была спокойной и благополучной. Он всегда находился в круговороте борьбы сил добра и зла, правды и несправедливости, свободы и рабства, красоты и убожества. Вечно гонимый, затравленный за свои прогрессивные убеждения, Пушкин всегда чувствовал себя путником, заблудившимся в безбрежной снежной пустыне. Вся пушкинская Россия находилась в круговерти метели и зимней стужи. И это состояние было невыносимо для свободолюбивого поэта. А он, не раз сбитый ураганом судьбы, падал и вновь поднимался, готовый «мыслить и страдать», поднимался навстречу жизни и счастью и провозглашал: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!»

В морозный январский день трагически оборвалась жизнь любимого народного поэта. Рыдала вся Россия. Ни стужа, ни метели не смогли остановить нескончаемый людской поток к гробу Пушкина.

Слава А.С. Пушкина не уменьшается. Живому огню пушкинского творчества не страшны никакие жизненные метели. Память о нем бессмертна. Нельзя не согласиться со словами поэта Н. Самойлова: «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу!»

Я надеюсь, что ваши души отогрелись у костра творчества Пушкина, стали чище и добрее.

-Какие чувства владели вами на сегодняшнем уроке?

-Что нового вы узнали о жизни и творчестве А.С. Пушкина?

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Домашнее задание. Подготовка к уроку внеклассного чтения. Читать повесть А.С. Пушкина «Барышня- крестьянка», ответить на вопросы.

Приложение № 1

Зимнее утро

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как, бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… посмотри в окно:

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет;

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит...


Зимний вечер

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?


Выпьем, добрая подружка,

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой по утру шла.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка,

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Бесы

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-лин …

Страшно, страшно по неволе

Средь неведомых равнин!

«Эй, пошел, ямщик!..» - «Нет мочи:

Коням, барин, тяжело;

Вьюга мне слипает очи;

Все дороги занесло;

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!

В поле бес нас водит, видно,

Да кружит по сторонам.

Посмотри: вон, вон играет,

Дует, плюет на меня;

Вон – теперь в овраг толкает

Одичалого коня;

Там верстою небывалой

Он торчал передо мной;

Там сверкнул он искрой малой

И пропал во тьме пустой».

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Сил нам нет кружиться доле;

Колокольчик вдруг умолк;

Кони стали… «Что там в поле?» -

«Кто их знает? пень иль волк?»

Вьюга злится, вьюга плачет;

Кони чуткие храпят;

Вот уж он далече скачет;

Лишь глаза во мгле горят;

Кони снова понеслися;

Колокольчик дин-дин-лин …

Вижу: духи собралися

Средь белеющих равнин.

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре…

Сколько их! куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце нем…


Фрагмент из повести «Капитанская дочка»

…Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облако обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями, ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»…

Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича.

Лошади шли шагом – и скоро мы стали… Снег так и валил. Около кибитки подымался сугроб. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая… я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жила или дороги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели… я велел ямщику ехать. Лошади тяжело ступали по глубокому снегу. Кибитка тихо подвигалась, то въезжая на сугроб, то обрушиваясь в овраг и переваливаясь то на одну, то на другую сторону. Это похоже было на плавание по бурному морю. Савельич охал, поминутно толка меня в мои бока. Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал, убаюканный пением бури и качкою тихой езды.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ягудина Роза Ильдусовна

Дата: 03.11.2017

Номер свидетельства: 436570


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства