способствовать расширению кругозора детей, приобщению к искусству, духовной культуре;
способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению;
развивать речь учащихся и умение формировать идею произведения;
способствовать формированию творческого воображения через слово, музыку, обосновывать свою точку зрения;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к чувствам людей, умение сопереживать.
Оборудование: мультимедийная презентация
Э.Григ произведения из сюиты «Пер Гюнт»: «Утро», «В пещере горного короля», «Вечер в горах»
Конспект урока
Организационный момент.
Слайд 1
Речевая разминка.
В гости к лету
Мы идем лесной тропинкой,
А куда - не знаем сами
За малиной?
За малиной!
За грибами?
За грибами!
Светит солнце золотое
Сквозь зеленые оконца,
Может, мы идем за солнцем?
Что же!
Может, и за солнцем!
Может, белка попадется,
Может, ежик ждет нас где-то…
Мы идем гурьбой веселой,
Ясным утром в гости к лету!
В.Викторов
1. Отработка разных видов чтения
Жужжащее чтение
Прочитайте медленно
Прочитайте с ускорением, выразительно (на фоне музыки Э.Грига «В пещере горного короля» читают выразительно)
Беседа по прочитанному.
О чем идет здесь речь? А вы любите гулять в лесу? Чем вас привлекают эти прогулки? О чем вы думаете и мечтаете?
Актуализация знаний.
Слайд 2. Откуда эти строки?
…Композитор Э.Григ проводил осень в лесах около Бергена. Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев, но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя, с моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелёными прядями до самой земли.
Кроме того, в горных лесах живёт, как птица пересмешник, весёлое эхо, оно только и ждёт, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы…
- А вы догадались, из какого произведения этот отрывок? Слайд 3. К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»).
Сообщение темы и цели урока.
- А как вы думаете, что предстоит нам сегодня на уроке? (Анализ произведения)
Задачи: понять содержание произведения, объяснить смысл непонятных слов, определить основную мысль текста.
Введение в сюжет урока.
- Для того, чтобы понять и глубже почувствовать рассказ Паустовского, необходимо хорошо знать творчество Грига и его жизнь. О том, в чем заключается творчество Грига, расскажет Трифанова Люда. (Гиперссылка – рисунок «Корзина с шишками» - Презентация «Эдвард Григ»)
Паустовский также как и Григ любил природу. Но писал он не только о природе, но и о замечательных людях, у него даже была мечта – собрать сборник биографий знаменитых людей, описать наиболее интересные случаи из их жизни.
… Однажды Григ встретил в лесу девочку с двумя косичками – дочь лесника.
- Почему Григ в рассказе с такой любовью и вниманием относится к девочке?
Проверка домашнего задания. Чтение по ролям.
- Действительно, самым драматичным моментом в жизни Грига была смерть дочери. И поэтому в каждой девочке он видел свою дочь.
- Это, несомненно, знал Паустовский.
Слайд 4. - Дома вы должны были подготовить чтение по ролям отрывка встречи Дагни с Григом.
Проверка восприятия.
- Что в разговоре Грига с Дагни самое главное? (то, что Григ решил сделать подарок Дагни)
- Почему Григу захотелось сделать подарок Дагни? (она ему очень понравилась: трудолюбива, доверчива, добра)
- Главное, что могло понравиться Григу, наверно то, что девочка умеет думать и печалиться о других.
- Но почему же Григ отсрочил подарок, ведь подарков всегда ждешь с нетерпением? Найдите и прочитайте об этом в книге. (…я делаю подарки для взрослых, ты еще мала и многого не понимаешь, учись терпению…)
- Конечно же, подарки материальные – куклы, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный – духовный подарок – музыку, поэтому композитор обещает его через 10 лет.
- А почему через 10 лет? (потому, что тогда Дагни вырастет и сможет понять подарок)
Работа над 2 частью.
а) Работа с иллюстрацией.
Слайд 5. К какой части рассказа относится эта иллюстрация? Что еще изображено на картине? Где находится Григ? (у себя дома)
б) Выборочное чтение.
- Каких слушателей ценил Григ больше всего?
- Какие чувства пробуждала музыка Грига в тех, кто ее слушал? Докажите словами из текста.
- О чем же была написана музыка? Прочитать.
- Зачитайте самые важные слова этой части. Слайд 5.
Работа над 3 частью.
а) Жужжащее чтение
Слайд 6. б) Обсудите ответы на вопросы:
- Что изменилось в жизни Дагни, когда ей исполнилось 18 лет?
- С какой целью ее отправили к тете Магде? (чтобы она посмотрела, как устроен свет, как живут люди)
Работа над заключительной частью.
Слайд 7. а) Словарная работа
Симфоническая музыка – в переводе с греческого «симфония» - большое музыкальное произведение для оркестра
Белые ночи. На севере в начале лета можно наблюдать такую картину – ночью почти светло, стоят легкие сумерки, так как солнце ненадолго прячется за горизонтом.
- У вас на партах лежат листочки. Давайте прочитаем о том, как Дагни слушала музыку.
… Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Она произвела на неё странное действие. Все переливы и громы оркестра вызывали множество картин, похожих на сны.
Сначала она ничего не слышала. Внутри у неё шумела буря. Потом она наконец услышала, как поёт ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.
Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.
Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!
г) Вопросы после чтения - Почему же теперь Дагни плакала, слушая музыку Грига? (Это были слезы благодарности. Дагни жаль, что Григ уже умер, и она не сможет поблагодарить его за эту чудесную музыку) - За что Дагни была благодарна Григу? Прочитать. - Так чем же должен жить человек? Дагни это поняла, а вы?
- Нужно жить и любить свою жизнь потому, что она удивительна и прекрасна, что бы о ней ни говорили. 8. Рефлексия
Слайд 9. - Почему сегодня портреты писателя и композитора рядом? Что объединяет их?
- Музыка Грига вдохновляет писателей, поэтов и художников на создание произведений. Он своей музыкой воздействует на наши чувства, вызывает эмоции, пробуждает воображение.
(Э.Григ и К.Паустовский – великие мастера. Один словами, другой – музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. И мы должны быть признательны им за это)
Слайд 10. Вступая в жизнь, иди рука об руку с прекрасным, а главное помни, что человек счастлив и красив только тогда, когда отдает людям всю свою жизнь, работу, талант.
- Людей искусства благодарят аплодисментами, давайте и мы поблагодарим К.Паустовского за прекрасный рассказ и Э.Грига за чудесную музыку.
9. Оценивание.
10. Д\З: составить план, пересказать весь рассказ или понравившуюся часть