Урок литературы в 8 классе. Тема: «Человек создан для счастья?» В.Г.Короленко «Парадокс»
Урок литературы в 8 классе. Тема: «Человек создан для счастья?» В.Г.Короленко «Парадокс»
Данная разработа предназначена для подготовки учащихся к восприятию философской тематики произведений В.Г.Короленко, учит учащихся видеть позицию автора в художественном тексте, раскрыть содержание логических и литературоведческих понятий, формирование умения создавать учебный проект с использованием литературного источника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе. Тема: «Человек создан для счастья?» В.Г.Короленко «Парадокс»»
Урок литературы в 8 классе.
Тема: «Человек создан для счастья?» В.Г.Короленко «Парадокс» Цели урока:
Образовательная цель – подготовка учащихся к восприятию философской тематики произведений В.Г.Короленко, научить видеть позицию автора в художественном тексте, раскрыть содержание логических и литературоведческих понятий, формирование умения создавать учебный проект с использованием литературного источника.
Развивающая цель - создать условия для формирования коммуникативной (речевой) компетенции, самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков общения, формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на сложные жизненные ситуации.
вовлечь учащихся в размышления о “назначении жизни”;
использовать воспитательные возможности для развития таких качеств личности, как сочувствие, целеустремленность.
Формы работы на уроке: работа в группах, в парах, индивидуальная, по вариантам
Оборудование урока: учебник, раздаточный материал
Ход урока:
1. Введение. Установление личностного контакта учителя с учениками, включение мотива на совместную работу.
- Здравствуйте. Ребята, я рада приветствовать Вас сегодня на нашем уроке. Илья, скажи, ты счастливый человек? А ты, Максим?
А что по-вашему счастье?,
Понятие счастья у всех разное.
Что вкладывают в это понятие писатели, мы сегодня узнаем на уроке.
Сегодня мы познакомимся с произведением удивительного человека.
Его знают, его любят, его читают. Л.Н. Толстой говорил о нем как об истинно прекрасном человеке, для А.П. Чехова он был благородным, а для М. Горького был просто учителем. О ком идет речь? ЭтоВладимир Галактионович Короленко…
Его произведение поможет нам ответить на вопрос: что такое счастье, какого человека можно считать счастливым?
Тема урока: «Человек создан для счастья?»
Выберите эпиграф к уроку.
В.Г. Короленко «…не считает себя судьёю людей, а любит их с открытыми глазами». М. Горький.
«Нет ничего выше, сильнее, здоровее и полезнее впредь для жизни, хорошее какое-нибудь воспоминание из детства, из родительского дома… И даже если одно только хорошее воспоминание останется в нашем сердце, то спасён человек на всю жизнь». В. Шукшин.
«Ребёнок не сосуд, который надо заполнить, а светильник, который нужно зажечь». Это и делает Короленко. Н. Заболоцкий.
Обоснуйте свой выбор.
Перед вами очерк «Парадокс».
Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым жанром, будете анализировать художественный текст, развивать коммуникативные умения.
Обратимся к раздаточному материалу.
«Парадокс» – это художественный очерк.
Что такое очерк?
Очерк – приближенное к документальному повествование о реальном событии или человеке.
В «Парадоксе» выражено предчувствие жизненной трагедии В.Г. Короленко. Инвалид, родившийся без рук, ногой пишет на клочке бумаги: «Человек создан для счастья…» Странное несоответствие этой фразы и облика человека рождает сомнения: «Для счастья ли создан человек?» Рассказ написан в течение 1 дня. В дни, когда умерла маленькая дочка писателя Леля.
Сам Короленко писал: «Жизнь – проявление великого закона, главные черты которого добро и счастье. А если нет своего – есть чужое. Только это я пытался сказать своим «Парадоксом», но моя собственная душа в это время была так изломана, как мой несчастный философ».
Ткань очерка пронизывает 3 слова, которые часто повторяются в разных вариациях. Это новые слова, на всю жизнь запавшие в душу юных братьев, героев очерка.
- Работая с текстом, установим, сколько же в тексте парадоксов. Начнём с характеристики главных героев – двух братьев.
Найдите в тексте описание уголка двора, где пропадают братья.
-Что мы можем сказать о детях? ( им 8 и 10 лет)
-В каком мире они живут?
-Может быть, они занимаются ерундой, а нужно быть серьёзнее?
Сделаем вывод.
Это идиллию разрушила встреча с феноменом – человеком-инвалидом.
Прочитать.
- Какова первая реакция жителей 3-х домов на появление феномена?
«брезгливый испуг», «Павел загоготал», «толпа шарахнулась», «на лице матери нервная дрожь», «подавали женщины», «среди дворни и прислуги не подал никто», «истерический женский плач», «напряжённая тишина»,«Дударев слегка застыдился», «Уляницкий смерил негодующим взглядом»
Прочитайте эпизод встречи феномена и мальчиков.
-Почему афоризм, написанный для детей феноменом, можно считать парадоксом?
«Человек создан для счастья как птица для полёта»
Стремление к счастью – естественная цель человеческой жизни, к нему надо постоянно стремиться, какой бы сложной и трудной не была жизнь.
«Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него»
Иногда человек имеет всё, но не может быть счастливым, не ценит то, что имеет, а феномен счастлив, что без рук ,а кормит семью. Афоризм, содержащий надежду на счастье в жизни.
В чем же тут парадокс?
Если бы этот афоризм произнес здоровый человек, то смысл бы исказился, афоризм бы превратился в обычное высказывание
-Чувствует ли феномен себя калекой? Докажите (презрительный взгляд на толпу).
ФИЗКУЛЬТПАУЗА
Собрать афоризмы и прикрепить на доску
Прочитаем следующий эпизод (стр. 171-172)
-Достоин ли феномен уважения в этом эпизоде? Почему?
( феномен отдаёт заработанную серебряную монету старому нищему с девочкой)
- Почему феномен это делает? Ведь он инвалид, ему пришлось приложить немало усилий, чтобы заработать эти деньги?
- он не хочет, чтобы его считали инвалидом;
- он хочет быть полезным для кого-то (мы ведь не знаем, почему он зарабатывает деньги для своих племянников, но будем считать, что это его собственная воля);
- он хочет показать сем людям, что и инвалид – человек, достойный уважения
«Описание уголка сада после встречи с феноменом»
Вывод
- Почему встреча с инвалидом заставила детей повзрослеть? ( детям просто стало страшно, что на свете бывают такие люди;детям стало стыдно за их безделье, за то, что они занимаются пустяками, когда рядом такое горе;)
- От какого «первого противоречия жизни, острой занозой вонзившегося в детские сердца и умы» старалась защитить своих малышей мать?
( В мире много несправедливого. У одних красивое лицо, но злое сердце. Других бог обделил здоровьем, сделал физическими инвалидами, но наградил пылким умом и чувством собственного достоинства. Но самое главное, чтобы именно дети, которым только предстоит войти в мир взрослых, сумели в нём выстоять, сумели противостоять хамству.)
Итоги урока:
-Что такое счастье, по мнению Короленко?
- Почему данный рассказ Короленко облечён в форму очерка?
( Очерк предназначен привлечению внимания к такой важной проблеме – отношению к инвалидам в обществе. Эта проблема жива до сих пор. Поэтому можно сказать, что очерк Короленко никогда не потеряет злободневности).
- В настоящее время многие считают необходимым включение детей-инвалидов в здоровое общество-класс. Сможете ли вы принять в свой класс такого человека?
-Чему нас учит очерк «Парадокс»? (человечности и доброте)
- Считаете ли вы, что инвалиды могут быть полезными членами общества?
Этап рефлексии
Представьте, что у вас в ладонях находится цветок добра. Закройте глаза, представьте себе, как он выглядит, как он распускается в ваших руках, распространяет своё тепло. Поместите мысленно этот цветок в своё сердце. Пусть он согревает вас в течение всего дня.
Домашнее задание:
Прочитать очерк полностью, ответить на обобщающие вопросы на стр. 173-174
Я надеюсь, что вы будете жить, следуя своим принципам. Благодарю вас за помощь и поддержку и на прощанье хочу подарить вам такую притчу: “Один человек нашел бутылочный осколок, поднес его к глазам и увидел прекрасный мир: людей, дома, лес, горы, реку. Бутылочный осколок ему понравился, но показался обыкновенным, совсем не ценным. Тогда он взял стекло и одну его сторону позолотил. Осколок стал ценной вещью. Но когда он снова поднес его к глазам, то не увидел людей, домов, леса, гор, реки – всего того, что он видел раньше. Он видел только себя…”. Я желаю вам, чтобы всегда видели прекрасный мир. Поймите, что истинное счастье заключено в вас самих. Не тратьте времени и усилий в поисках довольства, радости и душевного спокойствия в окружающем мире. Помните, счастлив не тот, кто получает, но лишь, тот, кто дает. Протягивайте руку помощи. Делитесь. Улыбайтесь