kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 5 классе по теме «Здравствуй, солнце да утро веселое!» (по стихотворению И.С.Никитина «Утро»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель разработки: научить обучающихся выразительно читать стихотворный текст; пробудить фантазию детей, помочь им проникнуть в глубину образного содержания, научить их хорошо видеть своим внутренним зрением картины, нарисованные художником; вызвать в воображении детей яркие, живые представления нарисованных в художественном произведении картин

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе по теме «Здравствуй, солнце да утро веселое!» (по стихотворению И.С.Никитина «Утро»)»

Урок литературы в 5 классе по теме

«Здравствуй, солнце да утро веселое!»

(по стихотворению И.С.Никитина «Утро»)


Учитель русского языка и литературы МОБУ Башкирская гимназия №9 им. Кинзи Арсланова муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан

Аиткулов Урал Камилович



Урок литературы в 5 классе «Здравствуй, солнце да утро веселое!»

(по стихотворению И.С.Никитина «Утро»)


Цель: научить обучающихся выразительно читать стихотворный текст; пробудить фантазию детей, помочь им проникнуть в глубину образного содержания, научить их хорошо видеть своим внутренним зрением картины, нарисованные художником; вызвать в воображении детей яркие, живые представления нарисованных в художественном произведении картин.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, презентация, аудиозапись музыкального произведений М.П.Мусоргского «Рассвет на Москва-реке», Р.Хасанова «Утро туманное»

Ход урока

Учитель. Для того чтобы научиться выразительно читать, надо стараться хорошо увидеть в своем воображении картины, которые описываются в художественном произведении, а читая произведение вслух — рисовать словами эти картины. Сегодня мы будем учиться выразительно читать стихотворение И. С. Никитина «Утро». Наша задача будет заключаться в том, чтобы, читая его, хорошо представить изображенные в нем картины утренней природы, почувствовать их красоту. Но прежде чем читать стихотворение, давайте поговорим о том, какие вы сами наблюдали утром картины природы. Начнем с «самого начала»: с рассвета. А поможет нам музыкальное произведение Модеста Петровича Мусоргского «Рассвет на Москва-реке». Послушайте и расскажите, какие картины вам вспоминаются?

Ученики. Небо чуть светлеть начинает. Солнце встает, небо проясняется, воздух полон свежести.

  • Звезды бледнеют.

Учитель. А теперь взглянем на картину известного русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом бору». Как художник изобразил утро?

Ученики

Учитель. А теперь прочитаем внимательно, неторопливо стихотворение известного русского поэта Ивана Саввича Никитина «Утро». Послушаем, как ощущение и настроение утра воплотилось в стихотворном произведении. Представляем каждую картину, каждый звук (дети обращаются к учебнику, следят за чтение учителя). Прочитали. Теперь вы знаете все содержание стихотворения. Читая стихотворение, вы заметили, что оно состоит из нескольких частей. Давайте укажем эти части.

Ученики. Стихотворение делится на три части.

  1. часть — от слов «Звезды меркнут и гаснут», кончая словами «с листьев брызнет роса серебристая».

  2. часть — от слов «Потянул ветерок...», кончая словами «и стоит себе лес улыбается».

  3. часть -— от слов «Вот и солнце встает...» И до конца.

Учитель. Расскажите, как вы представляете картины, нарисованные в первой части.



Ученики. Я вижу, как звездочка стала бледнеть, бледнеть... и совсем погасла, будто растворилась.

  • Я вижу облака красные, красивые.

Учитель. Обратите внимание, ребята, поэт пишет: «Белый пар по лугам расстилается». Как вы думаете, можно ли было бы заменить слово «расстилается» словом «расстелился»? Изменилась бы от этого картина?

Ученики. Заменить слово нельзя.

  • Расстилается — это значит белый пар движется, а расстелился — значит он стоит, расстелился и все.

Учитель. Как вы представляете вот эту картину:, «по зеркальной воде, по кудрям лозняка от зари алый свет разливается»? Что вы видите? Озеро? Реку? Пруд? Почему вода зеркальная? Что это за кудри у лозняка и как по ним может разливаться заря?

Ученики. Я вижу озеро... Вода чистая, светлая. В ней отражается алая заря.

  • А я вижу речку, а в ней, как в зеркале, видны алые облака.

  • На берегу озера кусты, листьев на них много, они густые, похожи на кудри.

  • И роса на них блестит... Розовая... от облаков.

Учитель. А как вы понимаете слова: «Дремлет чуткий камыш»? Как вы это представляете себе?

Ученики. Камыш чуть-чуть качается...

  • У него верхушки чуть вздрагивают.

Учитель. Как называется это изобразительное средство «дремлет камыш», «чуткий камыш»?

Ученик

Учитель. Какие еще эпитеты вы видите в первой части стихотворения'?

Ученики

Учитель. Мы с вами сейчас всмотрелись в природу, которая еще спит, но вот-вот должна пробудиться. Как кругом красиво! На небе пылает алая заря. Воздух свеж, прохладен... Кругом безлюдье... Тишина... Но вот природа начинает пробуждаться. Потянул ветерок, послышались звуки. «Пронеслись утки с шумом». Кто из вас видел и слышал, как летят дикие утки?

Ученик. Я видел. Они низко над водой пролетали, и быстро-быстро, только слышно было: «ш-ш-ш...»

Учитель. Представьте себе далекий звон колокольчика и прислушайтесь к нему. В вашем воображении может появиться картина, которая «не вошла» в стихотворение. Что это за картина?

Ученики. Тройка скачет по дороге.

  • Кони бегут быстро, бодро, гривой машут.

Учитель. Нарисуйте в своем воображении картину: рыбаки в шалаше пробудились, сняли сети с шестов, весла к лодкам несут... Приходилось ли вам на рыбалке бывать, просыпаться рано утром, слышать первые всплески на реке, забрасывать удочки? Если бывали, вспомните, что вы наблюдали, а когда будете читать вслух, присоедините свои воспоминания к картинам, которые нарисовал поэт, ученики

Учитель. Скажите, каким вы представляете небо, читая слова: «А восток все горит, разгорается»? Сравните эту картину с нарисованной ранее: «в огне облака». Что изменилось?

Ученики. Небо еще больше разгорелось.

  • Алых облаков больше стало.

Учитель. Какое средство изобразительности использует автор?

Ученики

Учитель. Вот-вот должно взойти солнце. Нет уже прежней тишины... Лес наполнился пением птиц. Какую картину вызывают в вашем воображении слова: «И стоит себе лес улыбается»? Почему лес кажется улыбающимся?


Ученики. Он кажется таким потому, что его верхушки осветило солнце.

  • Посветлел сверху, поэтому и кажется, что он улыбается.

Учитель. Какое средство изобразительности использует?

Ученики

Учитель. Прочитайте последнюю часть стихотворения. Расскажите, как вы представляете выезд пахаря на поле.

Ученики. Лошадь быстро бежит по дороге.

  • Пахарь радуется солнцу, хорошей погоде.

Учитель. Какие у вас чувства вызвала эта картина?

Ученики. Радостно!

  • Весело!

  • Очень нравится, как про восход солнца написано... Красиво очень.

Учитель. Взгляните на картины русских художников, тоже посвященные утру, и попробуйте дать название каждой картине строчками из стихотворения Ивана Никитина, (проектирование репродукций картин).

Ученики.

Учитель. Итак, мы с вами внимательно разглядели картины утра, которые изобразил поэт И. С. Никитин в своем стихотворении «Утро», русские художники на своих картинах. Когда вы будете читать вслух, то вы должны будете рисовать изображенные поэтом картины, рисовать словом. Чтобы хорошо получилось рисование картин, нужно отдельно для каждой части определить задачу чтения. Например, задача чтения первой части будет такая: показать, как красиво бывает, когда занимается заря и когда еще кругом все тихо.


А какая будет задача чтения второй части?

Ученики. Рассказать, как пробуждается природа: как зашумели утки, колокольчик зазвенел, рыбаки проснулись.

Учитель. А как вы определите задачу чтения третьей части?

Ученики. Надо нарисовать, как солнце всходит, рассказать, как радостно бывает людям в это время.

Учитель. Старайтесь, когда вы будете читать стихотворение наизусть, хорошо видеть картины. Эти видения будут пробуждать у вас радостное чувство. Если будете хорошо видеть, то вы сможете прочитать стихотворение так, что и слушатели вместе с вами увидят и почувствуют красоту описанной в стихотворении природы и порадуются ей. (Ученики читают стихотворение).

Учитель. Молодцы! Попробуем представить, что мы сочиняем музыку к стихотворению Никитина. Как бы с помощью музыки вы передали бы наступление утра? Какие музыкальные инструменты помогли бы передать их звучание?

Ученики. Радостная светлая мелодия, в которой непременно должны звучать журчание ручья, веселое чириканье воробьев. Наиболее подходящий инструмент - фортепиано как самый многообразный и выразительный. Мелодию может вести флейта или скрипка, потому что звучание их нежно и мелодично, что соответствует настроению утра.

Учитель. Музыка утра поражает разнообразием. В ней есть все - от лирической задумчивости до неудержимой радости, и это понятно: ведь утро дарит нам новые надежды, оно дарит нам радость возрождения и обновления. Попробуем и мы влиться в тот чудесный утренний оркестр, в котором сыграли свои партии поэт И.С.Никитин, композитор Мусоргский, художники Шишкин, Куинджи, Крымов и др. Попытаемся придумать свое утро. А чтобы вас всех посетило сейчас вдохновение, творить стихи мы будем под музыку известного вам башкирского композитора Рима Хасанова, которая тоже посвящена утру.

(чтение вслух работ детей)

Подведение итогов.

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения И. Никитина Выставление оценок за урок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Аиткулов Урал Камилович

Дата: 10.02.2020

Номер свидетельства: 539119


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства