kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 5 классе на тему :" А.С. Пушкин. Поэма "Руслан и Людмила".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 5 классе на тему :"А.С. Пушкин. Поэма "Руслан и Людмила".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе на тему :" А.С. Пушкин. Поэма "Руслан и Людмила".»

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС.


Тема: «А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме»


Предмет: литература.

Класс: 5.


Тип урока: урок открытия нового знания.


Базовый учебник: «Литература. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х ч.» (Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин - М. «Просвещение», 2014 г.)


Цель урока: познакомить обучающихся с историей создания поэмы, дать первичное представление о жанре поэмы, её отличительных особенностях.


Задачи:

- обучающие: сформировать представление о поэме как жанре, показать связь пролога с УНТ;

- развивающие: развитие творческих способностей обучающихся; развитие речи и воображения, развитие навыков выразительного чтения поэтического текста;

- воспитательные: формирование интереса и уважения к национальным фольклорным традициям, любовь к поэзии Пушкина.


Универсальные учебные действия:

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрации); осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи, умение полно и ясно выражать свои мысли.


Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: учебник, презентация, компьютер, интерактивная доска.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД


1.

Мотивация учебной деятельности.


Приветственное слово учителя.


Здравствуйте! Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по удивительному миру пушкинских сказок. Я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент - мультфильм по сказке Пушкина.

Ваша задача - понять, о каком произведении идёт речь.

( просмотр мультфильма « У лукоморья дуб зелёный…»).



Желаю всем плодотворной и интересной работы, и  сделать много новых открытий!

Приветствуют учителя


Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.

Актуализация опорных знаний.

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.


Фронтальный опрос.

- Как вы думаете, какую сказку поведал «кот учёный» рассказчику»?

- « У лукоморья дуб зелёный…» является ли самостоятельным произведением?

Обобщ.: Действительно, это лишь пролог к поэме «Руслан и Людмила».


Отвечают на вопросы учителя

( дети без затруднений называют « У лукоморья …», но не всегда сразу называют саму поэму «Руслан и Людмила»).

личностные:

самоопределение, установление связи между целью учения и его мотивом.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли

3.

Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.



Давайте сформулируем и запишем в тетради тему урока.


- Что такое пролог? Как он помогает нам понять, о чём будет произведение?





- Какие герои и образы русского сказочного фольклора присутствуют в прологе?(слайд №4)

- Откуда Пушкин так хорошо знал русский фольклор?



- Что вы знаете о няне Пушкина? (слайд №5 презентации с портретом няни и отрывком из её сказки)


Формулируют тему урока(слайд №3)

-Это вступление. Оно представляет собой «собирательное» полотно сказочных мотивов, образов поэмы, изобилующее необыкновенным, волшебным


- Леший, русалка, избушка на курьих ножках, Баба- Яга, богатырь, царевна, Кащей.


- Няня Арина Родионовна приобщила поэта к устному народному творчеству.

- Пушкин записал со слов няни, Арины Родионовны, несколько народных русских сказок, среди них была такая: «Что за чудо, - говорит мачеха, вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет».



Понимание значения пролога; воспитание уважительного отношения к национальным фольклорным традициям в системе моральных норм и ценностей









Воспитание интереса к предмету через нетрадиционную форму и разнообразные виды работы.




4.

Открытие нового знания (изучение нового учебного материала).


История создания поэмы.

Наверное, именно эту сказку и вспоминал юный Пушкин - лицеист, когда скучал по своим родным, по своей любимой няне Арине Родионовне, вспоминал её голос. В один из таких моментов и родился замысел будущей поэмы «Руслан и Людмила».

Пушкину было 20 лет, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». Она имела большой успех. Жуковский, первый поэт того времени, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».

(слайды №6,7 презентации с портретом Жуковского и надписью).

В 1828 году Пушкин переиздал свою поэму, написав пролог, где подчеркнул сказочную ее сторону.

Жанровое своеобразие.

Критики по-разному определили жанр поэмы Пушкина. Одни называли ее шуточной и иронической поэмой-сказкой.

Другие – произведением, в котором историческое содержание преобладает над сказочным.



- Вспомните, что такое сказка?

- Теперь выясним, что такое поэма (слайд №9 презентации с определением поэмы)

- А вы как считаете, кто из критиков прав?

- Давайте запишем вывод о жанровом своеобразии «Руслана и Людмилы»:

«Руслан и Людмила» - оригинальное произведение, в котором черты волшебной сказки пересекаются с реальными историческими событиями.

Словарная работа по прологу (в тетради):

Лукоморье – это морской залив, бухта, изгиб морского берега;

ученый – выученный, наученный чему-нибудь;

неведомый – необъяснимый, таинственный, неизвестный; (слайд №10)

видение – это призрак, что-нибудь, возникшее в воображении;


витязь – это отважный, доблестный воин в Древней Руси;


чредой – по очереди;


пленяет – берет в плен;


чахнуть – становиться слабым, болезненным, хилым.




Слушают учителя.







































Рассматривают иллюстрации на страницах учебника.



(учащиеся приводят примеры, в которых прослеживаются черты сказки и исторической реальности.)



















Учащиеся знакомятся со значением непонятных слов и записывают в тетрадь.




Извлекать информацию, представленную в разных формах; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи.
























Умение произвольно и выразительно строить диалогическую контекстную речь




5.

Беседа (+ устное словесное рисование):


  1. Если бы нам пришлось изобразить чудесный мир, описанный в пушкинском прологе, на холсте, с чего бы вы начали?

  2. Хорошо ли вы себе представляете героев, местность? Опишите.

  3. Найдется ли место на вашей картине для автора пролога?


3. Ответить на этот вопрос можно двояко. Если учащиеся согласятся изобразить автора на своей картине, то они обязательно должны это доказать, обратившись к тексту (нужна небольшая подсказка учителя, чтобы дети обратились к тексту): «И я там был…», также автор нам говорит, что сказку ему рассказал ученый кот, значит, автор был там и слушал кота. Либо учащиеся ответят отрицательно. Можно также задать вопрос «А как еще себя проявляет автор в тексте?» Этот вопрос сложен для пятиклассников, т.к. они не могут воспринимать всю информацию, которая дается в тексте. Еще следует обратить внимание на иронично-шутливый тон: «Там королевич мимоходом пленяет грозного царя…», «Там ступа с Бабою Ягой идет, бредет сама собой…». Вспомнить определение и роль иронии: ирония – это высказывание, выражающее насмешку или лукавство; троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопостав-ляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.).

Отвечая на эти вопросы, пятиклассники рассказывают о том, что на картине сначала нарисуют огромный дуб на берегу моря и сказочного кота.


Строить рассуждения.
























Умение полно и ясно выражать свои мысли.


6.








7.

Закрепление учебного материала.







Подведение итогов, рефлексия.




- А теперь давайте рассмотрим иллюстрации к поэме, выполненные разными художниками и в разной технике.

- Какие эпизоды на них изображены? (слайды №11-13 презентации)

Беседа учителя с классом.

– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать?


Выразительное чтение пролога учениками (2 человека). Самооценка чтения, отзывы одноклассников.






Обсуждение того, что узнали на уроке, чему научились.





Умение произвольно и выразительно строить монологическую контекстную речь


Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения

8.

Домашнее задание.




1.Выразительное чтение наизусть «Пролога».

2.Составить 3-5 вопросов по содержанию поэмы (вопросы будут заданы одноклассникам, чтобы выяснить, насколько внимательно ими прочитана поэма).



Записывают д/з.



Регулятивные УУД: предвосхищение результата и уровня усвоения.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературы в 5 классе на тему :" А.С. Пушкин. Поэма "Руслан и Людмила".

Автор: Рябцева Оксана Михайловна

Дата: 03.08.2020

Номер свидетельства: 555310

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Литературные сказки" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-litieratury-v-5-klassie-po-tiemie-litieraturnyie-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "247005"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446482658"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "презентация для урока литературы 4 класс "
    ["seo_title"] => string(46) "priezientatsiia-dlia-uroka-litieratury-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "125215"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414935719"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока по литературе на тему"Что за прелесть эти сказки""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt_uroka_po_litieraturie_na_tiemu_chto_za_prieliest_eti_skazki"
    ["file_id"] => string(6) "385470"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485766418"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Методическая разработка по письму (для коррекционных классов). "
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskaia-razrabotka-po-pis-mu-dlia-korriektsionnykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "197712"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428300859"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Пролог к поэме А.С.Пушкина  «Руслан и Людмила»/Дидактический материал к уроку литературы в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(105) "prologh-k-poemie-a-s-pushkina-ruslan-i-liudmila-didaktichieskii-matierial-k-uroku-litieratury-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "243985"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1445868187"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства