1. | Мотивация учебной деятельности. | Приветственное слово учителя. Здравствуйте! Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по удивительному миру пушкинских сказок. Я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент - мультфильм по сказке Пушкина. Ваша задача - понять, о каком произведении идёт речь. ( просмотр мультфильма « У лукоморья дуб зелёный…»). Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий! | Приветствуют учителя | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2. | Актуализация опорных знаний. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. | Фронтальный опрос. - Как вы думаете, какую сказку поведал «кот учёный» рассказчику»? - « У лукоморья дуб зелёный…» является ли самостоятельным произведением? Обобщ.: Действительно, это лишь пролог к поэме «Руслан и Людмила». | Отвечают на вопросы учителя ( дети без затруднений называют « У лукоморья …», но не всегда сразу называют саму поэму «Руслан и Людмила»). | личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и его мотивом. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли |
3. | Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. | Давайте сформулируем и запишем в тетради тему урока. - Что такое пролог? Как он помогает нам понять, о чём будет произведение? - Какие герои и образы русского сказочного фольклора присутствуют в прологе?(слайд №4) - Откуда Пушкин так хорошо знал русский фольклор? - Что вы знаете о няне Пушкина? (слайд №5 презентации с портретом няни и отрывком из её сказки) | Формулируют тему урока(слайд №3) -Это вступление. Оно представляет собой «собирательное» полотно сказочных мотивов, образов поэмы, изобилующее необыкновенным, волшебным - Леший, русалка, избушка на курьих ножках, Баба- Яга, богатырь, царевна, Кащей. - Няня Арина Родионовна приобщила поэта к устному народному творчеству. - Пушкин записал со слов няни, Арины Родионовны, несколько народных русских сказок, среди них была такая: «Что за чудо, - говорит мачеха, вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет». | Понимание значения пролога; воспитание уважительного отношения к национальным фольклорным традициям в системе моральных норм и ценностей Воспитание интереса к предмету через нетрадиционную форму и разнообразные виды работы. |
4. | Открытие нового знания (изучение нового учебного материала). | История создания поэмы. Наверное, именно эту сказку и вспоминал юный Пушкин - лицеист, когда скучал по своим родным, по своей любимой няне Арине Родионовне, вспоминал её голос. В один из таких моментов и родился замысел будущей поэмы «Руслан и Людмила». Пушкину было 20 лет, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». Она имела большой успех. Жуковский, первый поэт того времени, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница». (слайды №6,7 презентации с портретом Жуковского и надписью). В 1828 году Пушкин переиздал свою поэму, написав пролог, где подчеркнул сказочную ее сторону. Жанровое своеобразие. Критики по-разному определили жанр поэмы Пушкина. Одни называли ее шуточной и иронической поэмой-сказкой. Другие – произведением, в котором историческое содержание преобладает над сказочным. - Вспомните, что такое сказка? - Теперь выясним, что такое поэма (слайд №9 презентации с определением поэмы) - А вы как считаете, кто из критиков прав? - Давайте запишем вывод о жанровом своеобразии «Руслана и Людмилы»: «Руслан и Людмила» - оригинальное произведение, в котором черты волшебной сказки пересекаются с реальными историческими событиями. Словарная работа по прологу (в тетради): Лукоморье – это морской залив, бухта, изгиб морского берега; ученый – выученный, наученный чему-нибудь; неведомый – необъяснимый, таинственный, неизвестный; (слайд №10) видение – это призрак, что-нибудь, возникшее в воображении; витязь – это отважный, доблестный воин в Древней Руси; чредой – по очереди; пленяет – берет в плен; чахнуть – становиться слабым, болезненным, хилым. | Слушают учителя. Рассматривают иллюстрации на страницах учебника. (учащиеся приводят примеры, в которых прослеживаются черты сказки и исторической реальности.) Учащиеся знакомятся со значением непонятных слов и записывают в тетрадь. | Извлекать информацию, представленную в разных формах; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи. Умение произвольно и выразительно строить диалогическую контекстную речь |
5. | Беседа (+ устное словесное рисование): | Если бы нам пришлось изобразить чудесный мир, описанный в пушкинском прологе, на холсте, с чего бы вы начали? Хорошо ли вы себе представляете героев, местность? Опишите. Найдется ли место на вашей картине для автора пролога? | 3. Ответить на этот вопрос можно двояко. Если учащиеся согласятся изобразить автора на своей картине, то они обязательно должны это доказать, обратившись к тексту (нужна небольшая подсказка учителя, чтобы дети обратились к тексту): «И я там был…», также автор нам говорит, что сказку ему рассказал ученый кот, значит, автор был там и слушал кота. Либо учащиеся ответят отрицательно. Можно также задать вопрос «А как еще себя проявляет автор в тексте?» Этот вопрос сложен для пятиклассников, т.к. они не могут воспринимать всю информацию, которая дается в тексте. Еще следует обратить внимание на иронично-шутливый тон: «Там королевич мимоходом пленяет грозного царя…», «Там ступа с Бабою Ягой идет, бредет сама собой…». Вспомнить определение и роль иронии: ирония – это высказывание, выражающее насмешку или лукавство; троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопостав-ляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.). Отвечая на эти вопросы, пятиклассники рассказывают о том, что на картине сначала нарисуют огромный дуб на берегу моря и сказочного кота. | Строить рассуждения. Умение полно и ясно выражать свои мысли. |
6. 7. | Закрепление учебного материала. Подведение итогов, рефлексия. | - А теперь давайте рассмотрим иллюстрации к поэме, выполненные разными художниками и в разной технике. - Какие эпизоды на них изображены? (слайды №11-13 презентации) Беседа учителя с классом. – Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать? | Выразительное чтение пролога учениками (2 человека). Самооценка чтения, отзывы одноклассников. Обсуждение того, что узнали на уроке, чему научились. | Умение произвольно и выразительно строить монологическую контекстную речь Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения |