воспитание нравственных качеств личности на примере качеств главного героя рассказа;
негативное отношение к невежеству, самодурству, злу;
уважать мнение высказывающегося;
способствовать воспитанию интереса к изучению литературы.
Планируемые результаты: знание содержания и героев рассказа; владение элементами анализа текста; умение давать характеристику героев; видеть за внешними проявлениями суть; умение определять мотивы поведения героев.
Оборудование: портрет И.С.Тургенева, иллюстрации к рассказу, ордена «Шелкового умника», «дорожки», протоколы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
воспитание нравственных качеств личности на примере качеств главного героя рассказа;
негативное отношение к невежеству, самодурству, злу;
уважать мнение высказывающегося;
способствовать воспитанию интереса к изучению литературы.
Планируемые результаты: знание содержания и героев рассказа; владение элементами анализа текста; умение давать характеристику героев; видеть за внешними проявлениями суть; умение определять мотивы поведения героев.
Оборудование: портрет И.С.Тургенева, иллюстрации к рассказу, ордена «Шелкового умника», «дорожки», протоколы.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя, враг этот был - крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца, с чем я поклялся никогда не примиряться... Это была моя «аннибалова клятва». И.С.Тургенев.
Организационный момент (приветствие, проверка отсутствующих, сообщение целей урока).
Слово учителя
Ребята, мы с вами закончили изучение рассказа И.С.Тургенева «Муму». Сегодня мы проведем игру «Умники и умницы» и закрепим в памяти сюжет этого произведения. Игра состоит из трех туров.
й тур — отборочный. Вы отвечаете на вопросы и за каждый правильный ответ получаете орден.
Во второй тур переходят 6 игроков, которые получили наибольшее количество орденов.
й тур — тур инсценировок. Вам будут предложены 6 сцен из рассказа. Каждый из участников 2 тура играет одного героя. Его собеседником буду я. Лучших выбирают судьи.
В следующий, третий тур переходят только три игрока.
3-й тур — «дорожки». Сначала игроки отвечают на вопросы, выбирают дорожки и двигаются по ним к победе. Выигравший в этом туре становится победителем. Победитель получает право судить в следующей игре, а судить сегодняшнюю игру будут ваши старшие товарищи, отличники учебы Джамиля Какушева, Мариям Лайпанова и Милана Чомаева.
Итак, начнем. Судьи займите свои места и подготовьте протоколы. Игроки готовы?
1-й тур (музыка громко - тихо)
Вопросы 1 тура
Где и когда происходит действие рассказа?
Назовите всех героев рассказа.
Как Герасим оказался в Москве? Как об этом пишет И.С.Тургенев?
Как относились к Герасиму окружающие? (Уважали).
Опишите внешность и трудолюбие Герасима.
Почему обязанности дворника казались Герасиму шуткой?
Какие у него были обязанности на новом месте?
Опишите комнату, где жил Герасим.
Кто такая Татьяна? Поподробней.
Как появилась у Герасима собачка?
Автор говорит, что Муму «была чрезвычайно умна». Докажите это.
Как оказалась Муму в покоях у барыни?
Что там произошло?
Опишите поведение и душевное состояние Герасима после исчезновения Муму.
Что произошло после возвращения Муму?
Какой характер у барыни?
Кому и что обещал Герасим?
Как прощался Герасим с Муму?
Что говорила барыня, когда Герасим исчез?
Слово учителя. Уважаемые судьи, напоминаю, что во второй тур выходят только 6 игроков, набравших наибольшее количество орденов. А пока судьи совещаются мы проведем «Минутку отдыха».
Минутка отдыха
Представьте, что вы увидели двухметрового Герасима. Посмотрите на него сверху вниз, а теперь снизу вверх.
Слово судей. Во второй тур выходят:
4.
5.
6.
III. Слово учителя. Победителей 1 тура прошу сюда и я объявляю о начале 2 тура. 2-ой тур - тур инсценировок. Тему инсценировки каждый выбирает сам, путем жеребьевки. (Игроки вытягивают жетоны с темами инсценировок)
Барыня и Гаврила Андреич
Гаврила Андреич и Капитон
Татьяна и Гаврила Андреич
Барыня и приживалка
Барыня и Гаврила Андреич
Гаврила Андреич и Степан (возле коморки)
Слово учителя. Пока судьи совещаются, я напоминаю, что в 3 туре участвуют только три игрока:
Слово судей. В третьем туре играют: 1. 2. 3.
Слово учителя. Спасибо вам (проигравшим), а с вами продолжим игру. Итак, «дорожки». Сначала определим, кто будет первым выбирать себе «дорожку». Вас рассудят ваши же ответы. От кого я получаю первый и правильный ответ, тот и выбирает, затем второй, и третьему, что останется.
Вопросы:
Почему Герасим так сильно привязался к Муму?
Почему Герасим не отдал дворовым Муму, раз сам собирался убить ее? Слово учителя. Сейчас я оценю «дорожки»:
красная - 1 этап, т.е. отвечаете на один вопрос, ошибаться нельзя.
желтая - 2 этапа, один раз можно ошибиться.
и зеленая - 3 этапа, два раза можно ошибиться. Выбирайте.
Итак, вопросы:
Зеленая дорожка. Чем же был для Герасима переезд в Москву с точки зрения барыни?
Желтая дорожка. Кто утопил Муму и почему?
Красная дорожка. Почему Герасим, перед тем как утопить Муму зашел в трактир и накормил его?
Зеленая дорожка. Опишите душевное состояние Герасима на лодке словами из рассказа.
Желтая дорожка. Вот описание того, как Герасим шел по шоссе: «Он шел по нему с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе с тем радостной решимостью». Что случилось с Герасимом, почему он стал таким?
Зеленая дорожка. Почему Герасим ушел в деревню один, ведь он мог уйти с Муму?
Слово учителя. Победителем нашей игры, знатоком рассказа И.С.Тургенева «Муму» становится:
(Победителю вручается орден «Шелкового умника») А сейчас подведем итоги игры:
1. Победитель сегодняшней игры и игроки третьего тура получают «5».
Игроки, заслужившие два или больше орденов «4».
Игроки, у которых только один орден «3».
Выставляйте оценки в дневники, а я распишусь. У кого же нет орденов, постарайтесь в следующей игре. (Расписывается в дневниках).