kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (по рассказу Л.Н. Андреева «Кусака»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Да, меньшие братья нам преданно служат от века.
Однако жестокого сколько ещё вокруг?
Мы часто твердим, что собака – друг человека.
Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?
Эдуард Асадов
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (по рассказу Л.Н. Андреева «Кусака»)»

« Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»

(по рассказу Л.Н. Андреева «Кусака»)

Цели урока:


1. Посредством анализа рассказа осмыслить и попробовать разобраться в человеческих поступках, дать оценку нравственным и философским исканиям автора, продолжить работу над навыками анализа художественного текста.

2. Приблизить учащихся к осознанию ценности нравственных категорий: чувству ответственности за тех, кто рядом, доброты ко всему, что окружает, невозможности быть равнодушным;

3.Продолжить формирование умений аргументировать собственные высказывания; воспринимать альтернативные точки зрения.




Да, меньшие братья нам преданно служат от века.
Однако жестокого сколько ещё вокруг?
Мы часто твердим, что собака – друг человека.
Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?
Эдуард Асадов

Ход урока- 3 минуты

  1. Начало урока.

Нестандартный вход в урок .

Звучит песня С. и И. Никитиных «Собака бывает кусачей!»

Вопросы по услышанной песне:

  • что заставляет быть собаку кусачей?

  • как ей и многим другим домашним питомцам можно помочь?

  • как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какие проблемы мы должны обсудить?

  1. Актуализация знаний3-4 минуты

Тема урока на доске – « Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»

- цитата из произведения А. де Сент–Экзюпери «Маленький принц».

Обращение к эпиграфу. Всегда ли человек друг собаке? Рассмотрим этот вопрос на материале рассказа Л. Андреева «Кусака»

Листы самооценки

Ф.И. ученика

Работа с эпиграфом

«Лови ошибку»












Работа в группах с цитатами по теме – 3 минуты

На столе у каждой группы есть высказывание. Прочитайте его и подумайте, о чём в нем идет речь? Какую мысль нам хотели донести?

Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие – это кость, поделённая с собакой, когда ты голоден не меньше её.

Джек Лондон.

Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.

Артур Шопенгауэр.

Быть человеком – это чувствовать свою ответственность.

Антуан де Сент-Экзюпери.

Мы дышим полной грудью лишь тогда, когда связаны с нашими братьями меньшими.

Антуан де Сент-Экзюпери

  1. Изучение нового материала

Листы самооценки

Ф.И. ученика

Работа с эпиграфом

«Лови ошибку»

Составление кластера

Дневник двойной записи








Домашнее задание было прочитать рассказ Л. Андреева «Кусака». Проверим, насколько вы хорошо знаете содержание этого произведения

Прием «Лови ошибку» (самостоятельно, проверить в группах) – 4+2 минуты

  1. Она никому не принадлежала

  2. Никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась

  3. Однажды пропойца-мужикприласкал ее и взял к себе домой.

  4. На одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи, у которой не было сторожа, и бескорыстно сторожила ее: выбегала по ночам на дорогу и лаяла до хрипоты.

  5. Наступила осень, и тихая дача огласилась громким говором, скрипом колес и грязным топотом людей, переносящих тяжести

  6. И в ту же минуту беззвучно подкравшаяся собака яростно вцепилась зубами в раздувавшийся подол платья, рванула и так же беззвучно скрылась в густых кустах крыжовника и смородины

  7. Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить ее из револьвера, если не уберется; но потом привыкли к лаю по ночам и иногда по утрам вспоминали:— А где же наша Кусака?И это новое имя «Кусака» так и осталось за ней.

  8. И Кусачкапервый раз в своей жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная наверно, ударят ее или приласкают. Но ее приласкали.

  9. Она умела ласкаться. Как и другие собаки, умела становиться на задние лапки, тереться у ног и даже улыбаться, и тем выражают свои чувства, но она не умела

  10. Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и — промокшая, грязная — вернулась на дачу.

ОЗВУЧИТЬ

Составление кластера – 20 минут

Анализ ключевых эпизодов.

- Можно ли разделить рассказ на части? На сколько частей? (Да.На две части: до и после встречи)

-Какой мы видим собаку в начале рассказа? (грязная и некрасивая)

- Каким словом автор называет собаку? У нее есть имя? (местоимением «она»)

-А почему ?(Потому что собака бездомная, без имени)

Обратите внимание: писатель не случайно употребляет слово «без имени», т.е. отношение к собаке как к человеку

Работаем с кластером в группах

(грязная, некрасиваявесна

злая)

собака

зималето

она

(бродяга)

Осень






(грязная, некрасивая весна Кусака (длинная шерсть

злая) стала лосниться, как атлас,

собака ласковая)

зималето

она

(бродяга)

Осень





ОЗВУЧИТЬ, ВЫВЕСИТЬ НА ДОСКЕ



Подведём итоги. Какой мы видим Кусаку в конце рассказа? У нее есть имя? Как она выглядит?Итак, круг замкнулся. Мы понимаем, что всё в жизни собаки циклично…

- Как называется такая композиция? (кольцевая)


Откройте 5 главу, зачитайте последний абзац..(со слов «Собака выла…»).

- Какие слова являются ключевыми, главными? («Собака выла»).

- Почему Леонид Андреев выбирает именно эти слова? (Кусака снова превратилась по воле людей в бездомную, брошенную собаку.Если она в начале рассказа лает на людей, то в конце – она воет). Сравните лексическое значение этих глаголов

ВОЙ – во 2-ом значении: протяжный громкий плач, вопль.

ЛАЯЛА ВЫЛА



«Собака выла» - надо читать: « собака плакала». Это плач Кусаки от отчаяния, от обиды, от безысходности, от боли душевной.


  1. Подведение итогов урока

«Дневник двойной записи» - 5 минут

За чтоКусака полюбила Лелю?

Почему собака боялась людей?





ОЗВУЧИТЬ

  1. Рефлексия

Поделитесь своими мыслями – 2 минуты (устно)



Продолжите фразу:

- Этот рассказ вызвал чувство…

- Я задумался о…

- Я научился…



  1. Самооценка по листам – 1 минута

Листы самооценки

Ф.И. ученика

Работа с эпиграфом

«Лови ошибку»

Составление кластера

Дневник двойной записи








ОЗВУЧИТЬ



Листы самооценки

Ф.И. ученика

Работа с эпиграфом

«Лови ошибку»

Составление кластера

Дневник двойной записи








Листы самооценки

Ф.И. ученика

Работа с эпиграфом

«Лови ошибку»

Составление кластера

Дневник двойной записи








Листы самооценки

Ф.И. ученика

Работа с эпиграфом

«Лови ошибку»

Составление кластера

Дневник двойной записи








Листы самооценки

Ф.И. ученика

Работа с эпиграфом

«Лови ошибку»

Составление кластера

Дневник двойной записи








Листы самооценки

Ф.И. ученика

Работа с эпиграфом

«Лови ошибку»

Составление кластера

Дневник двойной записи








Листы самооценки

Ф.И. ученика

Работа с эпиграфом

«Лови ошибку»

Составление кластера

Дневник двойной записи











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (по рассказу Л.Н. Андреева «Кусака»)

Автор: Моисеева Яна Павловна

Дата: 14.04.2019

Номер свидетельства: 506999

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Конспект урока  по теме "Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил" ( по рассказу Л.Андреева "Кусака") "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-po-tiemie-ty-navsieghda-v-otvietie-za-tiekh-kogho-priruchil-po-rasskazu-l-andrieieva-kusaka"
    ["file_id"] => string(6) "126916"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415224470"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства