kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Рябина – судьбина горькая» Очерк о жизни и творчестве Марины Цветаевой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование умений и навыков развития функциональной грамотности чтения.
Задачи урока:
знакомство с жизнью и творчеством М.Цветаевой; формирование бережного отношения к трагической судьбе поэтессы;
развитие способностей у учащихся отбора и анализа информации, познавательной и интеллектуальной активности, мышлению, коммуникативных навыков;
воспитание духовности через творчество М.Цветаевой, привитие эстетического вкуса к поэтическому слову.
ТИП УРОКА — нетрадиционный.
ФОРМА УРОКА — урок-экскурсия.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация, эпиграф.
Красою кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
II. Введение в тему.
Преподаватель: В начале урока я прошу вас, ребята, озвучить домашнее задание.
(Студенты озвучивают домашние задания)
Задание№1: Найти информацию о жизни и творчестве М.И.Цветаевой, составить и записать конспект.
Задание№2: Найти даты написания стихотворений, предложенных в списке.
Задание№3:Вспомнить порядок проведения экспресс-анализа стихотворения.
Сегодня мы совершим с вами экскурсию в прошлое. Мы познакомимся с жизнью и творчеством прекрасной поэтессы Марины Ивановны Цветаевой.
В ходе нашей экскуссии мы будем делать с вами остановки, для того, чтобы выполнить предложенные задания.
Итак, мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие, следуя следующим правилам:
Правила урока:
Слушай! Познавай! Запоминай! Участвуй!
III. Станция №1

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Рябина – судьбина горькая» Очерк о жизни и творчестве Марины Цветаевой.»

«Рябина – судьбина горькая» Очерк о жизни и творчестве Марины Цветаевой.

 Март 13th, 2016  admin

Мутафян Вера Ивановна

Русская литература
Материал применим для студентов 2 курса или учащихся 11класса

Цель урока: формирование умений и навыков развития функциональной грамотности чтения.
Задачи урока:
знакомство с жизнью и творчеством М.Цветаевой; формирование бережного отношения к трагической судьбе поэтессы;
развитие способностей у учащихся отбора и анализа информации, познавательной и интеллектуальной активности, мышлению, коммуникативных навыков;
воспитание духовности через творчество М.Цветаевой, привитие эстетического вкуса к поэтическому слову.
ТИП УРОКА — нетрадиционный.
ФОРМА УРОКА — урок-экскурсия.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация, эпиграф.
Красою кистью
Рябина зажглась.
Падали листья .
Я родилась.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
II. Введение в тему.
Преподаватель: В начале урока я прошу вас, ребята, озвучить домашнее задание.
(Студенты озвучивают домашние задания)
Задание№1: Найти информацию о жизни и творчестве М.И.Цветаевой, составить и записать конспект.
Задание№2: Найти даты написания стихотворений, предложенных в списке.
Задание№3:Вспомнить порядок проведения экспресс-анализа стихотворения.
Сегодня мы совершим с вами экскурсию в прошлое. Мы познакомимся с жизнью и творчеством прекрасной поэтессы Марины Ивановны Цветаевой.
В ходе нашей экскуссии мы будем делать с вами остановки, для того, чтобы выполнить предложенные задания.
Итак, мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие, следуя следующим правилам:
Правила урока:
Слушай! Познавай! Запоминай! Участвуй!
III. Станция №1
Слайд (На фоне музыкальной композиции Шопена «Весенний вальс»)
На экране появляется девочка, сидящая за пианино и перебирающая клавиши.
1 экскурсовод: Из воспоминаний Марины Цветаевой: «Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчетливым словом оказалась «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала», и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: «До, Муся, до, а это ре-до-ре…» Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку».
Слайд
Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. По происхождению, семейным связям, воспитанию она принадлежала к трудовой научно-художественной интеллигенции. Если влияние отца, Ивана Владимировича, университетского профессора и создателя одного из лучших московских музеев (ныне музея Изобразительных Искусств), до поры до времени оставалось скрытым, подспудным, то мать, Мария Александровна Мейн, страстно и бурно занималась воспитанием детей до самой своей ранней смерти, — по выражению дочери, завила их музыкой: «После такой матери мне оставалось только одно: стать поэтом».
Характер у Марины Цветаевой был трудный, неровный, неустойчивый. Илья Эренбург, хорошо знавший ее в молодости, говорил: «Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, предельную гордость и предельную простоту. Ее жизнь была клубком прозрений и ошибок».
Однажды Марина Цветаева обмолвилась по чисто литературному поводу: «Это дело специалистов поэзии. Моя же специальность — Жизнь». Жила она сложно и трудно. Жизнью Марины Цветаевой правило воображение.
Детство, юность и молодость поэтессы прошли в Москве и в тихой Тарусе, отчасти за границей. Училась она много. Совсем маленькой девочкой – в музыкальной школе, потом в каталических пансионах в Лозанне и Фрейбурге, в ялтинской женской гимназии, в московских пансионах.
Первая остановка.
Конкурс №1 «Разминочный». Индивидуальная работа студентов. Перед вами листочки с тестовыми заданиями, я прошу вас их подписать и выполнить в течение 6 минут.
Блиц – тест состоит из 10 вопросов.
(Озвучить критерии оценки за данную работу)
10 правильных ответов-«5»,
8-9 правильных ответов – «4»,
6-7 правильных ответов –«3»,
ниже – «2».
Оценку обводят сами студенты в таблице «Критерии оценки».
IV.1 Знакомство с родителями поэтессы. Информация об отце.
Станция №2 «Моим стихам…настанет свой черед»
2 экскурсовод:
Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски, и по-немецки), печататься – с шестнадцати. Герои и события поселились в душе Цветаевой, продолжали в ней свою «работу».
В 1910 году, еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпускает довольно объемный сборник «Вечерний альбом». Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как В.Брюсов, Н.Гумилев, М.Волошин.
Благодаря отцу значительное влияние на формирование духовности поэтессы оказала и христианская мифология и связанное с ней искусство. Известный филолог и искусствовед, он познакомил Марину с историей и культурой Эллады, с ее мифами и легендами, Нравами и Обычаями. Особое место занимала в ее духовной жизни Библия. Античный мир постепенно становился неотъемлемой частью духовного мира будущей поэтессы. Сюжеты и образы греческого эпоса, созвучные ее мироощущению, встречаются в самых различных цветаевских произведениях.
Этой теме посвящены многие стихи Цветаевой.
Остановка вторая
Задание№2: «Соответствие»
Ребята, я давала вам названия стихотворений и просила найти даты их написания. Внимание: В правом столбике расположены названия стихотворений, в левом – даты.
Задание: Соедините стрелочками названия стихотворений с датой написания.
Правильные ответы:
«Психея» (1918), «Хвала Афродите» (1921), «Орфей» (1921), «Амазонки» (1921), «Эвредика – Орфею» (1923), «Ариадна» (1923), «Из рук твоих нерукотворный град…» (1916), «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…» (1916), «У камина, у камина! (1916), «Старинное благоговенье» (1920), «Отрок» (1921), «Магдалина» (1923)…
Музыкальная пауза. Звучит песня на стихи Марины Цветаевой «Я тебя отвоюю…»
IV.2 Информация о матери поэтессы
Станция №3 «Гибкие рифмы» (На фоне музыкальной композиции. Штраус «Музыка дождя»)
3 экскурсовод: В очерке «Мать и музыка» (1934) Цветаева вспоминает о своем увлечении и занятиях музыкой. О той, которая щедро дарила ей сокровища своего таланта,- матери – Марие Александровне Мейн, прекрасной пианистке, «которая на рояле могла все», сходившей на клавиатуру, «как лебедь на воду», привившей дочери любовь к Шуману, Бетховену, Моцарту, Верди, Чайковскому, Шопену…
«Музыка обернулась Лирикой», — писала поэтесса, с благодарностью вспоминая вечера в родительском доме, игру матери на рояле, ее пение под гитару удивительных по красоте романсов.
Стихотворения Цветаевой, напоминающие маленькие музыкальные пьесы, завораживают потоком гибких, постоянно меняющихся ритмов и рифм.
Чтение стихотворения «Маме»
Остановка третья.
-Мы прерываем нашу экскурсию. Я предлагаю вам, ребята, работу в парах. Вам необходимо сделать экспресс-анализ только что услышанного стихотворения «Маме».
Задание№3: Сделать экспресс-анализ стихотворения «Маме»
1. Определить: из скольки строф состоит стихотворение.
2. Сколько строк в стихотворении.
3. Дать характеристику каждой строфе.
4. Посчитать количество слов в стихотворении.
V. Мы продолжаем наше путешествие. Станция №4 «Прекрасная страна — любовь»
(На фоне музыкальной композиции Шопена «Весенний вальс»)
4 экскурсовод:
В «Вечернем альбоме» Цветаева много сказала о себе, о своих чувствах к дорогим ее сердцу людям; в первую очередь, о маме и о сестре Асе.
«Вечерний альбом» завершается стихотворением «Еще молитва». Цветаевская героиня молит создателя послать ей простую земную любовь.
В лучших стихотворениях первой книги Цветаевой уже угадываются интонации главного конфликта ее любовной поэзии: быта и бытия.
Летом 1911 года Марина Цветаева приехала в гости к друзьям в Крым. Именно этим летом она познакомилась со своим будущим мужем.
Сергей и Марина встретились на пустынном морском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей – красивый и грустный, почти мальчик с поразительными огромными глазами. Марина тогда загадала: если он найдёт и подарит ей сердолик, она выйдет за него замуж… Конечно, он нашёл его тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных, и вложил его ей в ладонь.
После знакомства с Сергеем Эфроном в жизни Марины Цветаевой происходит череда прекрасных событий. В 1912 году она выходит за Сергея замуж. В этом же году Цветаева познает радость материнства. Свою первую дочь Марина и Сергей назвали Ариадной. Через 5 лет семья пополнилась. Родилась дочь Ирина, которая умирает в возрасте 3-х лет. В 1922 году Цветаева покидает родину. Сергей Эфрон приезжает к Цветаевой в Берлин, откуда они перебираются в Прагу, где муж поступает учиться. Через 3 года после того как Марина Цветаева покинула родину в Чехии родился сын Георгий (домашнее имя – Мур).
Преподаватель: Я объявляю музыкальную остановку.
Звучит романс на стихи Марины Цветаевой « Я словно бабочка к огню…»
V1. Станция№5 «Что в имени тебе моем?»
5 экскурсовод: Всю свою жизнь, начиная с раннего детства, Марина Цветаева преклонялась перед гением «солнца русской поэзии» — Пушкина. Об этом свидетельствуют ее записи в творческих тетрадях, многочисленные эпистолярии, лирическая проза. Летом 1936 года, находясь в эмиграции, Цветаева перевела 18 стихотворений Пушкина на французский язык. А через год предложила журналу «Современные записки», выходившему в Париже, поэтический цикл «Стихи Пушкину». В письме к Тесковой (26 января 1937г) писала: «Стихи Пушкину»…Опасные стихи…Они внутренно – революционны,…внутренно-мятежные, с вызовом каждой строки…они мой, поэта, единоличный вызов лицемерам тогда и теперь… »
Цветаева писала: «Мой Пушкин — это Пушкин моего детства: тайных чтений с головой в шкафу». В1937 году в письме к В.Н.Буниной Цветаева пишет: «Никто не понял, почему Мой Пушкин, все, даже самые сочувствующие, поняли как присвоение, а я хотела только: у всякого — свой, это — мой».

6 экскурсовод: (На фоне музыкальной композиции Шопена «Минор»)
Одно из вершинных творений Марины Цветаевой — цикл стихотворений «Стихи к Блоку».
Поэзия Блока — давнее увлечение поэтессы, которое стало ее высокой всепоглощающей любовью. Блок и Цветаева не были знакомы. Только однажды поэтессе посчастливилось видеть его во время выступлений в Москве в мае 1920 года. «Стихи к Блоку»- страстный монолог влюбленности поэтессы к «рыцарю без укоризны», «ангелу», «снежному лебедю». Образ Блока для Цветаевой отождествляется с образом Поэзии, способной спасти мир.
Хотя Цветаева обращается к своему нравственному и эстетическому идеалу на «ты», она постоянно подчеркивает дистанцию, которая их разделяет, невозможность сократить ее, приблизиться на расстояние, достаточное для равновеликого общения:
Перевод на казахском языке
Но моя река — да с твоей рекой,
Но моя рука — да с твоей рукой
Не сойдутся, Радость моя, доколь
Не догорит заря — зари.
На десятый день после кончины Блока Цветаева написала стихотворение «А над равниной…» (1921)(читает студентка)
Фрагмент из жизни поэтессы. Знакомство со вторым мужем сестры М.Минцем.
На английском языке звучит стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной…» под музыку.
7 экскурсовод:
Марина Цветаева и Борис Пастернак.
Сплетение судеб двух великих поэтов…Всеоживляющая связь творчества соединила их. Два человека – он и она! – Равновозрастных, равномощных во вражденном и избранном поэтическом даровании, равноязыких, живущих бок о бок в одно и то же время, в одном и том же городе и в нем эпизодически встречающихся, обретают друг друга лишь в непоправимой разлуке, лишь в письмах и стихах, как в самом крепком из земных объятий!
Чтение стихотворения
«В мире, где всяк/ Сгорблен и взмылен…»
Четвертая остановка
Конкурс №2 «Читаем внимательно, отвечаем грамотно».
5 творческих заданий (на усмотрение преподавателя) к тексту «Что в имени тебе моем?»
8 экскурсовод:
Станция «Рябина – судьбина горькая…»
Марина была очень жизнестойким человеком «Меня хватит еще на 150 миллионов жизней!»- говорила поэтесса. Она жадно любила жизнь.
Будучи в эмиграции, Марина Цветаева мечтала вернуться в Россию «желанным и жданным гостем». Но так не получилось. Личные ее обстоятельства сложились плохо: муж и старшая дочь подверглись репрессиям. Цветаева поселилась в Москве, готовила сборник стихотворений, когда грянула война. Эвакуация забросила Цветаеву сначала в Чистополь, а затем в Елабугу. Тут-то ее и настигло одиночество.
Измученная, потерявшая веру, 31 августа 1941 года Марина Ивановна Цветаева покончила жизнь самоубийством. Могила ее затерялась. Долго пришлось ожидать и исполнения ее юношеского пророчества.
Выразительное чтение стихотворения
«Моим стихам, написанным так рано…»
VII. Рефлексия. Я прошу закрасить вас кисти рябины в красный цвет, если урок понравился; в оранжевый – понравилось, но не все; в зеленый-не понравилось. Раскрашенные кисти прикрепить к доске.
VIII. Выставление оценок. Домашнее задание.
Наш урок окончен. Спасибо всем!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
«Рябина – судьбина горькая» Очерк о жизни и творчестве Марины Цветаевой.

Автор: Кенжебаева Светлана Кошкарбаевна

Дата: 31.05.2017

Номер свидетельства: 419841


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства