Раздел: Из литературы XIX века.
Тема урока: «А.С. Пушкин. Стихотворения «Зимний вечер», «Няне».
Цель урока: Детство А.С. Пушкина. Сравнительный анализ стихотворений «Зимний вечер», «Няне».
- развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
- организация побуждающего диалога с целью подведения учащихся самостоятельному выделению и формулировке познавательных задач;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
- углубление знаний по биографии А.С. Пушкина;
- работа с текстами стихотворений «Няне» и «Зимний вечер».
- сравнительный анализ стихотворений.
- Презентация.
- Карточки с стихотворениями и заданиями для работы с текстом.
- групповые технологии (В.К. Дьяченко);
- составления синквейна и кластера.
- научить сравнивать стихотворения.
Этап образовательного процесса | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Личностная | Регулятивная | Познавательная | Коммуникативная |
Организационный этап (1мин) | Приветствие учащихся. - Покажите мне своё настроение в начале занятия, выбрав один из смайликов. - Я рада, что вы настроены позитивно. Начнем работу. Слайд 1. | Приветствуют учителя. Выбирают смайлики, показывают. Формирование познавательного интереса. | Слушают учителя. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. | Осуществлять анализ. | Слушать и понимать речь других. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин) | Мотивация учебной деятельности учащихся. - Решите ребус и прочитайте высказывание. - Группа, решившая ребус раньше всех, получает фишку («Ты молодец») Слайд 2, 3. - Сформулируйте тему и цель урока. - А теперь напишем сегодняшнее число и тему в тетрадях. Слайд 4, 5. | Формирование познавательного интереса. | Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Пишут в тетрадях число и тему. | Решают ребусы в группах. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Ориентироваться в своей системе знаний. Осуществлять анализ объектов. | Слушают и понимают речь других. Оформлять свои мысли в устной форме. Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения, общения и следовать им. |
Этап актуализации и пробного учебного действия. (5 мин) | Актуализация знаний. Проверка знаний учащихся по биографии А.С. Пушкина. - Вы дома уже познакомились с биографией поэта. Попробуем решить кроссворд и проверить ваши знания. Слайд 6. - Группа, ответившая верно, получает фишку («Ты молодец») | Формирование познавательного интереса. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. | Решают кроссворд. (Работа с текстом) Вспоминают основные моменты из жизни поэта. Ориентироваться в своей системе знаний. Находить ответы на вопросы в тексте. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Составлять ответы на вопросы. | Слушать и понимать речь других. Оформлять свои мысли в устной форме. Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения, общения и следовать им. |
Этап усвоения новых знаний. (20 мин) | Обучение составлению синквейна и анализу стихотворению. - А теперь попробуем построить синквейн. Синквейн — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Слайд 7 | Формирование познавательного интереса. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. | Составляют вместе с учителем синквейн. (Работа с учебником) Ориентироваться в своей системе знаний. Находить ответы на вопросы в тексте. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. | Слушать и понимать речь других. Оформлять свои мысли в устной форме. Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения, общения и следовать им. |
Физкультминутка Говорит предложения, касающихся биографии А.С. Пушкина. | | Если согласен, хлопает, если не согласен, топает. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. | Ориентироваться в своей системе знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. | Слушать и понимать речь других. |
Работа над текстами стихотворений (понимание текста). - А теперь рассмотрим 2 стихотворения поэта. «Няне» и «Зимний вечер». - У вас на столах карточки со стихотворениями. 1 и 3 группа работают над стихотворением «Няне», 2 и 4 группа – над стихотворением «Зимний вечер». Словарная работа. - Кто такая няня? Как вы понимаете смысл слово? Слайд 8 - Ответьте на вопрос: «Почему стихотворение называется «Зимний вечер»? Определите тему стихотворения? - Ответьте на вопрос: «Почему стихотворение называется «Няне», я не «Няня»? Определите тему стихотворения. Слайд 9 | Формирование познавательного интереса. Формирование в личности чувства уважения и любви к родным на основе примера из произведений. | Слушают выступления одноклассников. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. | Работа с текстом. Из каждой группы выступает один ученик. Определяют тему стихотворения. Ориентироваться в своей системе знаний. Осуществлять анализ объектов. Находить ответы на вопросы в тексте. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Составлять ответы на вопросы. | Слушать и понимать речь других. Оформлять свои мысли в устной форме. Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения, общения и следовать им. |
Первичная проверка понимания (5 мин) | Сравнение стихотворений на основе полученных знаний. –Меняется ли настроение поэта, когда он обращается к няне в стихотворении «Зимний вечер»? - Почему? Где находится няня? - Меняется ли настроение поэта в стихотворении «Няне»? - Почему? Где находится няня? - Что общего в стихотворениях? Слайд 10 | Формирование познавательного интереса. Формирование в личности чувства уважения и любви к родным на основе примера из произведений. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. | Отвечают на вопросы, делают сравнительный анализ. Ожидаемый ответ. Да. К грусти добавляется любовь, теплота, нежность. Ожидаемый ответ. Рядом. Ожидаемый ответ. Нет. Тоскливое, грустное, печальное. Ожидаемый ответ. Пушкин находится далеко от няни. Он давно не навещал её, и очень переживает. Ожидаемый ответ Теплое отношение к няне. Ориентироваться в своей системе знаний. Осуществлять анализ объектов. Находить ответы на вопросы в тексте. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Составлять ответы на вопросы. | Слушать и понимать речь других. Оформлять свои мысли в устной форме. |
Закрепление. (4 мин) | Обучение составлению кластера. - А сейчас попробуем составить кластер. Кластер – выделение основных элементов и обозначение их в виде схемы. Слайд 11 | Формирование познавательного интереса. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. | Вместе с учителем составляют кластер. Ориентироваться в своей системе знаний. Находить ответы на вопросы в тексте. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Составлять ответы на вопросы. | Слушать и понимать речь других. Оформлять свои мысли в устной форме. |
7) Информация о домашнем задании (3 мин) | Объяснение домашнего задания. 1 уровень – выразительно читать стихотворения 2 уровень – выучить одно стихотворение на выбор 3 уровень – Сделать иллюстрацию к одному из стихотворений Слайд 12 | | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. | Записывают домашнее задание. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. | Слушать и понимать речь других. |
8) Рефлексия, итоги урока (2 мин) | Рефлексия, итоги, самооценка. - Перед вами лист самооценки, заполните его и поставьте себе оценку за урок. - Спасибо за урок. До свидания! Слайд 13 | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. | Заполняют листы самооценок. Осуществлять анализ. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. | Слушать и понимать речь других. |