kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "«Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Героизм Тараса Бульбы, его любовь к Родине, боль за поступок млпдшего сына Андрия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "«Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя»»

Государственное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Артемовская школа № 9»





Урок по литературе в 6 классе

«Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».

Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении

Н.В. Гоголя»





Учитель русского языка и литературы: Я.А. Кузуб



2016-2017 учебный год

Дата__________________

Тема: «Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя»

Цели урока:

  1. Образовательные: углубить первоначальное восприятие образа Тараса Бульбы и казаков, формировать представления о сложности и многогранности характеров героев, актуализировать знания о таком понятии, как товарищество, героизм и патриотизм, совершенствовать навыки работы с текстом, умения сравнивать и обобщать.

  2. Развивающие: развивать у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ, развивать умения находить материал в тексте, необходимый для характеристики героя. Выявить авторское отношение к героям и событиям; формировать умения аргументировать свою позицию.

  3. Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости, чувство товарищества, воспитывать культуру речи при составлении связных высказываний, любовь к своему народу.



Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, иллюстрации к повести «Тарас Бульба».



Тип урока: комбинированный.

Ход урока



Наука убивать – кровавая наука;

но если враг глумится над тобой,

над женщиной, ребенком – это мука

ведет казаков в священный бой.

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

  1. Проверка домашнего задания. Зачитывание мини-сочинений « В жизни всегда есть место подвигу»

  2. Слово учителя.



Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!

Сегодня на уроке мы продолжаем работу над исторической повестью Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». События этой повести переносят нас в суровый 16 век, когда казакам приходилось становиться на защиту своей Родины. На предыдущих уроках литературы вы познакомились с образом главного героя и его сыновей, многое узнали о них и о роли Запорожской Сечи в национально-освободительной войне. Наша задача – научиться быть внимательными, вдумчивыми, размышляющими читателями. Давайте проверим, кто внимательно читал повесть.

  1. Тестирование.

  1. Тема произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»:

а) история семьи Тараса;

б) быт и нравы Запорожской Сечи;

в) героическая борьба русского и украинского народа с польской шляхтой.

2. Смысл жизни старого Тараса состоит в:

а) в воспитании достойных сыновей;

б) защите родной земли;

в) поддержании традиций Запорожской Сечи.

3. К какому роду литературы относится повесть «Тарас Бульба»?

а) эпосу;

б) лирике;

в) драме.

4. Кто в произведении Н.В. Гоголя является центральной фигурой?

а) Остап;

б) Андрий;

в) Тарас Бульба

5. Кого из своих сыновей Тарас Бульба называл «мазунчик»?

а) Андрия;

б) Остапа.

6. Степь для казаков олицетворяла собою:

а) дикие поля для хлебопашества;

б) раздолье, волю и гульбу;

в) милую сердцу родину.

III. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  1. Выступление учащегося «Казачество в изображении Н.В. Гоголя»

«Никто до Гоголя, никто после него не изображал казачество так широко, так ярко, так сердечно», - писал литературный критик Николай Ващенко. Свою повесть "Тарас Бульба" Гоголь посвятил борьбе вольного казачества с угнетавшими его польскими панами за национальную независимость. Поляки угнетали крестьян, преследовали все национальное, пытались насадить свою веру, культуру, чуждый украинцам образ жизни. Именно в это тяжелое время опорой казацкой вольности, сторожевым постам Украины не только против Польши, но и против турецких захватчиков стала Запорожская Сечь.

Н. В. Гоголь долго и кропотливо собирал исторический материал перед написанием повести. Он изучал летописи, народные предания и песни - и вот перед нами разворачивается яркий и живой образ "колыбели" вольного казачества. Много страниц в повести посвящено описанию Запорожской Сечи и борьбе запорожских казаков против захватчиков. Воинской доблестью, героизмом, бесконечной любовью к родине привлекают к себе внимание могучие характеры, сформировавшиеся в упорной борьбе за родную землю.

Никто не мог устоять перед натиском свободолюбивых казаков Гоголь представляет нам Запорожскую Сечь как воплощение мечты украинского народа о вольной жизни, о настоящей дружбе и братстве. Здесь - царство равенства и свободы, и на протяжении всей повести Гоголь прославляет законы и нравы Запорожской Сечи. В гоголевской повести вырисовывается перед нами вся жизнь казачества - его частный и общественный быт, его жизнь в мирное и военное время, его административный уклад и повседневные обычаи.

Казачество в изображении Гоголя представляет собой символ несгибаемой веры, мужества, товарищества, стойкости и мужества перед лицом смерти. Казаки являются настоящими героями, готовыми пожертвовать жизнью ради Отечества, ярким примером того является поступок Остапа.

  1. Выступление библиотекаря. Просмотр презентации «История создания повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

  1. Объявление темы и цели урока.

  2. Изучение нового материала.

  1. Слово учителя.

Сегодня мы продолжаем работу над повестью Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», нам предстоит выяснить в чем заключается подвиг Тараса Бульбы и как изображены казаки в повести.

  1. Беседа по содержанию.

- Что вы знаете о главном герое?

- Что повлияло на его характер?

Тарас – образ сложный, противоречивый и в то же время живой, реальный, неповторимый. Он любит свою родину, ценит мужественных, смелых и отважных людей.

-Какие проблемы поднимает автор в повести? Назовите идею повести?

Учащиеся озвучивают и записывают в тетрадь основную идею произведения: настоящий патриот пожертвует всем ради спасения Родины, даже жизнью.

В повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь поднимает также очень важную и острую проблему подвига и предательства.

- Можно ли считать Тараса Бульбу патриотом? Что такое патриотизм?

3. Словарная работа.

Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами, во благо интересов Отечества; подвиг - доблестное, важное для многих людей действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях; предательство - нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  1. Работа с текстом.

Обратимся к 9 главе, в которой показан бой под Дубно. Наша цель – понять, в чем же видели смысл жизни запорожские казаки, какие качества характера они проявляют.

  1. Анализ эпизода «Бой под Дубно»

- Назовите имена героев Сечи ( Мосий Шило, Кукубенко, Степан Гуска, Бовдюг, Балабан)

- Прочитайте эпизоды, посвященные делам и подвигам этих героев.

Выразительное чтение эпизодов героической битвы и гибели казаков.

- Что движет казаками? О чем они думают перед смертью? (простые слова прощания говорят о том, что смысл жизни запорожцев заключен в подвиге во имя большой цели, они умирают с верой, что победят)

- Какие события происходят в начале главы?

- Что нового вы узнали о Тарасе Бульбе?

Одним из средств создания характеристики литературного героя являются его высказывания. Наиболее ярким высказыванием Тараса являются его слова.- речь о товариществе.

  1. Выразительное чтение отрывка – речи Тараса о товариществе.

И когда всё было сделано, как нужно, сказал речь козакам, не для того, чтобы ободрить и освежить их, — знал, что и без того крепки оии духом, — а, просто, самому хотелось высказать всё, что было на сердце. — Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Всё взяли бусурманы, всё пропало. Только остались мы сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая так же, как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек.

Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь, и там люди! также Божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то, чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а... — сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: — Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают, чорт знает, какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а поскудная милость польского магната, который желтым чоботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!

  1. Просмотр фрагмента фильма «Тарас Бульба». «Речь о товариществе»

- Каким чувством пронизана речь Тараса? (любовью к родине, готовностью защищать ее, уверенностью, что все его товарищи едины в своем стремлении).

- Что главного было в речи Бульбы, какие слова, прочитайте их («нет уз святее товарищества…»)

- Каким предстает Тарас Бульба перед вами после прослушивания речи? (глубоко верящим в товарищество, беспощадным к врагу, патриотом своей родины. Его заветная мечта – освободить родную землю от завоевателей)

7. Работа над образом Тараса Бульбы. Работа с иллюстрацией

- Посмотрите внимательно на иллюстрацию. Каким изображен Тарас Бульба ?

- Как ведет себя Тарас Бульба в битве пол Дубно?

- В чем видит свой долг Тарас? Что для него важнее всего?

8. Работа в тетрадях.

- Изменилось ли ваше представление о главном герое? Можно ли Тараса Бульбу отнести к ярким, сильным личностям? Каким вы сегодня по-новому увидели главного героя?

- Сформулируйте и запишите в тетрадь характерные черты Тараса Бульбы.

1. Любовь к Родине и ненависть к врагам.

2. Непреклонность, сила духа, беззаветная храбрость.

3. Прямота и суровость нрава.

4. Черты полководца.

5. Чувство товарищества.

Моральная сила Тараса – в его несокрушимой вере в силу товарищества и в любви к своей родине. Чувство любви к родине оказывается сильнее страха смерти, именно это чувство и вдохновляет Тараса Бульбу и его товарищей на подвиги.

  1. Закрепление изученного материала.

  1. Составление характеристики литературного героя.

Учащиеся выбирают из предложенного материала тот, который может помочь составить характеристику образа главного героя и составляют стенгазету.

  1. Беседа.

- Какими писатель изображает казаков в повести?

- Как вы считаете, можно ли назвать Тараса Бульбу героем? В чем заключается его подвиг?

VI. Подведение итогов урока.

  1. Заключительное слово учителя.

Рядом с главным героем своей повести - Тарасом Бульбой, которого автор ставит в центр событий, Гоголь рисует и других смелых, бесстрашных казаков, совершающих подвиги. Бульба активно направляет ход сражения, вдохновляет своих друзей и соратников. Его поступки не имеют цены. Его любовь к Отчизне – не что иное, как подвиг.

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» - одно из самых значительных произведений в литературе, где подвиг казаков был описан так ярко, так масштабно, так красиво! Образ главного героя автор описывает с таким восхищением, с такой любовью, с таким восторгом, что хочется читать и читать о нем. Подвиг Тараса Бульбы о состоит в его любви к Отчизне. Казаки всегда, как никто другой, становились на защиту интересов своего Отечества, и героем того времени был Тарас Бульба, который в своем образе воплотил все мужество, всю отвагу, , всю смелость и бесстрашие, всю любовь к своей родине, которая только могла быть в казацкой душе. Неоценим подвиг Тараса. Никто и никогда из литературных героев не запомнился нам такой невероятной любовью к своему Отечеству, такой гордостью за свою историю и такой силой духа как этот казак.

  1. Интерактивное упражнение «микрофон»

– Каким был Тарас Бульба?

- Что было для вас интересным на этом уроке?

3. Комментированное выставление оценок.

VII. Домашнее задание: прочитать 10-11 главы повести, озаглавить их.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Кузуб Яна Александровна

Дата: 08.12.2018

Номер свидетельства: 489604


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства