kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по литературе "Мудрые сказки большого писателя по сборнику Андрея Платонова "Волшебное кольцо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главной целью является знакомство учащихся со сказками А. Платонова из сборника "Волшебное кольцо". Воспитывает уважение к лучшим качествам человека : трудолюбию, честности, верности, доброте.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе "Мудрые сказки большого писателя по сборнику Андрея Платонова "Волшебное кольцо"»

ОТКРЫТЫЙ УРОК В 5 КЛАССЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
«
Мудрые сказки большого писателя» по сборнику Андрея Платонова
«
Волшебное кольцо»

Цели урока: познакомить учащихся со сказками А.Платонова из сборника «Волшебное кольцо». Развивать образное мышление, умение составлять, выделять главное ,делать выводы. Воспитать уважение к лучшим, нравственным, качествам человека: трудолюбию, честности, верности ,доброте.
Оборудование: портрет А.Платонова, иллюстрации учащихся к сказкам писателя , кроссворд .
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Слово учителя.
На прошлых уроках мы анализировали сказку талантливого русского писателя XX веке Андрея Платонова «Волшебное кольцо». Но он автор не одной сказки, а целого сборника с таким названием. Вы, наверное, заметили, что сказки этого писателя похожи на русские народные сказки, и это не случайно. Именно к народному творчеству писатель обращается на ВЫ чтобы найти истоки нравственности и силы русского народа, выстоявшего в столь жестоких испытаниях.
Известная народная мудрость воплотилась в сказках.
В основу сборника «Волшебное кольцо» легли сказки ,записанные на его родной земле воронежской знаменитым собирателям фольклора А. Афанасьевым. В этих сказках для писателя как бы воскресали из далекой древности ум, душа, язык русского народа.
Известная народная мудрость воплотилась и в сказках , по-своему пересказанных А. Платоновым.

Какие сказки вошли в сборник «Волшебное кольцо»?

Вы назвали много сказок А.Платонова , а теперь проверим, хорошо ли вы помните героев этих сказок.

Задание I. «Угадай моего героя»
1.Сестра его осталось одна в лесу, встала она с земли и пошла, куда глаза глядят. Идёт она по лесу, видит – тропинки все травой заросли давно. Заблудилась сестра, платье обносилось и …
1.Мальчик родился таким разумным, всем людям был на удивление. Он ещё грудным был, а разговаривал с матерью, и чего мать не знает, младенец ей скажет. Такой был осмысленный от роду. («Чудесный мальчик»)
3.А в том городе, в золотом дворце ,жила царевна (Ефросинья) , отцовская балованная дочь, по лицу красавица, по сердцу не злая и не добрая, добро в ней смешалось со злом, как раз пополам, а по уменью и хитрости - волшебница. (Царевна Ефросинья «Чудесный мальчик»)

4.Всякое дело у него из рук уходит, не как у людей; Всякое дело ему не в пользу и впрок, а все поперёк. Поедет он пахать, а мать ему говорит: «Сверху-то земля оплошала , поверху она съедена, ты, ее, сынок, поглубже, малость паши! Он и вспашет ,до самой глины достанет и пару ту её обернет. Посеет потом хлеб –не родится пшено. (Иван Бесталанный)
5.Я и щи варю и кашу напарю, я и корову из стада встречу и на ночь её обряжу, я и кур угомоню, я и в избе приберу, я и сено поверну. (Дуня «Умная внучка»)

Задание II «Потерялись вещи»
1.Заркальце «Иван Бесталанный»
2.Перстень «Чудесный мальчик»
3.Письмо «Безручка»
4.Ниточка шёлковая «Умная внучка»
5.Книга «Иван Бесталанный»
6.Ремень «Чудесный мальчик»
7.Пруточек от веника «Умная внучка»

Задание III
Вы угадали героев сказок, назвали, кому принадлежат затерявшиеся вещи, а теперь давайте попытаемся выявить, что объединяет сюжеты сказок Платонова?

– С чего, как правило, начинаются сказки? ( Жили были в одной деревни … )
– Кто является главными героями? ( Люди простые, чаще из бедной семьи, сироты, )
– Какую жизнь они ведут?( Живут по совести, по своему уму, честно )
– Через какие испытания проходят герои? ( Трудности, встречаются на их пути испытания и голодом, и холодом, и любовью, и властью )
– С помощью чего они преодолевают препятствия?( Ум, смекалка, доброта, смелость, волшебство )
– Как заканчиваются эти сказки? ( Хороший финал, справедливость торжествует, каждый получает по заслугам )

Вывод: Итак, мы выяснили, что почти все сказки А.Платонова имеют сходное построение, которое можно показать с помощью следующего плана:
1. Трудная жизнь героев
2. Добрые дела
3. Испытания героев
4. Достойное преодоление трудностей
5. Торжество справедливости


Задание IV Разгадать кроссворд «Качества характера героев сказок»

Сегодня на уроке мы не только будем вспоминать сказки, но и поговорим о качествах, которыми обладают герои этих сказок.

Милосердие Смелость
Глупость Находчивость
Любовь Справедливость
Злость

1. Какая черта характера помогала Безручке ухаживать за ранеными? ( Милосердие )
2. Главное качество царя – судьи из сказки «Умная внучка» ( Глупость )
3. Что руководило действиями Ивана Бесталанного, когда он дал примерять Елене – жене платье? ( Любовь )
4. Как вы думаете, если бы умная внучка стала судьёй, какая главная черта характера появилась бы у неё? ( Справедливость )
5. Главная черта почти всех царей, жены Безручкиного брата? ( Злость )
6. Что помогло сыну Безручки победить врага? ( Смелость )
7. Благодаря какому качеству Евсей получил богатство колдуна Асона?
( Находчивость )

Обобщение: Действительно, обладая такими качествами, как милосердие, любовь ко всему живому, смелость и находчивость, герои сумели одержать победу над глупостью и злом?

Обратите внимание, в кроссворде зашифровано ещё одно слово. Найдите его, оно определяет главную особенность всех сказок Платонова.
( Доброта )

– Что вы понимаете под словом доброта?
– Какую роль играет доброта в вашей жизни?
– Как вы понимаете слова: «Приносить счастье и творить добро – это единственный закон, наш спасительный якорь, свет маяка и заповедь жизни!» ( Анри Фредерик Амьель )

Задание V Пересказ эпизодов сказок «Добрые поступки»
Подтвердите это примерами из сказок Платонова.

1.
«Безручка» а) Безручка берёт вину на себя,
когда корова Жданка сдохла.
б) Народ в деревне добрый был
оставил у себя Безручку с сыном


2
. «Чудесный мальчик» а) Повар спас мальчика Евсея
от
б) Старуха бездетная приютила
царевну Настасью

3
. «Иван Бесталанный» а) Иван помыл в бане старика,
попарил, рубаху помыл,
приютил, спать уложил.
б) Иван спасает щуку и воробья.
в) Иван штопает платье Елены,
спасая от казни прислужницу Дарью.

Добро из добра явилось.

г) Щука, воробей, Дарья помогает Ивану,
да и старик, отцу Елены, выдаёт замуж
свою дочь за Ивана.

4.
«Умная внучка» – Дуня спасает своего старого дедушку от произвола богатого соседа и от царя – судьи.

Задание VI Работа с карточкой – информатором

Русский народ сложил немало пословиц о высоких нравственных качествах людей.
Обратите внимание на карточки – информаторы, лежащие у вас на столе.
– Как вы думаете, какие из этих пословиц подходят, соотносятся с нашими сказками?

Карточка – информатор.

1. Доброе дело в воде не тонет.
2. Смелость города берёт.
3. Добро помни, а зло забывай.
4. Доброму человеку всегда Бог подаёт.
5. Смелых и смерть боится.
6. За добро добром платят.
7. Добро дело два века живёт.
8. Доброе дело без награды не останется.
9. рабочие руки не знают скуки.

Задание VII Испытание героев
Конкурс смекалистых

Загадки

Герои сказок Платонова часто решают непростые задачи, отгадывают мудрёные загадки, выполняют невыполнимые задания.
Проверим, сумеете ли вы решить эти загадки.

Карточка №1
Как решила умная внука следующие задание царя:

«Что всего на свете сильнее и быстрее?»
«Что всего на свете жирнее?»
«Что всего на свете мягче?»
«Что всего милее?»
( Ветер, земля, рука, сон )

Карточка №2
Как выполнила умная внучка следующие задание царя:
«Пусть твоя внучка явится утром ко мне – ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, да и не без подарочка?»
( Верхом на зайце, одетая в рыбацкую сеть с
перепёлкой в руках )

Карточка №3
Как разгадал сон царя Евсей – чудесный мальчик?
Сон: Стоят три большие золотые блюда у царя во дворце и едою полны. Прибежали собаки и стали из этих блюд пищу есть.
( У тебя есть три дочери и родят они тебе

скоро по внуку )

Карточка №4
Что за смысл таится в преданном Елены Премудрой, собранный ей отцом?
В платье, книге, зеркале?
( В платье – прелесть, в книге – мудрость, в

зеркальце – вся видимость мира )

Но не только герои сказок Платонова решают сложные загадки, но на некоторых из них выпадает испытание любовью.
( Инсценировка «Иван Бесталанный» )

Задание VIII «Инсценировка эпизодов»

Андрея Платонова привлекают, прежде всего, тем народные сказки, в которых идёт очень острая борьба добра со злом.
Известный писатель Сергей Залыгин в статье об Андрее Платонове писал:
«Нет в сказках Платонова лисиц, медведей, зайцев, которые в поте лица добывают людям справедливость и счастье, люди добывают их сами, собственным разумением: Настойчивостью, жертвами, смекалкой …»

Попытаемся убедиться в справедливости этих слов.

1. Эпизод из сказки «Иван Бесталанный и Елена Премудрая»
2. «Умная внучка»

– С помощью каких качеств удалось преодолеть трудности?
( Ума, смекалки, находчивости )

Задание IX Аукцион афоризмов

Работа над языком сказок Платонова
В сказках писателя много мудрых изречений. Их ещё называют афоризмами.

– Назовите мудрые мысли, афоризм, звучащие как пословицы, которые выписали из сказок писателя.

«Безручка»
1. Честных и горе красит, а бесчестным и красота не к лицу.
2. Ты со двора ,а на дворе беда.
3. Велика сила, да и на силу есть пересилок.
4. Народ всем отцам отец.
5. Кого любишь, того и качества не портят.
«Чудесный мальчик»
1. Чужой дом не свой, в нём и порядок другой.
2. Глупостью тоски не одолеешь.
3. Царский нрав дело неверное.
«Иван Бесталанный и Елена Премудрая»
1. У разумной жены и неудельный муж в хозяйстве работник.
2. Сильна хитрость ума, а добро сильнее хитрости.
3. Талант не кладётся и не дарится, а самим человеком добывается.

Заключение: Обратимся к теме урока «Мудрые сказки большого писателя»
– В чём же заключается мудрость сказок писателя, с которыми мы сегодня познакомились? ( Сказки написаны мудрым, афоризматичным языком )

– Чему мы можем поучиться у наших героев? ( Быть добрыми, смелыми, терпеливыми, внимательными к чужому горю, милосердными, трудолюбивыми )

Бескорыстные добрые дела, добро, отданное другим, возвращается к этим героям.
«Добро, мама, из добра явилось» ( Семён )


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Ломко Галина Феофановна

Дата: 26.01.2018

Номер свидетельства: 452762


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства