kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по литературе в 8 классе на тему К.Г. Паустовский "Телеграмма".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

- обучить учащихся видеть и находить в тексте средства эпического изображения (пейзаж, портрет) и изобразительно-выразительные средства художественной речи (эпитеты), и использовать эти знания при анализе текста произведения,

- привить нравственные ценности, вывести учащихся на философский уровень прочтения рассказа о жизненных ценностях,

- развивать логическое мышление, устанавливая межпредметные связи, а также осуществляя преемственность в обучении, опираясь на уже полученные знания, и личный опыт учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе в 8 классе на тему К.Г. Паустовский "Телеграмма".»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 59











Проект урока по литературе в 8 классе.



«Зарубки на сердце».


(Урок — настроение по рассказу К. Паустовского «Телеграмма»).
























г. Ульяновск

2020г.




Цели урока:

- обучить учащихся видеть и находить в тексте средства эпического изображения (пейзаж, портрет) и изобразительно-выразительные средства художественной речи (эпитеты), и использовать эти знания при анализе текста произведения,

- привить нравственные ценности, вывести учащихся на философский уровень прочтения рассказа о жизненных ценностях,

- развивать логическое мышление, устанавливая межпредметные связи, а также осуществляя преемственность в обучении, опираясь на уже полученные знания, и личный опыт учащихся.


Оборудование:

- текст рассказа К. Паустовского «Телеграмма»,

- текст притчи о блудном сыне,

- Э. Григ. Сюита «Из времен Хольберга» 1885 г. (для струнного оркестра).

- Рембрандт «Возвращение блудного сына».


Ход урока:

1.Вступление 1 мин.

2. Роль пейзажа в рассказе 10 мин.

3. Система эпитетов в рассказе 10 мин.

4. Детали-находки в рассказе 6 мин.

5. Образ Насти в рассказе 6 мин.

6. Притча и рассказ 10 мин.

7. Домашнее задание 2 мин.


Оформление доски:


1. Число.

2. Тема: «Зарубки на сердце». (Урок — настроение по рассказу К. Паустовского «Телеграмма»).

3. Дополнительные сведения:

- Рембрандт «Возвращение блудного сына»,

- Э. Григ. Сюита «Из времен Хольберга» 1885 г.

4. Словарик:

- рассказ - прозаическое произведение, в котором нарисовано одно, реже -несколько событий с малым количеством действующих лиц.

- притча - небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.

- эпитет,

- пейзаж.

5. Таблица.

6. Вопросы для домашнего задания.

- Какого отношения заслуживает Настя?

- О чем заставляет задуматься рассказ «Телеграмма»?

- Как я понимаю смысл заглавия рассказа?



1.Музыкальный эпиграф.

Мелодекломация на фоне музыки Грига.


Медлительной чредой нисходит день осенний,

Медлительно кружится желтый лист.

И день прозрачно свеж,

И воздух дивно чист.


Душа не избежит невидимого тленья,

Так каждый день старается...

И каждый год, как только

Желтый лист кружится,

Все кажется, и помнится, и мнится,

Что осень прошлых лет была не так грустна.

А. Блок.


2. Я неслучайно начал этот урок со стихотворения Блока, так как настроение этого стихотворения перекликается с настроением рассказа К. Паустовского.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с рассказом К. Паустовского «Телеграмма». К. Паустовский известен нам как писатель - психолог и пейзажист и мастер такого жанра литературы, как рассказ.

(Повторить с классом, что такое рассказ.)

Рассказ - это малый жанр литературы, но под пером талантливого писателя он способен раскрыть великие тайны человеческой души и заставить нас задуматься над серьезными нравственными проблемами. Например, как на сегодняшнем уроке мы задумаемся над проблемой нравственного испытания в жизни человека и постараемся узнать при помощи каких средств автор направляет мысль читателя в нужное русло.

- Как вы понимаете выражение «зарубки на сердце»?

- Итак, «Телеграмма» - это рассказ - настроение. С чего же автор начинает рассказ?

(Читается пейзажная зарисовка начала рассказа.)


«Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.

Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.

Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.

По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо».


- Какое настроение преобладает в этом пейзаже?


(Поздняя осень в природе и поздняя осень жизни Катерины Петровны волна смерти. Одиночество.)


- А где еще звучат скорбные аккорды пейзажа?

«Ветер свистел за окнами в голых ветвях, сбивал последние листья.»


«Ночи были уже долгие, тяжелые, как бессонница. Рассвет все больше медлил, все запаздывал и нехотя сочился в немытые окна, где между рам еще с прошлого года лежали поверх ваты когда-то желтые осенние, а теперь истлевшие и черные листья.»


«За широким окном косо летел снег, заносил туманом Неву, таял в ее темной воде. Ветер посвистывал в рамах и шевелил на полу старые газеты.»


«Валил водянистый снег. На Исаакиевском соборе выступала серая изморозь. Хмурое небо все ниже опускалось на город, на Настю, на Неву.»


- Как перекликается настроение в природе с настроением героев?


(Природа выступает как герой произведения. Пейзажные зарисовки' становятся все более угрюмыми, природа подавляет, нагнетает мрачную обстановку, делает ее более тяжелой. Присутствует недоговоренность, которая подготавливает нас к трагической развязке.)


3. Но для создания настроения автор использует не только пейзаж в качестве действующего лица, но в этом ему помогают различные средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворения, детали-символы). К. Паустовский писал, что из трех эпитетов лишь один, по крайней мере, запоминается. Он должен быть свеж и скуп. Помогают ли эпитеты, к которым так строго подходит автор, создавать настроение рассказа, его образы.


- Выполним следующее задание по группам.

Первая группа находит в тексте эпитеты, связанные с описанием Заборья.

Вторая группа находит в тексте описание и характеристики жителей Заборья. Третья группа находит в тесте эпитеты, связанные с описанием Ленинграда. Четвертая группа находит в тексте описание и характеристики жителей Ленинграда.

Ответы оформляются на доске в виде таблицы.


Заборье. Ленинград.


Звезды позабытые, Холод в мастерской,

Пронзительно смотрели на землю, мокрая глина, сырые тряпки,

Ночи долгие, холоднее от мраморных барельефов,

Слабый огонь, водяной снег,

Керосиновый ночник вздрагивал, серая изморось, мертвый свет.

Ночи тяжелые,

Клен озябший,

Бесприютная ночь.


Человеческое одиночество. Мертвое (холодное) одиночество.

Катерина Петровна, Манюшка, Маленький, решительный, злой Тимофеев,

Тихон. Першин (двуличный человек).

Друг за друга держатся. Каждый сам за себя.


Вывод по всей таблице: рассказ словно разделен на два мира. Мир Заборья - это люди, сопереживающие, честные, открытые, обладающие огромным душевным богатством. Мир Ленинграда наполнен людьми холодными, бездушными и двуликими, способными думать только о себе. Единственный живой портрет - это скульптура Гоголя.


- В каком мире вам уютнее?


4. У писателя не бывает мелочей. Необычайная художественная простота лирического рассказа Паустовского не исключает редкой выразительности деталей. Какие детали-находки помогают созданию образов и настроения в рассказе?

Подсолнечник.

Ветка клена.

Керосиновый светильник.


Эти детали подчеркивают безысходность положения Катерины Петровны, это последние ниточки, которые помогают ей пока держаться за жизнь.


Железная пустота почтового ящика.

Пустельга. - Пустота и бездушность.


Телеграмма.

- Сколько телеграмм в рассказе? - Две.

- Почему в первой телеграмме Тихон называет Катерину Петровну просто Катей? - Почему Катерина Петровна догадалась, что вторая телеграмма написана Тихоном?

- Почему рассказ назван именно «Телеграмма»? - Сам рассказ как телеграмма к читателям?

- О чем важном и тревожном сообщает автор? - Для того, чтобы ответить на этот вопрос обратимся к образу Насти.


5. А теперь более подробно остановимся на образе Насти.

- Ваше первое впечатление от этого образа?

- Какие положительные и какие отрицательные качества Насти вы назовете?

- Как характеризует ее автор?


(Настя - это противоречивый образ. Автор изначально закладывает эту противоречивость. «Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза».)

Сольвейг - «солнечный путь» - Холодные глаза

Забывает мать - Заботится о Тимофееве

- Почему она попала в такую ситуацию?

- В чем сложность положения Насти?


(Она оказалась перед выбором: ехать к матери - единственному родному человеку или помочь безызвестному скульптору. Она оказалась перед выбором верного пути, жизнь ее подвергает нравственному испытанию. Рано или поздно каждый из нас оказывается перед таким выбором. И от решения данной проблемы будет зависеть вся наша жизнь.)

Главное в этом выборе не ошибиться, иначе эту ошибку можно уже никогда не исправить. Так произошло с Настей, она никогда не получит прощения матери.


- Какой «приговор» выносит автор для Насти?

- Какая надежда остается?

- Какие детали указывают на возможность прощения Насти?


(Настя раскаивается и осознает свою непоправимую ошибку, а это уже немало. Возможно, теперь она выберет другие нравственные ориентиры.)


Природа тоже обновляется:

«Хоронили Катерину Петровну на следующий день. Подморозило. Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмерзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега, схваченным первым морозом ивовой коры».


Но в природе это происходит каждый год, а человеку не дано пройти этот путь дважды. В этом и трагичность положения Насти.


6. Вопрос выбора жизненного пути интересовал людей с древнейших времен.

- В каком памятнике мировой литературы мы можем встретить подобные наставления?

(В Библии, притча о блудном сыне.)

- В чем сходство и в чем различие между притчей и рассказом?


Дается определение притчи.

(Читается притча, находятся составляющие части этой притчи и соответствующие им моменты рассказа.

Указывается на то, что в притче не используются средства художественной выразительности, так как притча обращается к человеческому сознанию, а рассказ затрагивает душу читателя.)


- В каком еще произведении есть подобный сюжет?

(А. С. Пушкин «Станционный смотритель».)

Произведения, имеющие столь сильное влияние на человека, не могут быть выдуманными, они обязательно должны быть прочувствованы самим автором либо должны основываться на конкретных жизненных примерах или на своем жизненном опыте. Сам рассказ «Телеграмма» родился после поездки Паустовского в деревню под Рязанью.

Я хочу рассказать вам об истории создания знаменитой картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». Это произведение прожито самим Рембрандтом.


Рассказ учителя сопровождается демонстрацией репродукции картины «Возвращение блудного сына».


Последние годы жизни для Рембрандта были мучительно тяжелы. Хотя его любимая жена Саския умерла уже много лет назад, боль потери никак не проходила. Дела с заказами пошли на убыль, Рембрандт был вынужден покинуть свой любимый роскошный дом, построенный специально для его возлюбленной жены, и поселиться в стареньком ветхом домишке. Единственный любимый сын Титус женился и теперь редко заходил к отцу, хотя раньше они каждый раз ужинали вместе, и отец делился своими замыслами и показывал последние работы. Кроме того, Тит стал сомневаться в таланте отца. По городу ползли слухи о бездарности Рембрандта, и он сам давно уже не брал краски в руки.

Но вот однажды у Тита произошла какая-то неприятность, и он решил зайти к отцу. Тит постучал в дверь. За дверью послышалось шарканье стариковских шагов, дверь открылась, и сын увидел перед собой сгорбленного, одетого в лохмотья, одинокого старика. Тит прошел в дом, где царил полумрак, так как горело лишь несколько светильников. Тит не решился заговорить о своих проблемах, а предложил отужинать, как в давние времена. Рембрандт молча согласился. Они ужинали в полной тишине, никто не решался заговорить.

И вдруг на Тита нахлынуло необъяснимое желание посмотреть на работы отца. Рембрандт согласился проводить его. Мастерская находилась в комнате наверху. Рембрандт шел первым. Сын посмотрел на отца. По скрипучей, ветхой лестнице поднимался, шаркая ногами, сгорбленный старик, его спущенные чулки волочились по ступенькам, он несколько раз оступился. И тут на Тита нахлынуло невыразимое чувство, которое мощной, обжигающей волной прокатилось по всему телу и комком застряло в горле; сильно защемило сердце. Когда они вошли в мастерскую, Тит встал на колени перед своим отцом и обнял его. Так они простояли молча, не говоря ни слова, несколько минут. Но слова здесь были не нужны. Они поняли друг друга.

Вскоре Рембрандт напишет свою последнюю картину «Возвращение блудного сына».


7. Домашнее задание: ответить на вопросы по выбору.


- Какого отношения заслуживает Настя?

- О чем заставляет задуматься рассказ «Телеграмма»?

- Какие «зарубки на сердце» оставил у вас этот рассказ?





Притча о блудном сыне.


И еще одну притчу Иисус рассказал народу: «У одного человека были два сына. Младший из них однажды сказал отцу: «Отче! Дай мне следующую мне часть имения». Отец разделил имение между сыновьями, и через несколько дней младший сын отправился в дальнюю сторону. Там он стал вести распутную жизнь и быстро расточил все свое имение. Когда же он прожил все, в той стране настал великий голод, и чтобы не умереть, он вынужден был пойти к одному из жителей той страны и пасти у него свиней. Он рад был кормиться даже той пищей, которую ели свиньи, но и этого никто не давал ему.

Тогда младший сын решил вернуться к отцу. Когда он был еще далеко, увидел его отец его, и сжалился, и побежал ему навстречу, кинулся на шею и целовал его.

Сын воскликнул: «Отче! Я согрешил против неба и перед тобою и уже не достоин называться сыном твоим».

Но отец сказал слугам: «Принесите лучшую одежду, и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться. Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

Узнав обо всем этом, старший сын рассердился и сказал отцу: «Вот я сколько лет служу тебе и никогда не поступал против воли твоей, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка».

А отец ответил ему: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое - твое. А о том надобно было радоваться и веселиться, что этот брат был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

Этой притчей Христос еще раз хотел сказать о том, с какой радостью Отец Небесный принимает всякого грешника, приходящего к Нему с раскаянием.



++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++




Сюжетные составляющие данной притчи:

- отступничество,

- покаяние,

- прощение.












1. Найдите в тексте эпитеты, связанные с описанием пейзажа Заборья.

- стр. 312 ночи.............................., .........................................,

- стр. 314 звезды……………….............

- ……………………….смотрят на землю,

- клен…………………………, …………………………,

- ночь…………………………, …………………………,









2. Найдите в тексте эпитеты, связанные с описанием пейзажа Ленинграда.

- стр.315 в мастерской....................................,

- вода в Неве.....................................,

- стр.318 снег валит.......................................,

- изморозь.........................................,

- небо................................................










3. Найдите описание и характеристики жителей Заборья.

- Тихон (стр. 311),

- Катерина Петровна (стр. 312),

- Манюшка(311)














4. Найти в тексте детали, характеризующие атмосферу Заборья.

- стр. 310 никак не мог доцвести.............................

- стр. 312 огонь ночника........................................

- стр. 314 что стучало в калитку?.............................

- внутри почтового ящика..........................












5. Найдите в тексте детали, характеризующие атмосферу Ленинграда.

- стр.315 тряпки в мастерской........................................

- глина...........................................................

- в мастерской..................................................

- стр. 317 свет.............................................................












6.Найдите в тексте описание и характеристики жителей Ленинграда.

- Тимофеев (стр. 315),

- Першин (стр. 316,318).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по литературе в 8 классе на тему К.Г. Паустовский "Телеграмма".

Автор: Гриценко Юрий Александрович

Дата: 06.12.2020

Номер свидетельства: 565721

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок внеклассного чтения "К.Г. Паустовский. "Телеграмма" "
    ["seo_title"] => string(59) "urok-vnieklassnogho-chtieniia-k-g-paustovskii-tielieghramma"
    ["file_id"] => string(6) "205515"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429899741"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Мотив "блудного сына" в повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель" и в рассказе К. Г. Паустовского "Телеграмма"."
    ["seo_title"] => string(114) "motiv-bludnogho-syna-v-poviesti-a-s-pushkina-stantsionnyi-smotritiel-i-v-rasskazie-k-g-paustovskogho-tielieghramma"
    ["file_id"] => string(6) "252709"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447430581"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства