kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Не в наши дни и не в нашем веке» (идейно-художественные особенности романа Д. Бойна «Мальчик в полосатой пижаме»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметные:

1. Рассмотреть роман на концептуальном уровне и уровне организации произведения как художественного целого

2. Развивать у учащихся литературоведческую грамотность.

 

Метапредметные:

1. Развивать умение правильно оценивать выполнение действия

2. Развивать   логическое и историческое мышление, умение обосновывать свой ответ.

3. Развивать умение формулировать собственное мнение, мировоззренческое суждение и повышать   речевую   активность школьников.

 

Личностные:

1. Формирование уважительного отношения к чужому мнению.

2. Развитие навыков сотрудничества с учителем и с одноклассниками.

3. Развитие умения оценивать результаты собственной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Не в наши дни и не в нашем веке» (идейно-художественные особенности романа Д. Бойна «Мальчик в полосатой пижаме»)»


Тема: «Не в наши дни и не в нашем веке» (идейно-художественные особенности романа Д. Бойна «Мальчик в полосатой пижаме»)

Аудитория: 11 класс

Цель: раскрыть идейно-художественные особенности романа Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме» и оценить значимость произведения на сегодняшний день

Задачи:


Предметные:

1. Рассмотреть роман на концептуальном уровне и уровне организации произведения как художественного целого

2. Развивать у учащихся литературоведческую грамотность.


Метапредметные:

1. Развивать умение правильно оценивать выполнение действия

2. Развивать логическое и историческое мышление, умение обосновывать свой ответ.

3. Развивать умение формулировать собственное мнение, мировоззренческое суждение и повышать речевую активность школьников.


Личностные:

1. Формирование уважительного отношения к чужому мнению.

2. Развитие навыков сотрудничества с учителем и с одноклассниками.

3. Развитие умения оценивать результаты собственной деятельности.


Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная


Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал


Способы реализации поставленной цели урока: учебный диалог, групповая работа, анализ и самоанализ работы


  1. Введение в тему.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок хотелось бы начать заключительными словами известного романа: «Конечно, все это случилось очень давно и никогда больше не повторится. Не в наши дни и не в нашем веке». Давайте вспомним имя автора и название книги. (Джон Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»)

С помощью мультимедийного проектора воспроизводится слайд-шоу с фотографиями, отображающие основные вехи жизни писателя.

Джон Бойн родился в Дублине, Ирландия, в 1971-м году. Изучал английскую литературу в Тринити Колледже и писательское мастерство в Университете Восточной Англии, где стал обладателем премии Кертиса Брауна (премия, присуждаемая за лучшее студенческое произведение в прозе).

На сегодняшний день Бойн является автором восьми романов для взрослых и четырёх романов для детей. Его книги изданы на 46 языках. Роман «Мальчик в полосатой пижаме» принес Бойну мировую известность, был экранизирован компанией Мирамакс. Книга получила две премии Irish Book Awards, премию Bisto Book of the Year и была призером или представлена в шортлисте нескольких международных наград. Роман издан более чем в 50 странах. Писатель говорил, что его привлекла сама идея написать о колючей проволоке именно с точки зрения ребенка, не понимающего сути происходящего.

II. Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, в чем секрет популярности книги? (Актуальность поднимаемых проблем, простота изложения, глубина воздействия)

- Все верно. Но, на ваш взгляд, какими средствами автор достигает такого эффекта? (Пафос книги, художественная идея, речевая характеристика, художественные детали, сюжет, композиция, система образов и т. д.)

- Безусловно, все вместе это создает целостное художественное произведение, способное воздействовать на читательские умы и души. Чем гармоничнее произведение, тем выше коэффициент воздействия. Но в чем таится гармония? (Гармония таится в единстве художественной формы и содержания. Внешняя и внутренняя стороны произведения, выделяемые в процессе анализа художественного произведения, - абстрактные понятия; реально – форма и содержание неотделимы друг от друга.)

- Именно эти стороны произведения сегодня и окажутся в центре нашего внимания.

III. Аналитическая работа.

- Давайте понаблюдаем за тем, как раскрывается роман «Мальчик в полосатой пижаме» перед читателями. Начнем с названия. Кто он, этот герой, чей облик вынесен в заглавие книги? (Возможные ответы рождаются по мере прочтения книги. Сначала это Шмуэль, и читатель не подвергает это сомнению. Далее таким же мальчиком в полосатой пижаме становится Бруно. С дальнейшим развитием действия мы понимаем, что таких мальчиков тысячи, и, возможно, мальчик в полосатой пижаме – это собирательный образ всех детей, уничтоженных во времена Холокоста.)

- Таким образом, название книги определяет ее тему. Попробуем ее правильно озвучить. (Война, геноцид глазами детей)

- Отлично. Следуем далее логике романа. На какие составляющие художественной формы воздействует в данном случае тема произведения?

(Художественное время и пространство, система образов, пейзаж, интерьер, художественная речь)

III. Работа в группах.

- Сейчас я предлагаю каждой группе вытянуть тематическую карточку для выполнения задания, что поможет нам продвинуться в исследовании идейно-художественных особенностей романа.

Варианты карточек для групповой работы

  1. Роль художественной речи в реализации романа Д. Бойна «Мальчик в полосатой пижаме»

  2. Особенности системы образов в романе Д. Бойна «Мальчик в полосатой пижаме»

  3. Пейзаж и интерьер как средство реализации замысла романа Д. Бойна «Мальчик в полосатой пижаме»

  4. Художественное время и пространство как основное средство передачи идеи романа Д. Бойна «Мальчик в полосатой пижаме»


- Итак, каждая из групп получила карточку. Ребята, внимательно прочитайте свою тему для обсуждения. Рекомендую вам записывать тезисы, полученные во время дискуссии. Свои мысли желательно подтверждать цитатами из текста или ссылками на определенную страницу книги с ее устным кратким изложением.

Примерные варианты ответов групп

1. Роль художественной речи в реализации романа Д. Бойна «Мальчик в полосатой пижаме»

Художественная речь романа определяется особенностями главного героя. Бруно – немецкий мальчик девяти лет, рожденный в семье офицера немецкой фашистской армии, а потому получивший соответствующее положению его семьи в обществе воспитание, привычки и образование.

Рассказчик стремится представить читателю мир глазами Бруно, но все же это третье лицо. Особенности речи произведения диктуются детским мировосприятием: это и определенная наивность, непосредственность, чистота, откровение, детский юмор. Так мы узнаем, что семья Бруно имеет слуг, которые ходят «не отрывая глаз от ковров и половиц», что сам мальчик зауряден, иногда «выходит из берегов», за что его журят, что он ведет вражду со своей сестрой Гретель, поскольку она – «безнадежный случай». Бруно в этом мире многое понятно: его дом – интереснейшее место на свете, он имеет «трех верных друзей на всю жизнь», понимает важность и нужных различных профессий (стр. 12-13, разговор об отцах), единственное, что недоступно пониманию Бруно – профессия его отца, а доступ в его кабинет «воспрещен в любое время суток и заруби себе на носу».

Мальчик еще настолько мал, что коверкает некоторые слова (Фурор, Аж-Высь), но читатель все же понимает, о чем идет речь. Детская наивность и непосредственность высказывай и реакций порождают главную особенность художественной речи романа: текст превращается в некий ребус, где даны лишь подсказки на верный ответ.

Детское сознание следует логике естественности, принципу надобности, поэтому Бруно стремится доискаться до причин многих явлений и назвать то, что он видит. А детский настрой на позитивное заставляет его во всем видеть положительное: художественная речь становится почти сказочной, она рисует нам картины интересного, увлекательного мира, но то, что читатель видит между строк, действует отрезвляюще. Так, люди за проволокой ходят в полосатых пижамах, а почему они живут в такой пустоте, так странно ведут себя, почему такой безотрадный вид у этого бесконечного пространства – на эти вопросы пытливое детское сознание не может дать ответы.


  1. Особенности системы образов в романе Д. Бойна «Мальчик в полосатой пижаме»

В центре романа стоит Бруно. Он живой и искренний мальчик, его мир наполнен эмоциями, его пытливый ум стремится постигнуть причины происходящего в окружающей действительности. Сталкиваясь с ней, он по-разному себя проявляет: то это безрассудное мужество в разговоре с отцом, то безотчетный страх перед жестокостью Котлера, когда он даже изменяет себе, лжет и тем самым жестоко подставляет своего нового друга Шмуэля. Вокруг Бруно его семья: отец, мать, сестра Гретель - эти герои формируют личность мальчика, влияют на его судьбу.

Мать зовут Эльза. Женщина любит сына, по его определению, гораздо больше дочери. Она стремится воспитать ребенка в духе гуманности (слуги тоже люди, с ними нужно общаться уважительно), привить ему правила (нельзя говорить плохих слов, перебивать, кататься на перилах и т. п.). Она чувствует отрешенность мужа от семьи и сосредоточение его на карьере, и в контексте нового положения ее семьи увлекается молодым сержантом Котлером, но также обманывается в его человеческих качествах.

Отца Бруно зовут Ральф. Он «далеко пойдет, и у Фурора на его счет большие планы». Однако это все, что ребенку известно о работе отца, она ему непонятна, т. к. изначально противоестественна, от нее нет практической пользы, которую Бруно видит от профессий родителей своих сверстников. Ральф представлен как человек властный, жесткий, целеустремленный, с четко сформированным нацистским сознанием. Но он видится нам как продукт социально-политического воздействия своего исторического времени, анне продукт воспитания: его мать – женщина с гуманистическим здоровым сознанием, она ненавидит Фурора, резко критикует его политику, боится за своего сына и презирает его за сделанный выбор (глава «Почему бабушка хлопнула дверью»).

Гретель – сестра Бруно. В начале книги ей двенадцать, но девочка уже чувствует свое исключительное положение в обществе, знает себе цену, поэтому растет эгоистичной, жестокой. По мере ее взросления, образования в Гретель развивается сознание юной нацистки, признающей исключительность немецкой расы. Она иначе воспринимает действительность и в этом чувствует свое превосходство над братом.

Вторая группа героев – это персонажи, раскрывающие читателю характер Бруно, его мировосприятие. К этой группе можно отнести Шмуэля, сержанта Котлера, заключенного врача Павла, служанку Марию.

Шмуэль – еврейский мальчик по ту сторону колючей проволоки. Бруно чувствует во многом свое сходство с ним, потому что оба они родом из детства (автор усиливает сходство тем фактом, что дети родились в один день; Бруно подражает новому знакомцу и усаживается в такую же позу на землю; герои уравниваются и на текстологическом уровне, Д. Бойн графически выделяет ключевые слова – «тебя» в устах Шмуэля, «тоже», «близких» в контексте слова друзей), но в тоже время ощущает колоссальную непостижимую разницу, так противоестественно созданную социально-политическими реалиями времени (в рассказе о своей стране Бруно говорит: «Германия — величайшая в мире держава. Мы лучше всех…» «Еще не успев закончить фразу, Бруно почувствовал, что в его словах что-то не так»).

Сержант Котлер – человек, который ведет себя по-хозяйски в новом доме Бруно, глубоко неприятен. Он тоже является продуктом современной ему социально-политической системы. Сержант карьерист, такой же, как и отец Бруно, ради соответствия заявленным требованиям системы  он готов откреститься от родных. Котлер молод, несдержан, поэтому Бруно неоднократно становится свидетелем сцен жестокости и насилия с его стороны.

Заключенный врач Павел и служанка Мария становятся для мальчика настоящим открытием. Эти люди кажутся ему более естественными, живыми, чем его ближайшее окружение. Однако Бруно не может постичь причину их несправедливого положения, их поведения, отношения к ним отца и сержанта Котлера.


3. Пейзаж и интерьер как средство реализации замысла романа Д. Бойна «Мальчик в полосатой пижаме»

Пейзаж и интерьер становятся вспомогательными средствами в передаче основного замысла романа. Оба они построены по принципу антитезы: старый дом – новый дом, Берлин – Аж-Высь. Прежде это был дом, наполненный теплом, уютом, там было приветливо и интересно, в его стенах протекала увлекательная жизнь, наполненная радостями и добрыми людьми. Прощаясь с этим местом, мальчик видит перила, с которых так весело касаться, место, куда всегда ставили рождественскую елку, где собирались гости, где устраивались по случаю домашние спектакли. Дом их в Берлине находится на небольшой красивой улочке, где располагается еще шесть домов. Улица эта наполнена магазинчиками с фруктами и овощами, приятными запахами, толпами красивых, чисто одетых, гуляющих людей.

Буквально полярным по отношению к прежнему становится новый дом. Он мрачен, хмур, расположен в месте, где нет никаких развлечений и более того по соседству страшное поселение, происходящее в котором Бруно не в силах постигнуть. Параллельно дому тянется ужасающая колючая проволока настолько далеко, что теряется в туманной дали, и становится неизвестным, как много она заключает людей в полосатых пижамах.

«Там были магазины с яркими витринами, а также овощные и фруктовые лотки с горками моркови, свеклы, цветной капусты и кукурузы. Другие лотки ломились от грибов и лука-порея, репы и спаржи; третьи были завалены салатом и зеленой фасолью, кабачками и пастернаком. Бруно любил встать напротив лоточного ряда, закрыть глаза и вдыхать ароматы, чувствуя, как начинает кружиться голова от смешанных сладковатых запахов, запахов свежести и жизни. А возле их нового дома не пролегало ни одной улицы, никто не прохаживался по тротуару и никуда не спешил; магазинов, а также фруктовых и овощных лотков тоже определенно не было. Когда Бруно закрыл глаза, он ощутил лишь пустоту и холод, словно оказался в самом неуютном месте на свете. Затерянный мир, да и только». (глава «Новый дом»)


4. Художественное время и пространство как основное средство передачи идеи романа Д. Бойна «Мальчик в полосатой пижаме»

Специфика художественного времени и пространства в романе определена тем, что мир в романе представлен читателю сквозь призму детского восприятия. Отсюда столь причудливые имена и реалии. Так семья вынуждена переехать в Аж-Высь, на самом деле это Аушвиц, более известное, леденящее душу название которого – Освенцим. Фурор – Адольф Гитлер. Поэтому чтобы понять и оценить художественное время и пространство, было бы справедливо обратиться к реальным событиям, происходящим в Европе в первой половине ХХ века, к чему, судя по тексту, нас и отсылает автор книги.

Всего же на территории Европы нацисты организовали 30 лагерей (!). Первый концлагерь на территории Германии был открыт в 1933 году. Последний из действующих был захвачен советскими войсками в 1945-м. Между двумя этими датами – миллионы замученных заключенных, умерших от непосильной работы, задушенных в газовых камерах, расстрелянных эсэсовцами и погибших от "медицинских опытов".

В 1933 году началось массовое уничтожение евреев. Главными лагерями жестокости и бесчеловечности гитлеровского рейха были Бухенвальд, Освенцим. В сентябре-ноябре 1941 года в лагеря смерти один за другим стали поступать транспорты с советскими военнопленными. Фашисты пригоняли в концлагеря и тысячи детей. Это были еврейские дети, дети расстрелянных партизан, дети убитых советских и государственных работников. Оторванные от родителей они испытывали все ужасы жизни в лагерях смерти и умирали в газовых камерах.

Освенцим: концлагерь Аушвиц-Биркенау. Вход в лагерь венчает знаменитая надпись « Arbeitmachtfrei», что означает «Работа дарит освобождение». Фраза в качестве лозунга была размещена на входе многих нацистских концентрационных лагерей — то ли в насмешку, то ли для придания ложной надежды. Но, как известно, никому труд не подарил желанной свободой в этом концентрационном лагере. В Аушвице было 4 газовые камеры и 4 крематория. Новые заключенные ежедневно прибывали на поездах в лагерь Биркенау со всей оккупированной Европы

Концлагерь – это мучительная смерть миллионов людей, концлагерь убивал голодом и холодом. Узники получали только 100 грамм хлеба в день. Когда узники больше не могли работать, их отправляли в крематорий.

За всю историю Освенцима было совершено около 700 попыток побега, 300 из которых увенчались успехом, однако если кто-то бежал, то всех его родственников арестовывали и отправляли в лагерь, а всех заключенных из его блока убивали. Это был весьма действенный метод препятствовать попыткам бегства. Из 1 миллиона 300 тысяч узников Освенцима дети подростки не старше 18 лет составили около 234 000. Некоторые дети, рождались в лагере. Они также носили номер на полосатой одежде узника. Большинство еврейских детей уничтожались сразу же после прибытия.

Оставшихся в живых в январе 1945 года освободила 100 Львовская кавалерийская дивизия под командованием генерал-майора Федора Михайловича Красавина. Наши войска вошли в лагерь около 3 часов дня. 231 советский солдат и офицер погибли в боях за лагерь и его филиалы. Среди них - командир 472 полка подполковник Семен Львович Беспрозванный. 66 воинов, включая подполковника Гильмудина Бараевича Баширова, погибли непосредственно в бою за лагерь.

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января, день освобождения Освенцима, Международным Днём памяти жертв концлагерей.

Теперь, когда у нас есть некоторое представление об исторической канве произведения, мы можем судить о его художественных особенностях. На момент знакомства мальчиков им по 9 лет, Шмуэль называет дату своего рождения – 15 апреля 1934 года. Таким образом, мы понимаем, что события разворачиваются в 1943 году. Пространство в романе оценивается мальчиком Бруно. Он невнимателен на уроках географии, поэтому легко путается в разговоре со Шмуэлем, размышляя о местоположении их стран. Тогда же он и узнает, что находится в Польше, но искренне надеется, что страна его нового друга такая же прекрасная, как и его родная Германия. («А я никогда не был в Польше до того, как приехал сюда, — подхватил Бруно, а в голове у него мелькнуло: «До чего же легко говорить правду!» — Если, конечно, это действительно Польша». Ключевое слово к пониманию текста выделено курсивом.) Происходящее за проволокой не дает Бруно покоя. Он пытается отыскать признаки нормальной жизни, но это ему не удается. Сама проволока имеет символическое значение. Она делит художественное пространство на две составляющие: свобода – неволя, жизнь – смерть, довольство – мучение. Проволока становится символом ограждения, непонимания, отчужденности. Но в тоже время автор в сцене знакомства двух мальчиков показывает ее призрачность, искусственность, ведь все люди равны. Недаром эту мысль Д. Бойн вкладывает в уста немецкого мальчика Бруно: «Пусть каждый думает что хочет, а другой уважает его точку зрения». Кульминационным в романе становится момент, когда Бруно перелезает под проволокой и оказывается таким же мальчиком в полосатой пижаме, похожим на тысячи других детей, обреченных в Аж-Выси на погибель.

IV. Подведение итогов по анализу

- Теперь, когда составляющие художественной формы романа нами тщательно исследованы, мы можем говорить о содержательной стороне книги. В чем заключается конфликт романа? (В неразрешимом противоречии в книге сталкиваются две несопоставимые силы: сила детского мировосприятия, веры в лучшую сторону действительности, детской надежды, детского всепрощения и сила безрассудства мира взрослых, его противоестественность, разрушительность.)

- В каком свете нам видятся заключительные строки романа? («Конечно, все это случилось очень давно и никогда больше не повторится. Не в наши дни и не в нашем веке». Эти строки подытоживают человеческий ужас, который выпал на долю угнетенных народов, взрослых и детей в ХХ веке, подытоживают и читательское потрясение от воздействия романа на ум и сердце, заставляют задуматься над прочитанным, возможно, даже являются руководством к действию по спасению мира от зла.)

- Конечно, эти строки, краткие и емкие, несут огромную смысловую нагрузку. Ведь каждый из нас понимает, трагедию нацизма, который по сути своей есть, в первую очередь, самоуничтожение и, как следствие, всеуничтожение. Мы провели с вами большую аналитическую работу с романом «Мальчик в полосатой пижаме», раскрыли его содержательную и формальную стороны, проследили логику произведения, увидели, как система художественных средств и приемов определяет и воссоздает заветную мысль Джона Бойна. Учитывая исторический опыт, преклоняясь перед духовным подвигом выживших из этого чада бесчеловечности, помня и скорбя по погибшим в концлагерях, современное человеческое сообщество должно уберечь, сохранить столь хрупкий мир не только от таких явлений, но и понятий, как геноцид, нацизм, фашизм).

V. Домашнее задание

- В качестве домашнего задания я предлагаю вам осмыслить заключительные строки романа в контексте современной историко-политической ситуации в мире. Запишите тему сочинения: «Конечно, все это случилось очень давно. И никогда больше не повторится?!»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Павлова Елена Алексеевна

Дата: 20.01.2020

Номер свидетельства: 536718


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства