kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мысль семейная в I томе романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (литература, 10 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Показать толстовский идеал семьи; выявить сопоставление и контраст как основной композиционный принцип романа.

2.Учиться понимать предложенную проблемную ситуацию, анализировать, сравнивать. Уметь ставить задачи, планировать решения. Развивать культуру устной речи.

3. Способствовать развитию личности учащегося, формировать ценности семейной жизни, понимания важности взаимного уважения, любви, заботы  о близких.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мысль семейная в I томе романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (литература, 10 класс)»

Урок литературы в 10-м классе по первой части первого тома
романа «Война и мир» Мысль семейная в 1 томе романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Цели: 1.Показать толстовский идеал семьи; выявить сопоставление и контраст как основной композиционный принцип романа. 2.Учиться понимать предложенную проблемную ситуацию, анализировать, сравнивать. Уметь ставить задачи ,планировать решения. Развивать культуру устной речи. 3.Способствовать развитию личности учащегося, формировать ценности семейной жизни, понимания важности взаимного уважения, любви, заботы о близких. Приложение 1. Слайд 1. Эпиграф: «Это не роман вообще, не исторический роман, даже не историческая хроника, это хроника семейная… это быль, были семейные». (Н.Страхов). Ход урока I. Мы с вами продолжаем знакомство с романом Л.Н.Толстого «Война и мир». Давайте вспомним содержание 1-го тома. Приложение 2. Учитель. Сегодня мы поговорим о мирных, семейных сценах.  «Есть вечные песни, великие творения, завещаемые из века в век» (А.И.Герцен). К числу таких творений принадлежит и роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Мы открываем страницы 2 тома, где Толстой бессмысленности и бесчеловечности войны 1805 года противопоставляет ту жизнь, которую он называет «настоящей». Будучи сам в неустанном поиске истины, писатель считал: «Чтобы жить честно, надо путаться, биться, ошибаться, опять начинать и бросать… И вечно бороться и мучиться». Что дурно, что хорошо? Для чего жить и что такое я? На эти вечные вопросы каждый должен ответить сам. Тонкий исследователь человеческой души, Толстой утверждал, что «люди как реки»: у каждого свое русло, свой исток. Исток этот – родной дом, семья, ее традиции, уклад.
Мир семьи – важнейшая «составляющая» романа. Толстой прослеживает судьбы целых семейств. Его героев связывают родственные, дружеские, любовные отношения; нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда.
На страницах «Войны и мира» мы знакомимся с семейными гнездами главных героев: Ростовыми, Безуховыми, Курагиными, Болконскими. «Семейная идея « находит свое наивысшее воплощение в укладе жизни, общей атмосфере, в отношениях между близкими людьми этих семейств.
Вы, я надеюсь, прочитав страницы романа, побывали в гостях у этих семей. И нам предстоит сегодня разобраться, какая семья для Толстого – идеал, какую семейную жизнь он считает «настоящей».

 II. Учитель предлагает ученикам записать ассоциации, возникающие, когда они слышат слово “семья”.

Чтение ответов детьми.

III. Беседа с классом.

Как образовано слово “семья”? (Семь — я.)

Семь кого? (Личностей.)

Почему же слово пишется слитно? (Есть общность.)

IV. Класс разделяется на группы, которые представляют семьи Ростовых, Болконских, Курагиных, Безуховых.

Задача каждой группы представить семью по следующему плану:

Приложение 1. Слайд 2.

  • Состав семьи

  • Слова- определения, связанные с членами семьи.

  • Взаимоотношения в семье.

  • Семейный уклад.

  • Взгляды на воспитание детей, отношение к детям.

V. Обсуждение в группах, ответы (желательно, чтобы отвечал каждый член группы).

Представление семей. Группы задают друг другу вопросы, дополняют ответы, если есть необходимость.

Слайд 3,4

Семья Ростовых 

1. Какой вариант семейственных, родовых связей приемлем для Толстого?
2. К какому типу семьи примыкают Ростовы?
3. Что значит для них родительский дом? В каких ситуациях мы встречаемся с семейством Ростовых? 
4. Каковы взаимоотношения родителей и детей? Обратите внимание на этику этих взаимоотношений.


Учитель обобщает. Л.Н.Толстой стоит у истоков народной философии и придерживается народной точки зрения на семью – с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях. Духовную общность всех членов семьи автор обозначает одним словом – Ростовы, а близость матери и дочери подчеркивает одним именем – Наталья. Мать – синоним мира семьи у Толстого, тот природный камертон, по которому будут проверять свою жизнь дети Ростовых: Наташа, Николай, Петя. Их объединит важное качество, заложенное в семье родителями: искренность, естественность, простота. Открытость души, радушие – их главное свойство. Отсюда, из дома, эта способность Ростовых притягивать к себе людей, талант понять чужую душу, умение переживать, сочувствовать. И все это на грани самоотречения. Ростовы не умеют чувствовать «слегка», «наполовину», они всецело отдаются чувству, завладевшему их душой.
Толстому важно было через судьбу Наташи Ростовой показать, что все ее таланты реализуются в семье. Наташа – мать сумеет воспитать в своих детях и любовь к музыке, и способность к самой искренней дружбе и любви; она научит детей самому главному в жизни таланту – таланту любить самозабвенно, забывая порой про себя; и учеба эта будет проходить не в форме нотаций, а в форме ежедневного общения детей с очень добрыми, честными, искренними и правдивыми людьми: матерью и отцом. И в этом – настоящее счастье семьи, потому что каждый из нас мечтает о самом добром и самом справедливом человеке рядом с собой. У Пьера эта мечта сбылась…
Как часто употребляет Толстой слова «семья», «семейство» для обозначения дома Ростовых! Каким теплым светом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго всем слова! За этим словом – мир, согласие, любовь.

Слово учителя. А теперь погостим немного у Болконских, в Лысых горах.

Слайд 5,6

Семья Болконских 

1. Каковы взаимоотношения между членами семьи Болконских? Составляют ли они «породу», как Ростовы? Что общего у них у всех?
2. Что скрывается за внешней суровостью старика Болконского?
3. Наиболее яркие, на ваш взгляд, детали в изображении внутреннего и внешнего облика Болконских.
4. Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых?

Учитель обобщает. Отличительные черты Болконских – духовность, ум, независимость, благородство, высокие представления о чести, долге. Старый князь, в прошлом екатерининский вельможа, друг Кутузова – государственный человек. Он, служа Екатерине, служил России. Не желая приспосабливаться к новому времени, которое требовало не служить, а прислуживаться, он добровольно заточил себя в имении. Однако и опальный, он не переставал интересоваться политикой. Николай Андреевич Болконский неустанно заботится о том, чтобы дети развивали свои способности, умели работать и желали учиться. Воспитанием и обучением детей старый князь занимался сам, не доверяя и не перепоручая этого никому. Он не доверяет никому не только воспитание своих детей, но даже их судьбы. С каким «внешним спокойствием и внутренней злобой» он дает согласие на брак Андрея с Наташей. И год для испытания чувств Андрея и Наташи – это тоже попытка максимально оградить от случайностей и бед чувство сына: «Был сын, которого жалко отдавать девчонке». Невозможность разлучиться с княжной Марьей толкает его на отчаянные поступки, злобные, желчные: при женихе скажет дочери: «…уродовать себя нечего – и так дурна». Сватовством Курагиных он был оскорблен «за свою дочь. Оскорбление самое больное, потому что оно относилось не к нему, к дочери, которую он любил больше себя».
Николай Андреевич, гордящийся умом сына и духовным миром дочери, знает, что в их семье между Марьей и Андреем не только полное взаимопонимание, но и искренняя дружба, основанная на единстве взглядов и мыслей. Взаимоотношения в этой семье строятся не на принципе равенства, но они тоже полны заботы и любви, только скрытой. Болконские все очень сдержанны. Это образец подлинной семьи. Им присущи высокая духовность, истинная красота, гордость, жертвенность и уважение чужих чувств.
Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых? Прежде всего чувством семьи, духовным родством близких людей, патриархальным укладом, гостеприимством. Обе семьи отличаются огромной заботой родителей о детях. Детей Ростовы и Болконский любят больше, чем себя: Ростова – старшая не переносит смерти мужа и младшего Пети; старик Болконский любит детей страстно и трепетно, даже строгость и требовательность его идут только от желания добра детям.

Слайд 7,8

Семья Безуховых

Слайд 9.

Слово учителя. На фоне характеристик Ростовых и Болконских контрастом прозвучат взаимоотношения в семье Курагиных.

Семья Курагиных 

1. Какими этическими принципами руководствуются члены семьи Курагиных?
2. Существуют ли в их системе ценностей такие понятия, как «честь», «благородство», «чистая совесть», «жертвенность»?
3. Как доказывает Толстой свою мысль «нет нравственного стержня в родителях – не будет его и в детях».

Учитель обобщает. Собственно, Болконские и Ростовы – это больше, чем семьи, это целые жизненные уклады, каждый из которых со своей стороны овеян своей поэзией.
Простое и такое глубокое для автора «Войны и мира» семейное счастье, то самое, которое знают Ростовы и Болконские, оно им естественно и привычно, – это семейное, «мирное» счастье не будет дано семейству Курагиных, где царит атмосфера всеобщего расчета и бездуховности. Они лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она, несомненно есть – инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода круговая порука эгоизма. Такая семейная связь не есть положительная, настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание.
Делать служебную карьеру, «делать» им выгодное замужество или женитьбу – так понимает свой родительский долг князь Василий Курагин. Каковы при этом его дети по существу – его мало интересует. Их надо «пристроить». Безнравственность, допускаемая в семье Курагиных, становится нормой их жизни. Об этом говорит поведение Анатоля, отношение Элен с братом, о которых с ужасом вспоминает Пьер, поведение самой Элен. В этом доме нет места искренности и порядочности. Вы заметили, в романе даже нет описания дома Курагиных, потому что семейные узы этих людей выражены слабо, каждый из них живет обособленно, учитывая прежде всего свои интересы.
О ложной семье Курагиных очень точно сказал Пьер: «О, подлая, бессердечная порода!»




VII. Работа с наборными полотнами, каждая группа набирает номера только тех вариантов ответов, в которых речь идёт о представленной семье.

1. В этой семье детей считают обузой.

2. В доме установлен строгий порядок.

3. Между мужем и женой установились любящие, доверительные, нежные отношения.

4.Члена этой семьи воспринимают в обществе как опасного чудака.

5.Члены этой семьи равнодушны ко всем, кроме себя.

6. Отец держит дочь “в ежовых рукавицах”.

7. В этой семье воспитывается племянница и сын подруги главы семьи.

8. Детям дозволено вести себя так, что порой нарушаются нормы этикета.

9. Отец называет сыновей дураками.

10. Отец в силу обстоятельств ни разу не поговорил с сыном.

11. Член этой семьи собирается уйти на войну, так как жизнь светского общества его не привлекает.

Проверка.

Подведение итогов. Ответ (письменно) на вопрос: “Что же такое «идеальная семья» по Толстому?” Ответы зачитываются, обсуждаются. Вспоминаем ответы в начале урока об ассоциациях, связанных со словом “семья”.

Слайд 10

Учитель. А какие ещё объединения людей называют “семьёй”? (Рабочие, классные коллективы и т.д.) Можно ли наш класс назвать “семьёй”? Если нет, то чего нам не хватает во взаимоотношениях?

Оценивание работы групп, домашнее задание.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мысль семейная в I томе романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (литература, 10 класс)

Автор: Корнеева Юлия Геннадьевна

Дата: 08.11.2021

Номер свидетельства: 590760


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства