kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по литературе на тему: "История любви в повести А.И.Куприна "Олеся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературе для студентов 1 курса техникума в рамках общеобразовательной подготовки. В ходе урока раскрывается  идейное содержание повести  А.И.Куприна «Олеся», выявляется  философско-нравственная проблематика  и идейный смысл произведения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по литературе на тему: "История любви в повести А.И.Куприна "Олеся"»

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ РО «Гуковский строительный техникум»












Тема урока:


Тема любви

в повести А.И.Куприна «Олеся»













Преподаватель: БурьяноваО.В.








Гуково

Тема урока: Тема любви в повести А.И.Куприна «Олеся»

Цель:

  1. Раскрыть идейное содержание повести А.И.Куприна «Олеся», выявить особенности творческой манеры писателя. Выяснить философско-нравственную проблематику и идейный смысл произведения

  2. Вырабатывать умение комплексно анализировать художественный текст, рассуждать над прочитанным, обобщать, сравнивать, высказывать свою точку зрения

  3. Воспитывать интерес к творчеству писателя, уважительное отношение к чувствам и переживаниям человека , осмысление места человека в системе моральных ценностей эпохи.


Методы обучения: проблемно-эвристический, объяснительно-иллюстративный, беседа.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: история, философия

Оборудование: портрет писателя, текст художественного произведения, мультимедийная презентация.


Формируемые метапредметные умения:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность;

  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач


План урока

I. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока

II. Актуализация опорных знаний

III. Усвоение новых знаний – взаимодействие педагога и обучающихся

IV. Формирование умений и навыков

V. Итог урока.


Ход урока

I. Оргмомент.. Постановка целей и задач урока.

II. Актуализация опорных знаний

1. Фронтальный опрос

Назовите годы жизни А.И Куприна? (1870-1938)

Какие произведения данного писателя вам известны?

Каковы основные темы его творчества?

2.Работа с эпиграфом

Эпиграф к уроку: «…Может быть, твой жизненный путь пересекла настоящая, самоотверженная, истинная любовь» А.И.Куприн

- В чем заключен смысл данных слов?

- Что такое любовь? (Ответы учащихся)

3.Работа со словарем.

Найдем определение и лексическое значение слова «любовь» в толковом словаре

С.И.Ожегов: Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

В.И.Даль: Любить – чувствовать любовь, сильную привязанность, начиная от склонности до страсти, сильное желание, хотенье; избранье и предпочтенье кого-либо по воле, волею (не рассудком) иногда и вовсе безотчетно и безрассудно.

Так что же такое настоящая любовь?

Ответ на этот вопрос нам поможет дать повесть А.И.Куприна «Олеся».

III. Усвоение новых знаний – взаимодействие педагога и обучающихся

  1. История создания повести

Повесть « Олеся » - это раннее произведение Александра Ивановича Куприна. В основу рассказа легла история, рассказанная Куприну юристом Тулубом о том, как жители одной губернии убили знахарку, обвинив ее в ниспослании града. Кроме того, в 1897 году Куприн провел в Полесье Ровенского уезда, где служил управляющим имением. Наблюдения над своеобразным бытом местных крестьян, яркие впечатления от встречи с природой дали Куприну богатый материал для творчества. Здесь был задуман цикл «Полесских рассказов», в который впоследствии вошло одно из лучших произведений Куприна « Олеся ».

Повесть эта – воплощение мечты писателя о прекрасном человеке, о вольной и здоровой жизни в слиянии с природой. Мечта эта всегда воодушевляла Куприна, помогала преодолевать горести и лишения, выпавшие на его долю.

Впервые повесть была опубликована в осенних номерах газеты «Киевлянин» (1903

2. Сообщение обучающегося

А.И.Куприн любил «Олесю», хотя видел недостатки повести и соглашался с А.П.Чеховым, находившим её « юношески-сентиментальной и романтической вещью». Куприн признавался жене: «…прав и Антон Павлович, который считает эту вещь слабой, и указывал мне, что загадочное прошлое старухи колдуньи и таинственное происхождение Олеси - приём бульварного романа». Именно поэтому писатель не включил « Олесю» в свой первый сборник – «Рассказы», изданный в 1903 году. Однако, несколько лет позднее, Куприн на вопрос, какой из своих рассказов он считает лучшим, ответил: « Их два: «Олеся» и «Река жизни». Здесь жизнь, свежесть, борьба со старым, отжившим, порывы к новому, лучшему. В этих двух рассказах больше, чем в других моих рассказах, моей души». М.Горький хвалил эту повесть и сожалел, что она не вошла в сборник «Рассказы». « Эта вещь мне нравится тем, - говорил он, - что она вся проникнута настроением молодости. Ведь если бы вы писали её теперь, то написали бы даже лучше, но той непосредственности в ней уже не было». Удивительным обаянием обладает это произведение, и, прежде всего, загадочен образ главной героини. В повести запечатлена душа писателя, задача читателя – постичь её.

IV. Формирование умений и навыков

1.Беседа по прочитанному тексту

  • Где происходит действие повести?

  • Кто является главными героями в повести «Олеся»?

  • Каким показан герой? Что о нём известно? Почему он оказался в Полесье?

(слайд- портрет Ивана Тимофеевича) Герой – интеллигент, который случайно попал в Полесье. Ему скучно в глуши, он пытается общаться с крестьянами (занимается их лечением), читать, общаться с местной интеллигенцией. Но эти попытки не удовлетворяют его в общении, единственный его собеседник - Ярмола, которого Иван Тимофеевич учит грамоте. Основным занятием героя становится охота.

  • Учитывая композицию повести, найдите завязку сюжета?

Завязкой является разговор героя Ивана Тимофеевича с Ярмолой о ведьмах.

Микровывод: Итак, в центре внимания – Олеся, о которой рассказывает главный герой Иван Тимофеевич, он даёт оценки героине, выражает своё отношение ко всему, изображённому в повести. Герой узнаёт о ведьме, эта мысль сразу взволновала и заинтересовала его. «Паныч» решает посетить дом загадочной ведьмы.

  • Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи? Как встречает героя Мануйлиха и почему? Найти описание в тексте (Слайд - портрет Мануйлихи). Хозяйка дома – старуха, сидящая на полу около печи. « Все черты бабы яги, как её изображает народный эпос, были на лицо: худые щёки, втянутые внутрь, переходили внизу в острый, длинный, дряблый, подбородок, почти соприкасавшийся с висящим вниз носом. Провалившийся беззубый рот беспрестанно двигался, точно пережёвывая что-то. Выцветшие, когда - то голубые глаза, холодные, круглые, выпуклые, с очень короткими веками, глядели, точно глаза невиданной зловещей птицы». Мануйлиха встречает его неприветливо, не рада ему, так как общение с людьми из цивилизованного мира не сулит ей ничего хорошего, она словно пытается защитить от встречи с мужчиной свою внучку.

  • Как происходит знакомство с Олесей? Чем привлекателен портрет Олеси? Найдите описание героини в тексте. (слайд – портрет Олеси). Прежде герой услышал песню, а потом появилась Олеся, которая произвела на него сильное впечатление. «Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около 20-25, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту её лица, раз его, увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать, прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посреди брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло - розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным и капризным видом».

Микровывод: Портрет девушки – это выражение её богатого внутреннего мира. Всё в ней есть – и решительность, и властность, и наивность, и даже лукавство, и всё это неуловимо, необычно, волнующе. В облике Олеси, её движениях и словах герою видится что-то благородное, «какая - то врождённая изящная умеренность». Как не хватает этой уверенности городским жителям! Оказывается, настоящее благородство присуще не обязательно выходцам из богатых, образованных слоёв общества, но и в глуши Полесья может вырасти красивая, гордая, таинственная девушка. Зарождается чувство, ещё не осознанное, но глубокое, сильное и чистое.


  • Как дальше развиваются события? Герой проявляет глубокий интерес к Олесе и её жизни; у них завязываются постоянные отношения. Показательно, что ни с кем больше Иван Тимофеевич так и не сошёлся.

  • Как зарождается любовь: с первого взгляда или в процессе общения? Что очаровывает Ивана Тимофеевича в Олесе? (гл.6) В процессе общения Иван Тимофеевич и Олеся всё сильнее и крепче привязывались друг к другу. « О любви между нами не было сказано ещё ни слова, но быть вместе для нас уже сделалось потребностью, и часто в молчаливые минуты, когда наши взгляды нечаянно и одновременно встречались, я видел, как увлажнились глаза Олеси, и как билась тоненькая голубая жилка у неё на виске». Иван Тимофеевич очарован не только красотой Олеси, но и её цельной, самобытной, свободной натурой, ясным, детски невинным умом.

  • Когда впервые возникает опасность расставания с Олесей? Чем вынужден пожертвовать Иван Тимофеевич, чтобы помочь? Как после этого изменилось поведение Олеси? Что переживает в этот момент Иван Тимофеевич? (гл.9) Олесе и её бабушке грозит выселение, жадный урядник уже не довольствуется их скромными подношениями. Иван Тимофеевич без колебаний отдаёт ему старинное охотничьё ружьё. На время семья Мануйлихи спасена, но гордая Олеся не может простить покровительства:

Куприн прослеживает этапы развития чувства: сначала интерес к необычному облику, натуре, затем тяга к общению, наконец, период «смутных, томительно грустных ощущений». Сердце героя «привязано тонкими, крепкими, незримыми нитями» к очаровательной девушке: «…все мои мысли были заняты образом Олеси, всё моё существо стремилось к ней, каждое воспоминание…сжимало с тихой и сладкой болью моё сердце».

  • Что стало переломным моментом в отношениях героев?

Переломным моментом в их отношениях стала болезнь Ивана, из-за которой он долгое время не появлялся в лесной избушке. Именно в разлуке с Олесей он понимает, что в его жизнь вошли новые чувства, с которыми он не может справиться. Отсутствие героя очень взволновало Олесю, испытывающую к нему сильную привязанность.

  • Что несёт с собой болезнь героя? Она несёт разлуку. Но «разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь она тушит, а большую раздувает ещё сильней». Олеся счастлива, на её лице « в одно мгновение отразились, сменяя друг друга, недоумение, испуг, тревога и нежная, сияющая улыбка любви». Иван Тимофеевич испытывает «чистый, полный, всепоглощающий восторг». В глазах Олеси он видит волнение встречи и горячее признание в любви.


2.Просмотр отрывка из фильма – встреча героев и признание в любви.

  • Кто первым признаётся в любви, и какое предчувствие сопутствует объяснению? Первой своё чувство изливает Олеся. От судьбы не уйти, ощущение тревоги, предчувствие близкой беды не покидает обоих.

  • Целый месяц длится «наивная, очаровательная сказка о любви». Какие чувства испытывает Иван Тимофеевич? (гл.11). Иван понимает, что его чувство к Олесе вполне серьёзно, он ощущает волшебство, исходящее от девушки. Постоянно размышляет о своих отношениях с дикаркой и приходит к убеждению, что даже готов жениться на ней и забрать с собой в город.

  • Обратите внимание на размышления героя. Как он представляет Олесю в мире цивилизации? « Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня: я не смел даже, воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье…исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса…»

  • Как Олеся воспринимает разговор об отъезде Ивана и его предложение жениться? Она понимает, что это невозможно, говорит герою, что подобное решение смешно даже представить, что в будущем он сам возненавидит её за этот брак. Девушка объясняет свой отказ так: «Я ведь только о твоём счастье думаю». «Ты и сам понимаешь, что об этом смешно и думать. Ну, какая я тебе жена на самом деле?» Это говорит о том, что любовь Олеси глубока и жертвенна, о себе девушка не думает.

  • Как героиня пытается доказать Ивану свою любовь? Ради любимого Олеся готова пойти в церковь, хотя она уверена, что несёт в себе какое – то таинственное и роковое начало. Этот поступок связан с большим риском, но девушка решается на него. « Милый, знаешь, мне ужасно хочется сделать тебе что – нибудь очень, очень приятное».

  • Расскажите о последствиях похода Олеси в церковь.

3.Посмотрим отрывок из фильма - поход Олеси в церковь (гл.12).

4.Составление плана: как развиваются отношения между героями

Вспомнив содержание повести, составить план развития отношений между героями (Запись в тетради), первым пунктом которого является ГАДАНИЕ ОЛЕСИ

Приблизительный план

  1. Гадание Олеси

  2. Встречи в лесу на лоне природы

  3. Покровительство Ивана Тимофеевича в деле с урядником

  4. Болезнь Ивана Тимофеевича

  5. Признание Олеси в любви

  6. Приход Олеси в церковь


  1. Диспут

  • Как сами герои воспринимают свою любовь?

Для Олеси любовь – это дар. Она любит и наслаждается этим; хотя героиня предчувствует беду, она сознательно продолжает свои отношения с любимым.

По сравнению с сильным, самоотверженным чувством Олеси любовь Ивана Тимофеевича кажется маленькой и эгоистичной; Олеся гордится своим чувством, не считает нужным скрывать его; а Иван Тимофеевич старается скрыть свои визиты в лес и отношения с Олесей, правда, для себя он это объясняет желанием уберечь Олесю от людской молвы, злобы. Счастье, чувство, интересы Ивана Тимофеевича для Олеси превыше всего. Герой же не считается с интересами. Чувствами Олеси: церковь, замужество, бабушка.

Микровывод: Чувства Ивана Тимофеевича оказались слишком слабыми. Не сумел защитить свою любовь. Может быть, не было той настоящей любви, которая затмила бы сомнения и помогла пережить все беды и горести.

Олеся способна на чувства, более сильные, чем её избранник. Для героини любовь стала жизнью; Иван Тимофеевич это чувство сберечь не смог и не захотел.

  • Почему не состоялось счастье героев?

  • Почему невозможным оказалось продолжение любви?

-мешали окружающие;

-этого не хотела сама Олеся;

-виной всему – пассивность героя.

  • Какова на ваш взгляд, основная идея повести Куприна «Олеся»?

Сильная, чистая любовь героев не понята и не принята жестоким миром, настоящая любовь обречена на трагическое завершение

Микровывод: Основная мысль повести в том, что только вдали от цивилизации, от равнодушного города можно найти человека, способного любить бескорыстно, преданно. Только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть нравственной чистоты и благородства. 

Обратите внимание на последние строки повести. В них – отношение рассказчика ко всему происшедшему.

«Со стесненным, переполненным слезами сердцем я хотел уже выйти из хаты, как вдруг моё внимание привлёк яркий предмет, очевидно, нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешёвых бус, известных в Полесье под названием «кораллы», - единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и об её нежной, великодушной любви».

  1. Работа с эпиграфом

Как финал повести связан с эпиграфом нашего урока: «…Может быть, твой жизненный путь пересекла настоящая, самоотверженная, истинная любовь» А.И.Куприн


V. Итог урока.

Александр Иванович Куприн изобразил в своем произведении искреннюю, чуткую, красивую героиню, выросшую вдали от цивилизации, в гармонии с природой, способную на глубокие чувства. Любовь Олеси остаётся для героя чудесной сказкой, она будет храниться в памяти, ведь только память связывает его с нежной и великодушной девушкой, подарившей герою своё чувство и ничего не потребовавшей взамен.

Автор показал стремление человека быть ближе к природе и невозможность в условиях цивилизации осуществить эту близость. Человек может быть прекрасным, если будет развивать, а не губить данные природой способности. Социальная среда губит лучшие свойства человеческой души,заложенные природой

Выставление оценок.

Домашнее задание

Написать эссе – сочинение-размышление на тему:

«Любовь не выразишь словами…»

«В чём драма любви героев повести «Олеся»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бурьянова Ольга Викторовна

Дата: 23.01.2022

Номер свидетельства: 598579


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства