kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М.Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Лирический герой поэзии М.Ю.Лермонтова. Темы лермонтовской лирики. Два поэтических мира:А.С. Пушкин и М.Ю.Лермонтов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: изучение биографии; обучение работе с учебником; охарактеризовать лирического героя поэзии Лермонтова; рассмотреть основные темы его лирики;сопоставление стихотворений «Пророк» Лермонтова и Пушкина.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М.Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Лирический герой поэзии М.Ю.Лермонтова. Темы лермонтовской лирики. Два поэтических мира:А.С. Пушкин и М.Ю.Лермонтов.»

М.Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Лирический герой поэзии М.Ю.Лермонтова. Темы лермонтовской лирики. Два поэтических мира: Пушкин и Лермонтов .


Цели: изучение биографии; обучение работе с учебником; охарактеризовать лирического героя поэзии Лермонтова; рассмотреть основные темы его лирики;сопоставление стихотворений «Пророк» Лермонтова и Пушкина.


Ход урока


I. Работа по теме урока.


1. Составление таблицы «Лирический герой поэзии Лермонтова».

Тезис

Комментарии


Это романтический герой, отличающийся внутренней цельностью

Переходит из произведения в произведение, проходит через все творчество («Парус», «Воздушный корабль», «Пленный рыцарь», «Гусар»)


Он одинок

От одиночества невозможно избавиться, герой противостоит миру, толпе, Богу


Свобода для него – абсолютная ценность

Идеал свободы недостижим, но он готов заплатить за нее даже жизнью («Мцыри»)


Погружен в безысходное разочарование, необыкновенно близок к природе

«И скучно и грустно…» – мировая скорбь, вызванная неудовлетворительным устройством мира, где нет места могучей личности.


В стихах – темы океана, гор, леса, плавания, одинокого странствия, туч, одинокого листа («Тучи», «Утес», «Парус», «Выхожу один я на дорогу…» и др.)


Романтический герой всегда ярко представляет романтическое двоемирие

Чем хуже земная жизнь, тем сильнее устремление к небу, к потустороннему идеалу, к Богу


В реалистической лирике («Бородино», «Смерть Поэта» и др.) переживает враждебное отношение к власти

Власти дается точная социальная характеристика; лирический герой любуется русской природой; характеры перестают быть односторонне героическими



2. Лекция учителя с элементами беседы «Темы лермонтовской лирики».


1) Трагическая судьба Поэта в лирике Лермонтова.


В лирике Лермонтова мы находим основные темы русской поэзии XIX в.: поэта и поэзии, природы, любви. Но за ними скрывается другая тема – заветная, та, которую внушала Лермонтову его «идея-страсть»: тема смерти и тема «другого мира».


– Что в поэзии Лермонтова близко вам? В чем неповторимость поэтического голоса Лермонтова? Каковы тайны его поэзии? Почему так «мрачна» душа поэта?


Чтение и анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен…».


– Ответил ли поэт на наши недоумения? Какая часть стихотворения вам ближе (оно ведь так контрастно!)? Оправдан ли «железный стих, облитый горечью и злостью» в завершении стихотворения?


Вот оно, назначение поэзии! Вот она, главная тема Лермонтова.


Это тема вечная – назначение поэзии, призвание поэта. Вслушайтесь в лермонтовского «Поэта». Удивлены? Наверное, после «железного стиха» эта страница у Лермонтова неизбежна.


стихотворение «Поэт» завершается строками, в которых звучит вопрос: «Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?» И Лермонтов ответил на него стихотворением «Пророк».


Трагична и неожиданна «развязка» «Пророка». И все-таки последнее слово осталось за Поэтом, как бы ни «гнала» толпа «его свободный, смелый дар»: «Погиб Поэт! Невольник чести…»


Чтение и разбор стихотворения «Смерть Поэта» (с определением микротем стихотворения: «Смерть Поэта», «Поэт и светское общество», «Убийца», «Суд»).


Учитель. Да, это своеобразный реквием Пушкину! Но обратите внимание на заглавие: вместо имени – слово «Поэт», причем с прописной буквы!


Каким стихотворением Лермонтова можно было бы подытожить наши размышления о поэте, прочтя эти строки как «автопортрет»?


Да, лермонтовским «Парусом». Как вы прочли завершающие строки, «бурю», которой жаждет парус?


Мы слышим ораторский пафос «судьи и гражданина» и – элегию реквиема в его стихах.


Поэт, считает Лермонтов, должен служить народу, но сделать свой божественный дар «игрушкой золотой» или выставить его на продажу – постыдно для избранника высших сил:


Пускай толпа растопчет мой венец:


Венец певца, венец терновый!..


Пускай! Я им не дорожил…


Что остается поэту? Уход из «этого» мира и присоединение к хору светил: «И звезды слушают меня, лучами радостно играя». Или безнадежная, но славная война с поколением, обществом, миром людей; обличение и месть – посредством «железного стиха, облитого горечью и злостью», поэтического «клинка, покрытого ржавчиной презренья».


– Попробуем определить идеалы Лермонтова. Что ж, «он, мятежный, просит бури…» Казалось бы, как просто и однозначно!


Вслушаемся теперь в трагическое пророчество Лермонтова, в его отроческое стихотворение «Предсказание». (Лермонтову всего-то 16 лет, и в этом «мятежном» возрасте крайности и неизбежны, и извинительны.)


Чтение стихотворения.


И вновь – Пушкин и Лермонтов, мучительная тема «пугачевщины» – «русского бунта, бессмысленного и беспощадного».


2) Тема природы.


6. А теперь вслушайтесь в иные, может быть, и знакомые строки: «Когда волнуется желтеющая нива…», «Выхожу один я на дорогу…».


Чтение стихотворений.


Так мы с вами подошли ко второй ведущей теме лермонтовской лирики – теме природы.


– Почему эти стихотворения так завораживают?


– Как создает поэт проникновенную элегию слияния с мирозданием?


– Почему исчез «железный стих», сменившийся противоположным – трепетно лиричным, музыкальным?


3) Тема любви в поэзии Лермонтова.


Русский философ В. Соловьев указал на «миражность» как на важнейший признак любовной лирики Лермонтова.


Не любви ищет поэт, а «иное в любви». Отрицание – вот реакция поэта на чувство, живущее в нем «сейчас»: «Оно [любовь], как чумное пятно…», «Все, что любит меня, все погибнуть должно», «Мне грустно, потому что я тебя люблю…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…».


Условие истинной любви – отсутствие возлюбленной; родней не близость, а даль: «дальний отзвук дальних гор», «бедный призрак лучших лет». Любить стоит только невозможное – тот идеал, что в прошлом («огонь угаснувших очей»), или тот, что в будущем («бесплотное виденье»).


Идеал поэту является в снах. И не о земной страсти грезит он, а о любви абсолютной – той, которая может исполниться лишь в посмертном сне: Я б желал навеки так заснуть…


…


Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,


О любви мне сладкий голос пел…


Чтение стихотворений «Поцелуями прежде считал…», «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…» и др. по выбору учащихся.


– Почему на наших уроках Лермонтов следует, как правило, сразу же за Пушкиным?


– Как сложилась его судьба?


С жизнью и личностью Лермонтова учащиеся уже знакомились в 5–8 классах, поэтому вспоминают биографию.


– Сравните ее с судьбой Пушкина. Почему жизнь Лермонтова оборвалась в 27 лет?


2. Чтение и анализ стихотворений.


1) «И скучно и грустно, и некому руку подать…».


– Не кажется ли вам странным, что встречу с Лермонтовым мы начинаем со столь безысходных строк? Определите их жанр.


Да, это элегия, но – лермонтовская. Как вы отнеслись к откровенному безверию Лермонтова, к его пронзительным, горестным вопросам и столь же безотрадным ответам, наконец – к заключительным строкам, где отчаяние, пессимизм его достигают трагического предела?


2) «Душа моя мрачна…».


Художника объясняют и его читательские, и творческие тяготения. Любимый поэт Лермонтова – Байрон, и он открыто в этом признается, переводя одно из самых значительных и едва ли не самое «байроническое» стихотворение английского поэта, ставшее и лермонтовским: «Душа моя мрачна…».


Почему в лирике Байрона – а Лермонтов читал его в подлиннике, в совершенстве владея английским языком, – русский поэт избрал именно эту страницу? Каков жанр стихотворения? Понятна ли вам элегия Байрона – Лермонтова «Душа моя мрачна…»? Как вы встретили завершающий ее крик души: «…Я слез хочу, певец, / Иль разорвется грудь от муки»?


И вновь – возвращение к Пушкину: сопоставим его элегии с лермонтовскими. (Трагизм поэтического мира Лермонтова; безысходность одиночества как характерно лермонтовский мотив; пессимизм поэта, байроновская «мировая скорбь» в лирике Лермонтова. Испытание жизнелюбия и надежд как смысл лермонтовского «Узника»; его композиция, обратная одноименному стихотворению Пушкина; реалистический образ «тюрьмы» в противоположность романтической «темнице». Метафоричность пейзажных образов Лермонтова – символика одиночества и безответности. Элегия как жанровая форма лермонтовской лирики, прерывистость, трагическая напряженность ритмико-интонационного строя лермонтовских элегий; их диалогичность; природа как инобытие лирического «я» поэта.)


3. Работа со статьей учебника «Два поэтических мира» .


4. Сопоставление стихотворений: «Пророк» Пушкина и «Пророк» Лермонтова.

Пушкин

Лермонтов


– преображение человека в пророка;


– ясный гармоничный миф;


– богатство, разнообразие мира;


– торжество будущей и настоящей жизни

– мир отвергает пророка для службы человечеству;


– «мир страданий и слез»;


– контраст света и тени, добра и зла;


– отрицание жизни, несмотря на утверждение высших ценностей



Известный русский филолог Л. В. Пумпянский писал, противопоставляя Лермонтова Пушкину: «Утеряв «бездну пространства» каждого пушкинского слова, он создал «бездну движения», в которой тонут слова и стихи». «Бездна движения» – эту метафору можно применить и к стилю Лермонтова, к его поэтической мысли и к самой его мыслящей личности. Мысль Лермонтова никогда не застывает, не образует законченной системы тезисов. Не стоит ждать от лирики Лермонтова готовых ответов, выводов, итогов: едва ли не каждое его стихотворение – арена отчаянного спора идей, «боренья дум», незавершенного и открытого.


– Найдите в стихотворении Лермонтова «Пророк» подтверждение этих слов.


5. Работа со статьей учебника о М. Ю. Лермонтове с элементами конспектирования по вопросам.


– Как Белинский характеризовал пафос лирики Лермонтова?


– Каково лирическое «я» раннего Лермонтова?


– Чем отличается поздняя лирика Лермонтова?


– Как вы понимаете выражение «преемник Пушкина»?


III. Итог урока.


Домашнее задание:


1) подготовить рассказ о тех периодах творчества великого поэта, которые вам покажутся особенно интересными . (Учитель должен проконтролировать, чтобы были охвачены все периоды жизни и творчества поэта.);


2) выучить одно из лирических стихотворений Лермонтова; проанализировать его;


3) индивидуальное задание: чтение и разбор стихотворения «Смерть поэта».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Есильбаева Марина Анатольевна

Дата: 18.12.2016

Номер свидетельства: 370738


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства