М.Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Лирический герой поэзии М.Ю.Лермонтова. Темы лермонтовской лирики. Два поэтических мира:А.С. Пушкин и М.Ю.Лермонтов.
М.Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Лирический герой поэзии М.Ю.Лермонтова. Темы лермонтовской лирики. Два поэтических мира:А.С. Пушкин и М.Ю.Лермонтов.
Цели: изучение биографии; обучение работе с учебником; охарактеризовать лирического героя поэзии Лермонтова; рассмотреть основные темы его лирики;сопоставление стихотворений «Пророк» Лермонтова и Пушкина.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«М.Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Лирический герой поэзии М.Ю.Лермонтова. Темы лермонтовской лирики. Два поэтических мира:А.С. Пушкин и М.Ю.Лермонтов.»
М.Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Лирический герой поэзии М.Ю.Лермонтова. Темы лермонтовской лирики. Два поэтических мира: Пушкин и Лермонтов .
Цели: изучение биографии; обучение работе с учебником; охарактеризовать лирического героя поэзии Лермонтова; рассмотреть основные темы его лирики;сопоставление стихотворений «Пророк» Лермонтова и Пушкина.
Ход урока
I. Работа по теме урока.
1. Составление таблицы «Лирический герой поэзии Лермонтова».
Тезис
Комментарии
Это романтический герой, отличающийся внутренней цельностью
Переходит из произведения в произведение, проходит через все творчество («Парус», «Воздушный корабль», «Пленный рыцарь», «Гусар»)
Он одинок
От одиночества невозможно избавиться, герой противостоит миру, толпе, Богу
Свобода для него – абсолютная ценность
Идеал свободы недостижим, но он готов заплатить за нее даже жизнью («Мцыри»)
Погружен в безысходное разочарование, необыкновенно близок к природе
«И скучно и грустно…» – мировая скорбь, вызванная неудовлетворительным устройством мира, где нет места могучей личности.
В стихах – темы океана, гор, леса, плавания, одинокого странствия, туч, одинокого листа («Тучи», «Утес», «Парус», «Выхожу один я на дорогу…» и др.)
Романтический герой всегда ярко представляет романтическое двоемирие
Чем хуже земная жизнь, тем сильнее устремление к небу, к потустороннему идеалу, к Богу
В реалистической лирике («Бородино», «Смерть Поэта» и др.) переживает враждебное отношение к власти
Власти дается точная социальная характеристика; лирический герой любуется русской природой; характеры перестают быть односторонне героическими
2. Лекция учителя с элементами беседы «Темы лермонтовской лирики».
1) Трагическая судьба Поэта в лирике Лермонтова.
В лирике Лермонтова мы находим основные темы русской поэзии XIX в.: поэта и поэзии, природы, любви. Но за ними скрывается другая тема – заветная, та, которую внушала Лермонтову его «идея-страсть»: тема смерти и тема «другого мира».
– Что в поэзии Лермонтова близко вам? В чем неповторимость поэтического голоса Лермонтова? Каковы тайны его поэзии? Почему так «мрачна» душа поэта?
Чтение и анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен…».
– Ответил ли поэт на наши недоумения? Какая часть стихотворения вам ближе (оно ведь так контрастно!)? Оправдан ли «железный стих, облитый горечью и злостью» в завершении стихотворения?
Вот оно, назначение поэзии! Вот она, главная тема Лермонтова.
Это тема вечная – назначение поэзии, призвание поэта. Вслушайтесь в лермонтовского «Поэта». Удивлены? Наверное, после «железного стиха» эта страница у Лермонтова неизбежна.
стихотворение «Поэт» завершается строками, в которых звучит вопрос: «Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?» И Лермонтов ответил на него стихотворением «Пророк».
Трагична и неожиданна «развязка» «Пророка». И все-таки последнее слово осталось за Поэтом, как бы ни «гнала» толпа «его свободный, смелый дар»: «Погиб Поэт! Невольник чести…»
Чтение и разбор стихотворения «Смерть Поэта» (с определением микротем стихотворения: «Смерть Поэта», «Поэт и светское общество», «Убийца», «Суд»).
Учитель. Да, это своеобразный реквием Пушкину! Но обратите внимание на заглавие: вместо имени – слово «Поэт», причем с прописной буквы!
Каким стихотворением Лермонтова можно было бы подытожить наши размышления о поэте, прочтя эти строки как «автопортрет»?
Да, лермонтовским «Парусом». Как вы прочли завершающие строки, «бурю», которой жаждет парус?
Мы слышим ораторский пафос «судьи и гражданина» и – элегию реквиема в его стихах.
Поэт, считает Лермонтов, должен служить народу, но сделать свой божественный дар «игрушкой золотой» или выставить его на продажу – постыдно для избранника высших сил:
Пускай толпа растопчет мой венец:
Венец певца, венец терновый!..
Пускай! Я им не дорожил…
Что остается поэту? Уход из «этого» мира и присоединение к хору светил: «И звезды слушают меня, лучами радостно играя». Или безнадежная, но славная война с поколением, обществом, миром людей; обличение и месть – посредством «железного стиха, облитого горечью и злостью», поэтического «клинка, покрытого ржавчиной презренья».
– Попробуем определить идеалы Лермонтова. Что ж, «он, мятежный, просит бури…» Казалось бы, как просто и однозначно!
Вслушаемся теперь в трагическое пророчество Лермонтова, в его отроческое стихотворение «Предсказание». (Лермонтову всего-то 16 лет, и в этом «мятежном» возрасте крайности и неизбежны, и извинительны.)
Чтение стихотворения.
И вновь – Пушкин и Лермонтов, мучительная тема «пугачевщины» – «русского бунта, бессмысленного и беспощадного».
2) Тема природы.
6. А теперь вслушайтесь в иные, может быть, и знакомые строки: «Когда волнуется желтеющая нива…», «Выхожу один я на дорогу…».
Чтение стихотворений.
Так мы с вами подошли ко второй ведущей теме лермонтовской лирики – теме природы.
– Почему эти стихотворения так завораживают?
– Как создает поэт проникновенную элегию слияния с мирозданием?
Русский философ В. Соловьев указал на «миражность» как на важнейший признак любовной лирики Лермонтова.
Не любви ищет поэт, а «иное в любви». Отрицание – вот реакция поэта на чувство, живущее в нем «сейчас»: «Оно [любовь], как чумное пятно…», «Все, что любит меня, все погибнуть должно», «Мне грустно, потому что я тебя люблю…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…».
Условие истинной любви – отсутствие возлюбленной; родней не близость, а даль: «дальний отзвук дальних гор», «бедный призрак лучших лет». Любить стоит только невозможное – тот идеал, что в прошлом («огонь угаснувших очей»), или тот, что в будущем («бесплотное виденье»).
Идеал поэту является в снах. И не о земной страсти грезит он, а о любви абсолютной – той, которая может исполниться лишь в посмертном сне: Я б желал навеки так заснуть…
…
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
О любви мне сладкий голос пел…
Чтение стихотворений «Поцелуями прежде считал…», «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…» и др. по выбору учащихся.
– Почему на наших уроках Лермонтов следует, как правило, сразу же за Пушкиным?
– Как сложилась его судьба?
С жизнью и личностью Лермонтова учащиеся уже знакомились в 5–8 классах, поэтому вспоминают биографию.
– Сравните ее с судьбой Пушкина. Почему жизнь Лермонтова оборвалась в 27 лет?
2. Чтение и анализ стихотворений.
1) «И скучно и грустно, и некому руку подать…».
– Не кажется ли вам странным, что встречу с Лермонтовым мы начинаем со столь безысходных строк? Определите их жанр.
Да, это элегия, но – лермонтовская. Как вы отнеслись к откровенному безверию Лермонтова, к его пронзительным, горестным вопросам и столь же безотрадным ответам, наконец – к заключительным строкам, где отчаяние, пессимизм его достигают трагического предела?
2) «Душа моя мрачна…».
Художника объясняют и его читательские, и творческие тяготения. Любимый поэт Лермонтова – Байрон, и он открыто в этом признается, переводя одно из самых значительных и едва ли не самое «байроническое» стихотворение английского поэта, ставшее и лермонтовским: «Душа моя мрачна…».
Почему в лирике Байрона – а Лермонтов читал его в подлиннике, в совершенстве владея английским языком, – русский поэт избрал именно эту страницу? Каков жанр стихотворения? Понятна ли вам элегия Байрона – Лермонтова «Душа моя мрачна…»? Как вы встретили завершающий ее крик души: «…Я слез хочу, певец, / Иль разорвется грудь от муки»?
И вновь – возвращение к Пушкину: сопоставим его элегии с лермонтовскими. (Трагизм поэтического мира Лермонтова; безысходность одиночества как характерно лермонтовский мотив; пессимизм поэта, байроновская «мировая скорбь» в лирике Лермонтова. Испытание жизнелюбия и надежд как смысл лермонтовского «Узника»; его композиция, обратная одноименному стихотворению Пушкина; реалистический образ «тюрьмы» в противоположность романтической «темнице». Метафоричность пейзажных образов Лермонтова – символика одиночества и безответности. Элегия как жанровая форма лермонтовской лирики, прерывистость, трагическая напряженность ритмико-интонационного строя лермонтовских элегий; их диалогичность; природа как инобытие лирического «я» поэта.)
3. Работа со статьей учебника «Два поэтических мира» .
4. Сопоставление стихотворений: «Пророк» Пушкина и «Пророк» Лермонтова.
Пушкин
Лермонтов
– преображение человека в пророка;
– ясный гармоничный миф;
– богатство, разнообразие мира;
– торжество будущей и настоящей жизни
– мир отвергает пророка для службы человечеству;
– «мир страданий и слез»;
– контраст света и тени, добра и зла;
– отрицание жизни, несмотря на утверждение высших ценностей
Известный русский филолог Л. В. Пумпянский писал, противопоставляя Лермонтова Пушкину: «Утеряв «бездну пространства» каждого пушкинского слова, он создал «бездну движения», в которой тонут слова и стихи». «Бездна движения» – эту метафору можно применить и к стилю Лермонтова, к его поэтической мысли и к самой его мыслящей личности. Мысль Лермонтова никогда не застывает, не образует законченной системы тезисов. Не стоит ждать от лирики Лермонтова готовых ответов, выводов, итогов: едва ли не каждое его стихотворение – арена отчаянного спора идей, «боренья дум», незавершенного и открытого.
– Найдите в стихотворении Лермонтова «Пророк» подтверждение этих слов.
5. Работа со статьей учебника о М. Ю. Лермонтове с элементами конспектирования по вопросам.
– Как Белинский характеризовал пафос лирики Лермонтова?
– Каково лирическое «я» раннего Лермонтова?
– Чем отличается поздняя лирика Лермонтова?
– Как вы понимаете выражение «преемник Пушкина»?
III. Итог урока.
Домашнее задание:
1) подготовить рассказ о тех периодах творчества великого поэта, которые вам покажутся особенно интересными . (Учитель должен проконтролировать, чтобы были охвачены все периоды жизни и творчества поэта.);
2) выучить одно из лирических стихотворений Лермонтова; проанализировать его;
3) индивидуальное задание: чтение и разбор стихотворения «Смерть поэта».