kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М.Ю. Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с целью познакомить учащихся с сюжетом произведения на историческую тему, вызвать эмоциональный отклик детей на прочитанное.Воспитывать чувство любви и уважения к подвигам предков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М.Ю. Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.»

Тема урока: М.Ю.Лермонтов. «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837)

Цели урока: познакомить учащихся с сюжетным лирическим произведением на историческую тему, вызвать эмоциональный отклик детей на прочитанное;

  • закрепить знания и представления учащихся о композиции художественного произведения, изобразительно-выразительных средствах языка;

  • развивать способность анализировать читаемые произведения литературы, умение четко формулировать ответы на поставленные вопросы, их аргументировать;

  • воспитывать чувство любви и уважения к подвигам предков, к прошлому своей страны.

Ход урока.

1.Организационный момент. 

2.Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания. (Устный фронтальный опрос о жизни и творчестве поэта).

3.Мотивация.

Вступительное слово учителя.  Вы уже познакомились с жизнью и творчеством поэта М. Ю. Лермонтова. Сегодня мы обратимся к сюжетному лирическому произведению на историческую тему «Бородино» и продолжим обучаться анализу текста.

4. Работа над темой урока

1.История создания стихотворения «Бородино». М. Ю. Лермонтов написал свое стихотворение в 1837 году, к 25-летию Бородинской битвы. Стихотворение это считается одним из самых выдающихся произведений русской литературы, посвященных наполеоновскому нашествию. Поэт просто рассказал о самоотверженности русского народа, о его беспредельной любови к Родине и готовности ее защищать не на жизнь, а на смерть. Стихотворение «Бородино» -это истинно народное произведение, а его создатель – истинный народный поэт.

2. Заочная экскурсия «Бородинское сражение». Его значение.  12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу и громкую славу в случае победы. Русская армия, которой командовал М. Кутузов, понимала, что в сражении решается судьба Москвы, а значит- России. Потери русских составили 46 тыс. человек, французы потеряли от 50 до 58 тыс. человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тыс. человек, а у французов- 19 тыс. человек. Сломить русское войско врагам не удалось, но оно было обескровлено. Впервые за всю Отечественную войну 1812 года Наполеон не смог разбить своего противника, более того, такого открытого сопротивления он не встретил нигде в Европе, поэтому к настоящему сражению он не был готов ни морально, ни физически: французские войска ослабели, командиры привыкли к безоговорочной капитуляции противника, а полки, составленные из покоренных народов, вообще не хотели воевать.

Французская армия после Бородинского сражения вынуждена была отступить на свои первоначальные позиции, в то время как русские, несмотря на тяжелые потери в людях, остались на месте, готовые «заутра бой затеять новый и до конца стоять».

После сражения под деревней Бородино русские войска перекрыли иные дороги, ведущие в Европу, и французы, оставив спаленную Москву, стали отступать по старой Смоленской дороге, по которой и пришли в древнюю столицу: дорога, то есть города и села, была уже ими разграблена, поэтому наполеоновскую армию ждали голод и холод (подступала зима). Крестьяне и горожане сами сжигали свои дома, посевы и запасы продовольствия, чтобы те не достались врагу, и уходили в ополчение и партизаны.

Именно поэтому война и была названа Отечественной, то есть народной – воевал весь народ от мала до велика: крепостные крестьяне, ремесленники, зажиточные горожане, дворяне.

26 августа 1812 года русские войска и русский народ одержали победу. Они были твердо уверены, что эта победа стала поворотной точкой в данной войне. Такого же мнения был и М. Ю. Лермонтов, раскрывший в своем стихотворении «Бородино» высокие черты русского народного патриотизма.

3. Словарная работа

На доске записаны слова: бивак, редут, уланы, драгуны, картечь, лафет, кивер - по толковому словарю объясняется значение слов. Слова мусью, басурманы имеют стилистическую окраску.

4.Чтение стихотворения «Бородино» учителем и беседа по прочитанному.

1. От чьего имени ведется повествование? А каким вы его себе представляете? (От лица старого солдата, который был участником героического сражения. Старый воин-артиллерист, он имел дело с пушками, на груди –ордена, он был ранен, на лице шрамы. Он очень горд за себя и за своих товарищей).

2.Почему русские войска отступали? (Вынуждены были отступать, чтобы сохранить силы, армию для дальнейшего наступления)

3.Какие чувства испытывали русские воины? (Безграничную любовь к своей Родине, самоотверженность, готовность русских солдат вступить в сражение, умереть за свою Родину, защищая свою землю)

4.Как ведут себя солдаты перед Бородинской битвой?( Воины были полны доблести, силы, сохраняли крепкий моральный дух. Русские солдаты готовятся к бою, каждый занят своим делом: кто-то чистит кивер, кто-то точит штык. Деловито, без страха и суеты готовятся к бою.)

5. А как ведут себя французы и почему? (Французы ликуют. Они тоже знают, что предстоит великая битва, но они чувствуют себя победителями).

6.Что обещали русские солдаты своему командиру?( Русские солдаты обещали умереть за свою Родину, но не отступить ни шагу назад..)

7.Удалось ли русским солдатам сдержать клятву? Найдите подтверждение в тексте. (Да, удалось. На это указывают строки: И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.)

Вывод: Да, верно. Русские солдаты погибали, но не отступали назад. Бой был поистине страшный и кровопролитный. Ядра сыпались со всех сторон градом, залпы пушек и другого оружия сливались в один протяжный вой. Земля дрожала. От дыма не было видно даже солнца. Невероятные потери несли обе стороны: «Ядрам пролетать мешала гора кровавых тел». Михаил Юрьевич Лермонтов так нарисовал эту картину, что мы без труда все наглядно представляем, ощущаем накал того страшного боя.

- А какие художественные изобразительно-выразительные средства использует автор?

5. Заполнение таблицы «Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Эпитеты

Дым летучий – быстрый. Лёгкий, застилающий всё поле

Бой удалый – мастерский, автор восхищается

Протяжный вой – долгий. Пронзительный

Гора кровавых тел – израненных, искалеченных, неприятное зрелище


Метафоры

Залпы слились в вой

Утро осветило пушки

Он спит в земле сырой


Сравнения

Французы двинулись, как тучи – огромное количество, грозная сила неприятеля

Носились знамена, как тени – всё потемнело, слилось в чёрную массу, стало серым


Олицетворения

Звучал булат, Картечь визжала

Гипербола

Гора кровавых тел

Смешались в кучу кони, люди


5. Итоги урока.

1.Беседа:

- Почему раньше считалось, что порядочный человек обязательно должен быть патриотом? Попытайтесь это объяснить. Приведите свои примеры для подтверждения вашей точки зрения.

Патриот (греч. patriotеs – земляк, соотечественник) – тот, кто любит Родину, предан Отечеству. До конца 18 в. Более был распространен синоним – словосочетание «сын Отечества».

- Можно ли назвать патриотом, на ваш взгляд, М. Ю. Лермонтова? Докажите свою точку зрения.

- Определите тему произведения. О чём это произведение? (Об одном эпизоде Отечественной войны 1812 года. Тема – изображение Бородинской битвы)

В стихотворении очень необычная композиция. Если вы заметили, то начало и конец стихотворения практически повторяются. Такая композиция называется кольцевая.

Запись в тетради: кольцевая композиция - это такое построение текста, при котором последний эпизод обращается к первому или просто повторяет его.

2.Тест

1. Исторической основой произведения является: А. Великая Отечественная война; Б. Отечественная война 1812 года; В. Русско-японская война.

2.О Бородинском сражении рассказывает: А.Молодой новобранец; Б. Патриот; В. Старый солдат.

3. Герой стихотворения (рассказчик) служил в : А. Артиллерии; Б. Кавалерии; В. Танковых войсках.

4. Кому принадлежат слова: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали…»:

А. Старому солдату; Б. Драгуну; В. Полковнику.

5. В строках: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри – не вы…» - используется: А. Сравнение; Б. Антитеза; В. Метафора

6. Какое настроение царит в русской армии перед боем: А. Ликование; Б. Солдаты готовятся к бою; В. Все легли спать.

7. Изображение боя представляет собой: А. Описание; Б. Рассуждение; В. Повествование.

8. В строках: «…носились знамена, как тени», «… земля тряслась, как наши груди», «… французы двинулись, как тучи» - автор прибегает к : А. Метафоре; Б.Сравнению; В. Эпитету.

9. Стиль речи, к которому можно отнести фразы: « скажи-ка, дядя», « у наших ушки на макушке», «постой-ка брат мусью»: А. Художественный; Б. Разговорный; В. Деловой.

10. На следующий день после Бородинского сражения русские солдаты были готовы:

А. Укрепить свои позиции; Б. Продлить бой; В. Сдаться французам.

6. Рефлексия.

Заключительное слово:

Это стихотворение Лермонтова стало тем самым зерном, из которого выросло другое великое произведение. Это роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Кроме того, стихотворение повлияло и на сознание людей в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов. Рассказывают, например, что в боях на подступах к Москве зимою 1941 года один из бойцов, подхватив знамя из рук смертельно раненного товарища, воскликнул: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой!» эти слова знакомы каждому, кто горячо любит свою Родину. Да, «Бородино» Лермонтова – это завет потомкам на все непростые и тяжелые времена.

7. Домашнее задание:  выучить наизусть отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
М.Ю. Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.

Автор: Каптырева Мария Владимировна

Дата: 26.12.2020

Номер свидетельства: 568611

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) "М.Ю. Лермонтов "
    ["seo_title"] => string(15) "m-iu-liermontov"
    ["file_id"] => string(6) "178317"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424801454"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства