Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "Добро и зло в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита".»
Тема: Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Методическая цель: Развитие познавательной активности обучающихся.
Дидактические цели урока:
Образовательные:
1.Определить функция Князя Тьмы в романе; понять, за что наказывает людей Воланд;
2.Развивать умение видеть тему, проблему, конфликт произведения;
3.Воспитывать чувство справедливости, понимания, сострадания, любви и заботы.
Воспитательные:
1. Воспитание интереса к изучению творчества М. А. Булгакова, пробудить интерес к роману, воспитание внимательного читателя, любви к родному языку и литературе; воспитание чуткого, бережного отношения к слову, к народным истокам, культуре.
2.Формирование личности, способной ориентироваться в социокультурном пространстве: готовность к самостоятельному духовному освоению художественных ценностей.
3.Привить интерес к избранной профессии, воспитать у обучающихся ответственность к делу, интерес к дисциплине.
Развивающие:
1. Развитие коммуникативных, исследовательских компетенций, творческое саморазвитие, возможность реализовать себя в разных видах деятельности.
2. Развитие памяти, речи, умение выделять главное, обобщать, систематизировать материал, логически мыслить, рассуждать, стремление повышать профессиональный уровень.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы и приемы:слово учителя, беседа, монологический ответ, проблемные вопросы и задания, эвристический метод, метод творческого чтения.
Средства обучения: презентация, текст художественного произведения, конспект, портрет М. А. Булгакова,
Межпредметные связи: история, религия, русский язык
Ход урока
1.Организационный момент (1-2 минуты): приветствие, подготовка обучающихся к уроку, рапорт дежурного.
2. Сообщение целей и определение темы занятия ( 1-2 минуты ) (На экране)
Преподавательрусского языка и литературы:
Цель урока: Определить функция Князя Тьмы в романе; понять, за что наказывает людей Воланд; развивать умение видеть тему, проблему, конфликт произведения; воспитывать чувство справедливости, понимания, сострадания, любви и заботы.
(На экране)
Преподавательрусского языка и литературы: (3 мин.)
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня на заключительном уроке, посвященном одному из замечательных, волнующих, проблемных произведений М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Сегодняшний урок я начну со следующих строк:
Кто призывает нас к смиренью и любви,
А кто нас искушает, исполняя все мечты?
Мы часто задаем себе вопрос: «Кто прав, кто виноват?»
Вдруг зазвенит клинков торжественный набат!
Но верю, нас рассудит лишь одно.
Сойдутся вновь…
(преподаватель делает паузу и даёт понять, что обучающимся нужно продолжить мысль)
Добро и зло.
Преподавательрусского языка и литературы:
Ребята, вы, наверное, уже догадались о чем пойдет речь на уроке? Определите пожалуйста тему.
Обучающиеся определяют тему урока, записывают в тетрадь:
«Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».
Преподавательрусского языка и литературы:
Давайте обратимся к эпиграфам, который вы видите: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». (На экране)
Сколько лет М. А. Булгаков писал роман «Мастер и Маргарита»? (12 лет)
Почему данный роман называют «закатным романом»? (Потому что это последний роман М. А. Булгакова, который умирая, его дописывал).
На какие три сюжетные линии можно разделить роман? ( Библейские главы, московские главы, любовные главы) - В каких временных пластах происходит действие романа? ( I век нашей эры, город Ершалаим, Москва 30-х годов).
Почему данное произведение имеет композицию «роман в романе»?
3. Основная часть урока. (20 мин.)
Преподаватель русского языка и литературы:
Очень хорошо. А теперь непосредственно обратимся к теме нашего урока.
Назовите мне пожалуйста имена главных героев. (Мастер, Маргарита, Воланд, Коровьев, Азазело, Гела, Кот-Бегемот, Понтий Пилат, Иешуа Га-Ноцри, Иван Бездомный).
Преподаватель русского языка и литературы: Центральный для понимания этой проблемы является, конечно же, образ Воланда. Воланд – это Сатана. Какие традиционные функции в образе Воланда мы можем отметить?
Преподаватель русского языка и литературы: А в романе Булгакова каким предстает перед нами Сатана? Действительно ли в нём воплощено зло? А что если Воланд — это положительный герой? Разберемся в этих вопросах сегодня вместе.
Чтобы понять, воплощением доброго или злого начала является Воланд, обратимся к эпиграфу.
…Так кто ж ты,
наконец?
- Я – часть той силы,
что вечно хочет зла и вечно
совершает благо.
Преподаватель русского языка и литературы:Однозначен ли образ князя сатаны в эпиграфе романа?
Обучающиеся: Образ нечистой силы в романе далеко неоднозначен. На это автор указывает уже с самого начала в эпиграфе к произведению.
Преподаватель русского языка и литературы:С какой целью прилетел в Москву Сатана?
Обучающиеся: Цель визита Воланда в Москву заключается не только в желании убедиться в том, что время не меняет людей, но и исполнить роль судьи, который несет справедливость и каждому по заслугам».
Преподаватель русского языка и литературы:Поговорим о моментах проявления зла и добра в романе.
Какие образы и моменты романа мы можем отметить, когда явно видно проявление доброты к людям?
Обучающиеся:Маргарита. Она разгромила квартиру Латунского, но мстит она не за себя, и пыл её тут же утихает, когда она видит испуганного ребёнка. Маргарита доброжелательна ко всем . Она всех воспринимает положительно, все ей нравятся, кажутся хорошими, даже Азазелло. И этим она похожа на Иешуа и на Мастера.
Мастер — человек талантливый, но крайне непрактичный, наивный, робкий в житейских делах. В свой роман он вкладывает всю душу, и когда оказывается, что труд его никому не нужен, за исключением одной лишь Маргариты, что он вызывает почему-то лишь озлобление и нападки критиков, для Мастера жизнь теряет всякий смысл. Мастер прощает Понтия Пилата–своего героя и дарит ему свободу.
Иешуа - он совершил величайшее чудо: дал место в своей душе человеку, который угрожает его жизни, может стать его палачом, — он его полюбил! И что-то повернулось в душе Пилата.
Преподаватель русского языка и литературы: отметим, тех, кто является воплощением злых начал в романе.
Обучающиеся: Образы проявления зла – Москвичи, Понтий. В обществе, в той Москве, которую изображает писатель, царствуют подлецы и ничтожества, лицемеры и приспособленцы: Никаноры Ивановичи, Алоизии Могарычи, Андрии Фокичи, Варенухи и Лиходеевы — они лгут, воруют, берут взятки, и до тех пор, пока не сталкиваются с подручными сатаны, им это вполне удаётся. Алоизий Могарыч, написавший донос на Мастера, вселяется в его квартиру. Стёпа Лиходеев, дурак и пьяница, благополучнейше работает директором Варьете. Никанор Иванович, представитель столь нелюбимого Булгаковым племени домкомов, прописывает за деньги и благоденствует.
Преподаватель русского языка и литературы:Как вы думаете, в чем отличие злых москвичей от злого Понтия?
Обучающиеся:Москвичи вызывают лишь отвращение. Пилат же вызывает сочувствие. Он одинок, у него нет ни одного близкого человека в мире, кроме Банги, любимой собаки. Он ожесточился, потому что за всю жизнь свою он видел лишь торжествующее зло, лишь жестокость, лишь эгоистическую борьбу людей-зверей друг с другом; он видел, что в мире торжествует грубая сила — его сердце очерствело.
Преподаватель русского языка и литературы: Кого и за что наказывает Воланд?
Обучающиеся: Воланд наказывает людей за их пороки.
Преподаватель русского языка и литературы: Давайте с вами вспомним за что и кого наказывает Воланд. ( На экране)
Преподаватель русского языка и литературы:
Воланд — дьявол и, кажется, как злой дух, должен только разрушать и наказывать, а он еще и награждает — и это одна из загадок романа.
Как вы думаете, почему Князь Тьмы совершает в романе Булгакова не только злые, но и добрые поступки?
Обучающиеся: Воланд в романе – прежде всего, исследователь. Он изучает реальный мир, цель его – узнать, изменились ли люди в Москве. С позиции наблюдателя Воланд не вмешивается в естественный ход событий, не устраивает революции и не утверждает царства справедливости на земле. Все московские безобразия происходят объединенными усилиями многих людей, свита же Воланда лишь провоцирует их.
Преподаватель русского языка и литературы: А теперь давайте-ка посмотрим на поступки Воланда вживую. (Сценка) 5-7мин.
Закрепление полученных знания
Угадай, чьи это слова?
«Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит» (Воланд)
« Я верую! .. Что – то произойдет! Не может не произойти, потому что за что же, в самом деле, мне послана пожизненная мука? Сознаюсь в том, что я лгала и обманывала и жила тайной жизнью, скрытой от людей, но все же нельзя за это наказывать так жестоко…». (Маргарита)
« … всякая власть является насилием над людьми, и … настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой - либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». (Иешуа)
«Статьи не прекращались. Над первыми из них я смеялся: второй стадией была стадия удивления». (Мастер)
"Среди гостей будут различные: Если кто-нибудь не понравится, Вы, конечно, не выразите этого на своём лице" (Коровьев)
" Боги! Боги! За что вы наказываете меня?!" (Понтий Пилат)
«Ты не всемогущий бог. Ты чёрный бог. Проклинаю тебя, бог разбойников, их покровитель и душа!» (Левий Матвей)
«Простите, не поверю, этого быть не может. Рукописи не горят…» (Воланд)
Итоговая часть занятия. (7 мин.)
Преподаватель русского языка и литературы:Ответим на главные вопросы нашей сегодняшней беседы. Что такое добро, по Булгакову?
Обучающиеся: Добро — это любовь, это способность дать место в своей душе другому человеку, чем-то пожертвовать ради него, помочь ему. Добро – это еще и милосердие.“Все люди добрые” — это символ веры и самого писателя, во всяком случае, то, во что он хотел бы верить. Он хочет верить в силу добра, силу милосердия, силу любви. Он не верит в обличения.
Преподаватель русского языка и литературы:А что такое зло по Булгакову?
Обучающиеся:Зло, по Булгакову, не в имеющих власть, не в правительстве, не в том или ином социальном устройстве, а в людях, в душе самого человека. Зло состоит в том, что люди слабы, ничтожны, трусливы, что они “не совсем люди, не совсем души”. Такие люди не могут быть счастливыми по определению.
Преподаватель русского языка и литературы:Как вы думаете, можно ли победить зло?
Обучающиеся: Зло можно победить лишь справедливостью. Окончательное добро могут внести в мир лишь любовь и милосердие.
Преподаватель русского языкаи литературы: Вы правы, ребята. Тема добра и зла останется для человечества вечной навсегда. И только сам человек сможет победить в себе зло. Нужно жить справедливо, быть сильным душой, добрым сердцем. Вот чему учит нас роман «Мастер и Маргарита».
Вывод: У Булгакова Воланд олицетворяет судьбу, карающую Берлиоза, Сокова и других, преступающих нормы христианской морали. Это первый дьявол в мировой литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа. Можно сказать, что Воланд – вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра. (возвращаемся к эпиграфам)