kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе "Добро и зло в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заключительный урок по произведению М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "Добро и зло в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита".»


Тема: Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Методическая цель: Развитие познавательной активности обучающихся.

Дидактические цели урока:

Образовательные:

1.Определить функция Князя Тьмы  в романе; понять, за что наказывает людей Воланд;

2.Развивать умение видеть тему, проблему, конфликт произведения;

3.Воспитывать чувство справедливости, понимания, сострадания, любви и заботы.

Воспитательные:

1. Воспитание интереса к изучению творчества М. А. Булгакова, пробудить интерес к роману, воспитание внимательного читателя, любви к родному языку и литературе; воспитание чуткого, бережного отношения к слову, к народным истокам, культуре.

2.Формирование личности, способной ориентироваться в социокультурном пространстве: готовность к самостоятельному духовному освоению художественных ценностей.

3.Привить интерес к избранной профессии, воспитать у обучающихся ответственность к делу, интерес к дисциплине.

Развивающие:

1. Развитие коммуникативных, исследовательских компетенций, творческое саморазвитие, возможность реализовать себя в разных видах деятельности.

2. Развитие памяти, речи, умение выделять главное, обобщать, систематизировать материал, логически мыслить, рассуждать, стремление повышать профессиональный уровень.


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. 

Методы и приемы: слово учителя, беседа, монологический ответ, проблемные вопросы и задания, эвристический метод, метод творческого чтения.

Средства обучения: презентация, текст художественного произведения, конспект, портрет М. А. Булгакова,

Межпредметные связи: история, религия, русский язык



Ход урока

1.Организационный момент (1-2 минуты): приветствие, подготовка обучающихся к уроку, рапорт дежурного.

2. Сообщение целей и определение темы занятия ( 1-2 минуты ) (На экране)

Преподаватель русского языка и литературы:

Цель урока: Определить функция Князя Тьмы в романе; понять, за что наказывает людей Воланд; развивать умение видеть тему, проблему, конфликт произведения; воспитывать чувство справедливости, понимания, сострадания, любви и заботы.

(На экране)

Преподаватель русского языка и литературы: (3 мин.)

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня на заключительном уроке, посвященном одному из замечательных, волнующих, проблемных произведений М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Сегодняшний урок я начну со следующих строк:

Кто призывает нас к смиренью и любви,

А кто нас искушает, исполняя все мечты?

Мы часто задаем себе вопрос: «Кто прав, кто виноват?»

Вдруг зазвенит клинков торжественный набат!

Но верю, нас рассудит лишь одно.

Сойдутся вновь…

(преподаватель делает паузу и даёт понять, что обучающимся нужно продолжить мысль)

Добро и зло.

Преподаватель русского языка и литературы:

Ребята, вы, наверное, уже догадались о чем пойдет речь на уроке? Определите пожалуйста тему.

Обучающиеся определяют тему урока, записывают в тетрадь:

«Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».


Преподаватель русского языка и литературы:

Давайте обратимся к эпиграфам, который вы видите: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». (На экране)


3.Актуализация опорных знаний обучающихся (5 минут)

Преподаватель русского языка и литературы:

А теперь вспомним немного историю романа.

  • Сколько лет М. А. Булгаков писал роман «Мастер и Маргарита»? (12 лет)

  • Почему данный роман называют «закатным романом»? (Потому что это последний роман М. А. Булгакова, который умирая, его дописывал).

  • На какие три сюжетные линии можно разделить роман? ( Библейские главы, московские главы, любовные главы) - В каких временных пластах происходит действие романа? ( I век нашей эры, город Ершалаим, Москва 30-х годов).

  • Почему данное произведение имеет композицию «роман в романе»?



3. Основная часть урока. (20 мин.)

Преподаватель русского языка и литературы:

Очень хорошо. А теперь непосредственно обратимся к теме нашего урока.

Назовите мне пожалуйста имена главных героев. (Мастер, Маргарита, Воланд, Коровьев, Азазело, Гела, Кот-Бегемот, Понтий Пилат, Иешуа Га-Ноцри, Иван Бездомный).

Преподаватель русского языка и литературы: Центральный для понимания этой проблемы является, конечно же, образ Воланда. Воланд – это Сатана. Какие традиционные функции в образе Воланда мы можем отметить?

Обучающиеся:  Дьявол, сатана, князь тьмы, дух зла, повелитель теней, властелин зла.


Преподаватель русского языка и литературы: А в романе Булгакова каким предстает перед нами Сатана? Действительно ли в нём воплощено зло? А что если Воланд — это положительный герой? Разберемся в этих вопросах сегодня вместе.

Чтобы понять, воплощением доброго или злого начала является Воланд, обратимся к эпиграфу.

Так кто ж ты,

наконец?

- Я – часть той силы,

что вечно хочет зла и вечно

совершает благо.

Преподаватель русского языка и литературы: Однозначен ли образ князя сатаны в эпиграфе романа?


Обучающиеся: Образ нечистой силы в романе далеко неоднозначен. На это автор указывает уже с самого начала в эпиграфе к произведению.


Преподаватель русского языка и литературы: С какой целью прилетел в Москву Сатана?


Обучающиеся: Цель визита Воланда в Москву заключается не только в желании убедиться в том, что время не меняет людей, но и исполнить роль судьи, который несет справедливость и каждому по заслугам».


Преподаватель русского языка и литературы: Поговорим о моментах проявления зла и добра в романе.

Какие образы и моменты романа мы можем отметить, когда явно видно проявление доброты к людям?


Обучающиеся: Маргарита. Она разгромила квартиру Латунского, но мстит она не за себя, и пыл её тут же утихает, когда она видит испуганного ребёнка. Маргарита доброжелательна ко всем . Она всех воспринимает положительно, все ей нравятся, кажутся хорошими, даже Азазелло. И этим она похожа на Иешуа и на Мастера.

Мастер — человек талантливый, но крайне непрактичный, наивный, робкий в житейских делах. В свой роман он вкладывает всю душу, и когда оказывается, что труд его никому не нужен, за исключением одной лишь Маргариты, что он вызывает почему-то лишь озлобление и нападки критиков, для Мастера жизнь теряет всякий смысл. Мастер прощает Понтия Пилата–своего героя и дарит ему свободу.

Иешуа - он совершил величайшее чудо: дал место в своей душе человеку, который угрожает его жизни, может стать его палачом, — он его полюбил! И что-то повернулось в душе Пилата.


Преподаватель русского языка и литературы: отметим, тех, кто является воплощением злых начал в романе. 


Обучающиеся: Образы проявления зла – Москвичи, Понтий. В обществе, в той Москве, которую изображает писатель, царствуют подлецы и ничтожества, лицемеры и приспособленцы: Никаноры Ивановичи, Алоизии Могарычи, Андрии Фокичи, Варенухи и Лиходеевы — они лгут, воруют, берут взятки, и до тех пор, пока не сталкиваются с подручными сатаны, им это вполне удаётся. Алоизий Могарыч, написавший донос на Мастера, вселяется в его квартиру. Стёпа Лиходеев, дурак и пьяница, благополучнейше работает директором Варьете. Никанор Иванович, представитель столь нелюбимого Булгаковым племени домкомов, прописывает за деньги и благоденствует.


Преподаватель русского языка и литературы: Как вы думаете, в чем отличие злых москвичей от злого Понтия?


Обучающиеся: Москвичи вызывают лишь отвращение. Пилат же вызывает сочувствие. Он одинок, у него нет ни одного близкого человека в мире, кроме Банги, любимой собаки. Он ожесточился, потому что за всю жизнь свою он видел лишь торжествующее зло, лишь жестокость, лишь эгоистическую борьбу людей-зверей друг с другом; он видел, что в мире торжествует грубая сила — его сердце очерствело.

Преподаватель русского языка и литературы: Кого и за что наказывает Воланд?

Обучающиеся: Воланд наказывает людей за их пороки.

Преподаватель русского языка и литературы: Давайте с вами вспомним за что и кого наказывает Воланд. ( На экране)

Преподаватель русского языка и литературы:

Воланд — дьявол и, кажется, как злой дух, должен только разрушать и наказывать, а он еще и награждает — и это одна из загадок романа.

 Как вы думаете, почему Князь Тьмы совершает в романе Булгакова не только злые, но и добрые поступки?


Обучающиеся: Воланд в романе – прежде всего, исследователь. Он изучает реальный мир, цель его – узнать, изменились ли люди в Москве. С позиции наблюдателя Воланд не вмешивается в естественный ход событий, не устраивает революции и не утверждает царства справедливости на земле. Все московские безобразия происходят объединенными усилиями многих людей, свита же Воланда лишь провоцирует их.


Преподаватель русского языка и литературы: А теперь давайте-ка посмотрим на поступки Воланда вживую. (Сценка) 5-7мин.

  1. Закрепление полученных знания

Угадай, чьи это слова?

  1. «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит» (Воланд)

  2. « Я верую! .. Что – то произойдет! Не может не произойти, потому что за что же, в самом деле, мне послана пожизненная мука? Сознаюсь в том, что я лгала и обманывала и жила тайной жизнью, скрытой от людей, но все же нельзя за это наказывать так жестоко…». (Маргарита)

  3. « … всякая власть является насилием над людьми, и … настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой - либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». (Иешуа)

  4. «Статьи не прекращались. Над первыми из них я смеялся: второй стадией была стадия удивления». (Мастер)

  5. «Протестую! Достоевский бессмертен». (Кот-Бегемот)

  6. "Среди гостей будут различные: Если кто-нибудь не понравится, Вы, конечно, не выразите этого на своём лице" (Коровьев)

  7. " Боги! Боги! За что вы наказываете меня?!" (Понтий Пилат)

  8. «Ты не всемогущий бог. Ты чёрный бог. Проклинаю тебя, бог разбойников, их покровитель и душа!» (Левий Матвей)

  9. «Простите, не поверю, этого быть не может. Рукописи не горят…» (Воланд)

  1. Итоговая часть занятия. (7 мин.)


Преподаватель русского языка и литературы: Ответим на главные вопросы нашей сегодняшней беседы. Что такое добро, по Булгакову?


Обучающиеся: Добро — это любовь, это способность дать место в своей душе другому человеку, чем-то пожертвовать ради него, помочь ему. Добро – это еще и милосердие.“Все люди добрые” — это символ веры и самого писателя, во всяком случае, то, во что он хотел бы верить. Он хочет верить в силу добра, силу милосердия, силу любви. Он не верит в обличения.


Преподаватель русского языка и литературы: А что такое зло по Булгакову?


Обучающиеся: Зло, по Булгакову, не в имеющих власть, не в правительстве, не в том или ином социальном устройстве, а в людях, в душе самого человека. Зло состоит в том, что люди слабы, ничтожны, трусливы, что они “не совсем люди, не совсем души”. Такие люди не могут быть счастливыми по определению.


Преподаватель русского языка и литературы: Как вы думаете, можно ли победить зло?


Обучающиеся: Зло можно победить лишь справедливостью. Окончательное добро могут внести в мир лишь любовь и милосердие.


Преподаватель русского языка и литературы: Вы правы, ребята. Тема добра и зла останется для человечества вечной навсегда. И только сам человек сможет победить в себе зло. Нужно жить справедливо, быть сильным душой, добрым сердцем. Вот чему учит нас роман «Мастер и Маргарита».

Вывод: У Булгакова Воланд олицетворяет судьбу, карающую Берлиоза, Сокова и других, преступающих нормы христианской морали. Это первый дьявол в мировой литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа. Можно сказать, что Воланд – вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра. (возвращаемся к эпиграфам)

Подведение итогов урока, выставление комментируемых оценок.


  1. Домашнее задание: (1-2 мин.) Написать сочинение-рассуждение «Чего больше в 21 веке, дора или зла?»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока по литературе "Добро и зло в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита".

Автор: Брускевцева Ирина Сергеевна

Дата: 12.12.2016

Номер свидетельства: 368862


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства