Конспект урока на тему "Подготовка к домашнему сочинению-допуску по творчеству И.А.Бунина."
Конспект урока на тему "Подготовка к домашнему сочинению-допуску по творчеству И.А.Бунина."
Урок, предлагаемый Вашему вниманию, является одной из ступенек подготовки учащихся к итоговому сочинению. Данный урок проведён после изучения творчества И.А.Бунина. Работа организована по первому направлению «Разум и чувства». В ходе урока рассмотрены три темы, подобраны литературные аргументы, написаны тезисы. Дома ученики должны завершить начатую на уроке работу и написать сочинение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Подготовка к домашнему сочинению-допуску по творчеству И.А.Бунина."»
Тема урока: Подготовка к домашнему сочинению-допуску по творчеству И.А.Бунина.
Цели урока:
Обучающая:
обобщить знания по теме «Итоговое сочинение»: требования к сочинению-допуску, критерии оценивания,
научить писать сочинение-допуск,
научить самостоятельно конструировать свои знания, излагать мысли устно и письменно, систематизировать свои знания, аргументированно доказывать свою точку зрения.
Воспитательные:
воспитать вдумчивого и внимательного читателя,
воспитывать у учащихся творческие способности, способствовать развитию логического мышления, устной монологической, диалогической речи;
воспитывать нравственные и этические качества посредством анализа произведений И.А.Бунина
Развивающая:
развивать познавательные навыки учащихся,
развивать критическое и творческое мышления,
развивать умение учащихся увидеть, сформулировать и решить проблему.
Ход урока
I. Введение в тему...
Приём «Извлеки информацию»
Итоговое сочинение... Итоговое! Что стоит за этим словом?
Страшно? Страшно и Вам, и мне. Но мы с вами вспомним пословицу «Не боги горшки обжигают» и возьмём её в качестве руководства к действию. Вперёд!
Задание 1:
1) Прочитайте темы, которые я предлагаю вам для написания сочинения:
1. Что правит миром – разум или чувства?
2. Стихия чувств и холод разума...
3. Можно ли достичь счастья, если слушать голос разума?
Что их объединяет? (Все они относятся к первому направлению)
Посмотрите на слайд. Продолжите начатый мною ряд:
«Тёмные...»
«Чистый...»
«Солнечный ....»
Почему именно эти существительные вы добавили к данным прилагательным?
Творчество какого писателя поможет нам написать сочинение?
Обратите внимание на прилагательные, которые легли в основу названий рассказов И.А.Бунина.
Как вы думаете, с каким словом их можно связать: со словом «разум» или со словом «чувства»?
А теперь ещё раз прочитайте темы сочинений и выберите одну из них.
Аргументируйте свой ответ.
II. Обсуждение и выбор темы сочинения по направлению «Разум и чувства». Объединение в группы (по выбранной теме). Заполнение таблицы «Тезис + аргументация»
анализ формулировки темы и постановка задачи по её раскрытию;
вычленение опорных слов темы, анализ их смысла и взаимосвязей.
Тема 1 - «Что правит миром – разум или чувства?»
МИР
РАЗУМ ? ЧУВСТВА
Как вы понимаете смысл этого вопроса?
Может ли миром управлять разум? Почему?
А чувства?
Давайте обратимся к рассказу И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Что символизирует разум господина? (разум, в данном случае, - это бездуховность, подчинение всей жизни человека служению «золотому тельцу», что является преступлением перед самим собой)
Какие приемы использует Бунин, чтобы осудить бездуховное существование «господина из С.-Ф.»?
К каким выводам подводит нас писатель? (мир хрупок, поэтому смысл жизни не в приобретении богатства, разум должен быть направлен на что-то важное в духовном смысле).
Запишите выводы в форме тезиса в таблицу «Тезис + аргументация»
Тема 1 - «Что правит миром – разум или чувства?»
Произведение И.А.Бунина
тезис
«Господин из Сан-Франциско»
Бездуховна жизнь человека, в которой всё подчинено разуму (служению «золотому тельцу»), в которой нет места чувствам. Человек не должен забывать о том, что мир хрупок, как стекло, и прекрасен, и им должны управлять не только разум, но и чувства.
Может ли человек, подчинённый законам разума, чувствовать и ощущать полноту жизни, счастье, радость?
В каком из рассказов Бунина, на ваш взгляд, наиболее полно раскрывается власть чувства? Почему? Запишите название этого (этих) рассказа в первый столбик таблицы.
Запишите тезис, который вы будете доказывать, во второй столбик.
Произведение И.А.Бунина
тезис
«Солнечный удар»//
«Чистый понедельник//
«Тёмные аллеи»
Однозначного ответа на данный вопрос дать нельзя: всё в мире взаимосвязано, и выбор между разумом и чувством глупо. Это подобно выбору между отцом и матерью, между небом и землей, между пищей и водой: и то, и другое человеку необходимо!
Задание тем ученикам, которые выбрали тему 1:
Напишите вступление к данной теме
Тема 2 – «Стихия чувств и холод разума...»
Приём «Слово-магнит»
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова «стихия» и «холод»? Запишите ассоциативный ряд.
[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку "Работа с надписями".]
СТИХИЯ
ХОЛОД
ОГОНЬПРОХЛАДА
ВЕТЕРНЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬЗИМА ОХЛАЖДЕНИЕ
БУРЯБЕЗРАССУДНОСТЬ ЛЁД РАВНОДУШИЕ
БЕДСТВИЕСТУЖА
Почему же мы говорим «стихия чувств» и «холод разума»? Как вы понимаете смысл этих словосочетаний, исходя из того ассоциативного ряда, который мы с вами построили?
Раскрывается ли «стихия чувств» в произведениях И.А.Бунина? Если да, то в каких?
Встречается ли «холод разума» в рассказах писателя?
Только ли в рассказе «Господин из Сан-Франциско» автор описывает человека, подчинившего свою жизнь разуму?
Сформулируйте мысль, которую будете доказывать, и запишите её в таблицу
Тема 2 - «Стихия чувств и холод разума...»
Произведение И.А.Бунина
тезис
«Господин из Сан-Франциско»
Человек, который всю жизнь испытывал «холод разума», никогда не сможет окунуться в мир страстей, в «стихию чувств». А если это вдруг и произойдет, то он сгорит в этом огне чувств.
«Солнечный удар»
Воссоединение душ, охваченных «стихией чувств», мгновенно, это вспышка молнии, которая приходит внезапно и так же внезапно уходит. И «холод разума» в такие минуты бессилен: ему не охладить вспыхнувшие на мгновение чувства... Однако потом наступает его власть...
Задание тем ученикам, которые выбрали тему 2:
Напишите вступление к данной теме
Тема 3 – «Можно ли достичь счастья, если слушать голос разума?»
Прием «Брошенный камень»
Что, по-вашему, счастье? Пусть каждый из вас запишет по одному слову, которое возникает в голове при мысли о счастье.
Проверим:
СЧАСТЬЕ (ассоциации детей)
Любовь
Радость
Мир
Семья
Смех
Успех
Свобода
Лёгкость
Здоровье
Пусть каждый из вас запишет по одному слову или словосочетанию, которое возникает в голове при мысли о любви.
Проверим:
ЛЮБОВЬ (ассоциации детей)
Любимая (любимый)
Взаимность
Нежность
Забота
Искренность
Самопожертвование
Счастье
А теперь давайте продолжим нашу работу с опорой на рассказы И.А.Бунина.
ЛЮБОВЬ(ассоциации, связанные с творчеством Бунина)
Потрясение на всю жизнь
Обида
Кратковременная вспышка
Воспоминания
Великое счастье и трагедия
Страсть
По мнению Бунина, любовь – это трагедия, которая переворачивает, сминает жизнь, это «краткий гость на земле».
Опираясь на произведения И.А.Бунина, ответьте на вопрос: можно ли достичь счастья, если прислушиваться к голосу разума?
Заполните таблицу
Тема 3 - «Можно ли достичь счастья, если слушать голос разума?»
Произведение И.А.Бунина
тезис
«Господин из Сан-Франциско»
В мире, где всё подчинено разуму, где правит бездуховность, где мир алчен и жесток, счастья быть не может: чувства уходят на второй план. Главное для «людей разума» – все просчитать, всё взвесить, чтобы стать еще богаче, еще знаменитее... Для счастья места нет в мире расчета и рационализма...
«Солнечный удар»
К сожалению, счастья можно не достичь, даже если не прислушиваешься к голосу разума, даже если отдался чувству, ни о чём не задумываясь...
III. Домашнее задание
1) Напишите сочинение на выбранную вами тему.
2) Оцените качество главной (основной) части вашего сочинения, ответив на вопросы:
Решаются ли в главной части сочинения проблемы, поставленные во вступлении?
Сформулирована ли в главной части сочинения его главная мысль?
Является ли главная часть сочинения доказательством его главной мысли?
Можно ли выделить в главной части сочинения смысловые фрагменты, отражающие разные аспекты доказательства его главной мысли?
Логично ли расположение этих смысловых фрагментов в главной части? Логичен ли переход от одной мысли к другой?
Логичны ли рассуждения внутри смысловых фрагментов: тезис, доказательство, примеры, вывод?
Соразмерен ли объем главной части вступлению и заключению?
Связана ли аргументация в смысловых фрагментах с темой сочинения, системой персонажей, проблематикой произведения и т. д.?