kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Подготовка к домашнему сочинению-допуску по творчеству И.А.Бунина."

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Урок, предлагаемый Вашему вниманию, является одной из ступенек подготовки учащихся к итоговому сочинению. Данный урок проведён после изучения творчества И.А.Бунина.  Работа организована по первому направлению «Разум и чувства». В ходе урока рассмотрены три темы, подобраны литературные аргументы, написаны тезисы. Дома ученики должны завершить начатую на уроке работу и написать сочинение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Подготовка к домашнему сочинению-допуску по творчеству И.А.Бунина."»

Тема урока: Подготовка к домашнему сочинению-допуску по творчеству И.А.Бунина.

Цели урока:

Обучающая:

  • обобщить знания по теме «Итоговое сочинение»: требования к сочинению-допуску, критерии оценивания,

  • научить писать сочинение-допуск,

  • научить самостоятельно конструировать свои знания, излагать мысли устно и письменно, систематизировать свои знания, аргументированно доказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • воспитать вдумчивого и внимательного читателя,

  • воспитывать у учащихся творческие способности, способствовать развитию логического мышления, устной монологической, диалогической речи;

  • воспитывать нравственные и этические качества посредством анализа произведений И.А.Бунина

Развивающая:

  • развивать познавательные навыки учащихся,

  • развивать критическое и творческое мышления,

  • развивать умение учащихся увидеть, сформулировать и решить проблему.

Ход урока

I. Введение в тему...

Приём «Извлеки информацию»

  • Итоговое сочинение... Итоговое! Что стоит за этим словом?

  • Страшно? Страшно и Вам, и мне. Но мы с вами вспомним пословицу «Не боги горшки обжигают» и возьмём её в качестве руководства к действию. Вперёд!

Задание 1:

1) Прочитайте темы, которые я предлагаю вам для написания сочинения:

1. Что правит миром – разум или чувства?

2. Стихия чувств и холод разума...

3. Можно ли достичь счастья, если слушать голос разума?






  • Что их объединяет? (Все они относятся к первому направлению)

  • Посмотрите на слайд. Продолжите начатый мною ряд:

«Тёмные...»

«Чистый...»

«Солнечный ....»









  • Почему именно эти существительные вы добавили к данным прилагательным?

  • Творчество какого писателя поможет нам написать сочинение?

  • Обратите внимание на прилагательные, которые легли в основу названий рассказов И.А.Бунина.

  • Как вы думаете, с каким словом их можно связать: со словом «разум» или со словом «чувства»?

  • А теперь ещё раз прочитайте темы сочинений и выберите одну из них.

  • Аргументируйте свой ответ.


II. Обсуждение и выбор темы сочинения по направлению «Разум и чувства». Объединение в группы (по выбранной теме). Заполнение таблицы «Тезис + аргументация»

  • анализ формулировки темы и постановка задачи по её раскрытию;

  • вычленение опорных слов темы, анализ их смысла и взаимосвязей.

Тема 1 - «Что правит миром – разум или чувства?»

МИР

РАЗУМ ? ЧУВСТВА

  • Как вы понимаете смысл этого вопроса?

  • Может ли миром управлять разум? Почему?

  • А чувства?

  • Давайте обратимся к рассказу И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

  • Что символизирует разум господина? (разум, в данном случае, - это бездуховность, подчинение всей жизни человека служению «золотому тельцу», что является преступлением перед самим собой)

  • Какие приемы использует Бунин, чтобы осудить бездуховное существование «господина из С.-Ф.»?

  • К каким выводам подводит нас писатель? (мир хрупок, поэтому смысл жизни не в приобретении богатства, разум должен быть направлен на что-то важное в духовном смысле).

  • Запишите выводы в форме тезиса в таблицу «Тезис + аргументация»

Тема 1 - «Что правит миром – разум или чувства?»

Произведение И.А.Бунина

тезис

«Господин из Сан-Франциско»

Бездуховна жизнь человека, в которой всё подчинено разуму (служению «золотому тельцу»), в которой нет места чувствам. Человек не должен забывать о том, что мир хрупок, как стекло, и прекрасен, и им должны управлять не только разум, но и чувства.


  • Может ли человек, подчинённый законам разума, чувствовать и ощущать полноту жизни, счастье, радость?

  • В каком из рассказов Бунина, на ваш взгляд, наиболее полно раскрывается власть чувства? Почему? Запишите название этого (этих) рассказа в первый столбик таблицы.

  • Запишите тезис, который вы будете доказывать, во второй столбик.

Произведение И.А.Бунина

тезис

«Солнечный удар»//

«Чистый понедельник//

«Тёмные аллеи»

Однозначного ответа на данный вопрос дать нельзя: всё в мире взаимосвязано, и выбор между разумом и чувством глупо. Это подобно выбору между отцом и матерью, между небом и землей, между пищей и водой: и то, и другое человеку необходимо!


Задание тем ученикам, которые выбрали тему 1:

  • Напишите вступление к данной теме


Тема 2 – «Стихия чувств и холод разума...»

Приём «Слово-магнит»

  • Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова «стихия» и «холод»? Запишите ассоциативный ряд.


[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку "Работа с надписями".]


СТИХИЯ


ХОЛОД









ОГОНЬ ПРОХЛАДА

ВЕТЕР НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ ЗИМА ОХЛАЖДЕНИЕ

БУРЯ БЕЗРАССУДНОСТЬ ЛЁД РАВНОДУШИЕ

БЕДСТВИЕ СТУЖА


  • Почему же мы говорим «стихия чувств» и «холод разума»? Как вы понимаете смысл этих словосочетаний, исходя из того ассоциативного ряда, который мы с вами построили?

  • Раскрывается ли «стихия чувств» в произведениях И.А.Бунина? Если да, то в каких?

  • Встречается ли «холод разума» в рассказах писателя?

  • Только ли в рассказе «Господин из Сан-Франциско» автор описывает человека, подчинившего свою жизнь разуму?

  • Сформулируйте мысль, которую будете доказывать, и запишите её в таблицу

Тема 2 - «Стихия чувств и холод разума...»

Произведение И.А.Бунина

тезис

«Господин из Сан-Франциско»

Человек, который всю жизнь испытывал «холод разума», никогда не сможет окунуться в мир страстей, в «стихию чувств». А если это вдруг и произойдет, то он сгорит в этом огне чувств.

«Солнечный удар»

Воссоединение душ, охваченных «стихией чувств», мгновенно, это вспышка молнии, которая приходит внезапно и так же внезапно уходит. И «холод разума» в такие минуты бессилен: ему не охладить вспыхнувшие на мгновение чувства... Однако потом наступает его власть...


Задание тем ученикам, которые выбрали тему 2:

  • Напишите вступление к данной теме


Тема 3 – «Можно ли достичь счастья, если слушать голос разума?»

Прием «Брошенный камень»

  • Что, по-вашему, счастье? Пусть каждый из вас запишет по одному слову, которое возникает в голове при мысли о счастье.

  • Проверим:

СЧАСТЬЕ (ассоциации детей)

Любовь

Радость

Мир

Семья

Смех

Успех

Свобода

Лёгкость

Здоровье

  • Пусть каждый из вас запишет по одному слову или словосочетанию, которое возникает в голове при мысли о любви.

  • Проверим:

ЛЮБОВЬ (ассоциации детей)

Любимая (любимый)

Взаимность

Нежность

Забота

Искренность

Самопожертвование

Счастье

  • А теперь давайте продолжим нашу работу с опорой на рассказы И.А.Бунина.

ЛЮБОВЬ (ассоциации, связанные с творчеством Бунина)

Потрясение на всю жизнь

Обида

Кратковременная вспышка

Воспоминания

Великое счастье и трагедия

Страсть

  • По мнению Бунина, любовь – это трагедия, которая переворачивает, сминает жизнь, это «краткий гость на земле».

  • Опираясь на произведения И.А.Бунина, ответьте на вопрос: можно ли достичь счастья, если прислушиваться к голосу разума?

  • Заполните таблицу

Тема 3 - «Можно ли достичь счастья, если слушать голос разума?»

Произведение И.А.Бунина

тезис

«Господин из Сан-Франциско»

В мире, где всё подчинено разуму, где правит бездуховность, где мир алчен и жесток, счастья быть не может: чувства уходят на второй план. Главное для «людей разума» – все просчитать, всё взвесить, чтобы стать еще богаче, еще знаменитее... Для счастья места нет в мире расчета и рационализма...

«Солнечный удар»

К сожалению, счастья можно не достичь, даже если не прислушиваешься к голосу разума, даже если отдался чувству, ни о чём не задумываясь...


III. Домашнее задание

1) Напишите сочинение на выбранную вами тему.

2) Оцените качество главной (основной) части вашего сочинения, ответив на вопросы:

  • Решаются ли в главной части сочинения проблемы, поставленные во вступлении?

  • Сформулирована ли в главной части сочинения его главная мысль?

  • Является ли главная часть сочинения доказательством его главной мысли?

  • Можно ли выделить в главной части сочинения смысловые фрагменты, отражающие разные аспекты доказательства его главной мысли?

  • Логично ли расположение этих смысловых фрагментов в главной части? Логичен ли переход от одной мысли к другой?

  • Логичны ли рассуждения внутри смысловых фрагментов: тезис, доказательство, примеры, вывод?

  • Соразмерен ли объем главной части вступлению и заключению?

  • Связана ли аргументация в смысловых фрагментах с темой сочинения, системой персонажей, проблематикой произведения и т. д.?



6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Суязова Ирина Анатольевна

Дата: 17.09.2016

Номер свидетельства: 344238


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства