kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 6 классе по творчеству А. П. Платонова (технологическая карта урока по рассказу "Корова")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "открытия новых знаний" по рассказу А. Платонова знакомит обучающихся с платоновской "идеей всеобщего братства", помогает рассмотреть образы героев со стороны главных законов человечности и природного бытия. Работа на уроке учит эмоциональному переживанию прочитанного, совершенствует навки поисково - исследовательской деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы»

Технологическая карта урока литературы

Предмет: литература

Класс: 6

Тема: «Идея всеобщего братства» и любовь к миру в рассказе А. П. Платонова «Корова»

Тип урока: «открытие новых знаний»

Оборудование:

Цели урока: 

Деятельностная

- развивать мотивацию к учебной деятельности;

- создавать условия для работы в парах;

- обучать навыкам поисково – исследовательской деятельности при анализе художественного текста, учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям;

- воспитывать духовно - развитую личность, способную к созидательной деятельности;

- формировать гуманистическое мировоззрение, гражданскую позицию, воспитывать любовь и сострадание ко всему живому

Содержательная

- познакомить учащихся с рассказом А. Платонова «Корова»,  раскрыть емкость и философичность содержания произведения, углубить представление обучающихся о платоновской «идее всеобщего братства»;

- рассмотреть образы героев со стороны главных законов человеческого и природного бытия;

- достичь понимания текста на уровне содержания, учить эмоциональному переживанию прочитанного



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА


Этапы урока

Деятель­ность

учителя

Деятель­ность учащихся

УУД

  1. 1.Мотивация к деятельности.

Приветствие обучающихся. Включение в деловой ритм.

Под звуки романса П. И Чайковского читает отрывок из поэмы

А. Толстого "Иоанн Дамаскин":

"Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды,

Благословляю я свободу

И голубые небеса!

О, если б мог всю жизнь смешать я,

Всю душу вместе с вами слить,

О, если б мог в мои объятья

Я вас, враги, друзья и братья,

И всю природу заключить! "

Предлагает

строчки из автобиографии А. П. Платонова: «…Я каждого знаю, с каждым спаяно моё сердце».


 Входят в пространство учебной деятельности.


Определяют, какой смысл вложил писатель в своё высказывание. Обращаются к фактам биографии А. Платонова.

Самоопределение (Л)

Целеполагание (Р)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Поиск и выделение информации

(П - общеучебные)


  1. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Предлагает, используя приём «Словесный ковёр», составить из начальных букв – ответов на вопросы по содержанию рассказа «Корова» основные понятия для исследовательской деятельности

Задаёт вопросы:

1. Имя главного героя рассказа «Корова». (Вася)

2. Окрас коровы. (Серый)

3. Африканская страна, которая возникала в воображении Васи при чтении книг. (Египет)

4. Кто продал телёнка на убой?

(Отец)

5. Чем были накрыты машины, перевозимые на поезде? (Брезентом)

6.Этот глагол употребляется со словами «душа», «сердце». Когда «крова потеряла телёнка», её сердце … (Щемило)

7. Река, которая волновала воображение Васи при чтении книг. (Енисей)

8. Закончи цитату: «Теперь корова ничего не…» (Ела)

9. Откуда механик следил за движением паровоза? (Будка)

10. Фамилия Васи. (Рубцов)

11. Название какого моря упоминается в рассказе7 (Аральское)

12. Сын коровы (Телёнок)

13. Сколько классов было в школе Васи? (Семь)

14. Под какой поезд попала отчаявшаяся корова? (Товарный)

15. Какие тормоза внимательно проверял Вася? (Вагонные)

16.Как называлась земляная полоса, которую запахивал отец на корове? (Отчуждения)

- Давайте прочитаем получившееся словосочетание на нашем «Словесном ковре».

_______________________________

В С Е О Б Щ Е Е

__________________________________

Б Р А Т С Т В О _______________________________


 Отвечают на вопросы, плетут «Словесный ковёр»

 Планирование учебного сотрудничества (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков

(П-логические)




  1. Выявление места и причины затруднения.

Задаёт проблемные вопросы:

- Что такое братство, всеобщее братство? Подберите синонимы к данному слову.

- С кем призывает объединиться, подружиться А. Платонов? К кому проникнуться искренней привязанностью, проявить чувства любви, сострадания?

- Как идея «всеобщего братства» отражена в рассказе «Корова»? Как платоновская идея связана с любовью к людям, природе и жизни в целом?

- Как прийти к «всеобщему братству» и гармонии?

Предлагает сформулировать и записать тему урока. Целеполагание (постановка УЗ).



Отвечают на вопросы, формулируют тему и цели урока

Формулируют, какие знания им нужно построить и чему научиться, обращаясь к рассказу А. Платонова.


Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

(П-действия постановки и решения проблем)

  1. Построение проекта выхода из затруднительной ситуации.

Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации. Предлагает составить кластер, демонстрирующий «идею всеобщего братства и гармонии» в рассказе «Корова»



Единение с беззащитной коровой


Единение Человека и техники

Единение с природой

Единение всех людей в мире

Идея «всеобщего братства» в рассказе «Корова»

















Составляют план достижения цели и исследования, определяют средства.

Обращаются к рассказу «Корова» для решения проблемы: «Как прийти к «всеобщему братству» и гармонии?»

Обосновывают гипотезы:

Братство –

содружество, дружеское единение.

Единение – сплочённость, неразрывная связь, глубокая привязанность.

Любовь к ближнему –

сердечное чувство, самоотверженная, искренняя привязанность

Гармония - характеристика прекрасного, слияние в единое органичное целое внутреннего мира с внешним, противостояние злу, хаосу, безразличию.

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Моделирование (П-общеучебные)

Формулирование проблемы (П-логические)


Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

(П – логические)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)


  1. Реализация построенного проекта

Вовлекает обучающихся в дискуссию, используя приём «Оставьте за мной последнее слово», который позволяет применить новый способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение.


Зачитывают цитаты из рассказа, записанные на карточке с указанием страницы, комментируют их. Участвуют в дискуссии, помогающей глубже раскрыть платоновскую «идею всеобщего братства и гармонии». Фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.

Анализ объектов с целью выделения признаков

(П-логическое)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)


  1. Физкультминутка

Организует обучающихся для выполнения физкультминутки


Учащиеся выполняют упражнение, проговаривая слова весёлого восьмистишия вслух:

От скрытого сравнения метафоры устали,

И с олицетворением тихонечко привстали.

Эпитет и гиперболу за руки крепко взяли,

И вместе дружно, весело из книги зашагали.

Вперёд два шага сделав, литоту повстречали,

Остановились, прыгнули и, наконец, сказали:

«Пора нам возвращаться вприскочку и вприпрыжку,

Мы славно погуляли, нас заждалась уж книжка!»

Согласованность собственных и партнёрских действий (К)

  1. Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления.

Организует работу в парах.

Предлагает исследовать эпизод (описание природы в рассказе) со слов «На дворе стояла осень» до «…он ему теперь казался кладбищем растений, которые он посадил и вывел на жизнь весной», используя приём «Ромб ассоциаций».






















Организует работу в группах, используя приём поисковой деятельности «Литературная копилка»


Группе 1 предлагает исследовать эпизод «Сочувствие Васи беззащитной корове» со слов «Корова теперь ничего не ела» до «…откуда Вася услышал её горловой голос» и выделить личностные качества животного после потери телёнка и чуткое отношение Васи к несчастной корове.

Объяснить, с какой целью А. Платонов при описании горя коровы использует глаголы в прошедшем времени.


Группе 2 предлагает исследовать эпизод «Усердие Васи в учёбе и паровозном деле» со слов «Паровоз работал с таким напряжением» до «…потом он наклонился и поглядел куда – то под паровоз» и найти примеры ответственного отношения Васи к труду, знания паровозного дела.











Чертят ромб, внутри которого записывают тему эпизода «Природа в рассказе». Слева – фразы, слова, словосочетания из текста, справа – чувства, образы, ассоциации, возникшие у них при чтении этих слов и пропущенные через призму темы.

Делают вывод: жизнь героев даётся на фоне поэтической, волнующей картины осенней природы. Пейзаж живёт одной жизнью с Васей и коровой, словно понимает людей, болеет за них душой. Умирающая к зиме природа настраивает на размышления о жизни и смерти. Устанавливают единение человека и природы.









Группа 1 исследует отрывок, находит цитаты, описывающие горе матери, заботу и чуткость Васи по отношению к ближнему.

Делают вывод: история коровы одухотворена, намагничена токами, глубоких драматических переживаний, потому что «чужого страдания не бывает» (А. Платонов)



Группа 2 исследует отрывок, находит цитаты, описывающие трудолюбие Васи.

Делают вывод: в отрывке нарисовано

единение человека с миром науки и техники. А. Платонов признавался: «Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона я любил ещё паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу…». По мнению писателя, только любовь и труд могут объединить распавшуюся вселенную, положить конец всеобщему сиротству.

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия

(П-общеучебные)

Контроль, оценка, коррекция (Р)

Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра (К)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний.

Задаёт вопрос: «Какой смысл вкладывал машинист в слова: «Он с малолетства полный человек, а у него ещё всё впереди».


Предлагает посмотреть видеоролик.

Задаёт вопросы:

- Почему для Васи корова является примером служения Родине, всем людям?

- Можно ли сказать, что Вася живёт в гармонии с природой, паровозами в родном депо, людьми?

- Когда человек и мир будут «полными»? Нужно ли для этого победить разобщение?

- Почему жизнь Васи Рубцова является символом «всеобщего братства», единения, гармонии?


Даёт задание для детей разного уровня обученности.

Предлагает обратиться к заключительным строкам рассказа – сочинению Васи (оно выразительно прозвучало в видеоролике), прочитать его ещё раз, найти черты «идеи всеобщего братства», гармонии и любви к миру и выстроить по ранжиру

(упорядочить) жизненные ценности героя. Как они совпадают с вашими жизненными приоритетами?










Смотрят видеоролик.

Отвечают на вопросы.














Работают самостоятельно. Осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном – взглядами писателя, его идеей «всеобщего братства».

Обучающиеся более высокого уровня обученности делают вывод по исследованию: в рассказе нашли отражение самые заветные идеи Платонова о великом братстве всего во Вселенной, взаимопомощи, сострадании,

о превращении «скучного», сонного мира в мир одухотворенный, звучащий - мир гармонии.

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению (Р)

Самоопределение (Л)

  1. Рефлексия деятельности

Организует рефлексию.

Уточняет, достиг ли цели каждый.




Предлагает составить поезд (вагон – карточка с названием составляющей понятий «всеобщее братство», гармония, любовь), которые соответствуют формуле жизни А. Платонова.

- А. П. Платонов знал и любил паровозы. Пусть состав поезда, собранный нами из непреходящих духовных ценностей писателя, помчится по городам и весям нашей Родины, ещё раз напоминая о творческом наследии автора и о том, что Платонов завещал нам любить друг друга, сочувствовать и сострадать ближнему, верить в неповторимую ценность каждого,

быть братьями, жить в гармонии с миром, в состоянии единения с ним.



Даёт дифференцированное домашнее задание.

1.Используя приём «Фантастическая добавка», составить небольшой текст (можно диалог): представьте, что вы разговариваете с кем – то из родителей за день до продажи любимого котёнка (собаки, хомячка, попугайчика). Что бы Вы сказали своим родителям? В чём переубедили бы их? Как увели от неверного поступка, необдуманного решения? Какие аргументы привели? Приведёте ли в качестве аргумента уроки из рассказа Платонова «Корова»?

2.Подготовить пересказ наиболее понравившегося эпизода, сопоставив его с темой урока.

3. Создать проект (индивидуально или в группе) на тему: «Как герои А. Платонова «освобождаются от внутреннего сиротства» и приходят к единению с миром?» (по прочитанным произведениям «Никита», «Корова» и др.)



Осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты.



Прикрепляют друг за другом карточки с записями, составляя паровоз Платонова из определений его «идеи всеобщего братства», гармонии и любви к миру.

В неторопливом поезде, как на страницах платоновских книг, сливаются усталость большого труда, тепло сердечного участия к простому человеку, мудрость понимания единства всего сущего на земле





Выбирают домашнее задание из предложенного материала.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К)

Рефлексия (П)

Смыслообразование (Л)








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Щёлокова Ольга Александровна

Дата: 23.05.2018

Номер свидетельства: 470792


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства