kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект по литературе на тему «Социальный контраст в стихотворении Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит разаработку конспекта урока по литературе на тему " Социальный контраст в стихотворении Н.А. Некрасова "Размышления у парадного подъезда". В нем содержится примерный ход анализа произведения и историю создания стихотворения "Размышления у парадного подъезда".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по литературе на тему «Социальный контраст в стихотворении Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»»


Конспект на тему «Социальный контраст в стихотворении Н.А. «Размышления у парадного подъезда»


Класс: 6

Цель: познакомить со стихотворением Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить с гражданской лирикой поэта, выявить характерные особенности этого вида лирики;

  2. Познакомить с историей создания стихотворения;

Развивающие:

  1. Развивать умение разграничивать автора стихотворения и лирического героя произведения;

  2. Развивать умение выразительного чтения стихотворения;

Воспитательные:

  1. Воспитывать у обучающихся сочувствие, доброту, сострадание к человеку;

  2. Прививать любовь к своей родине, гордость за свой народ.


Оборудование: текст стихотворения, портрет писателя, мультимедийная презентация, видеофайл с выразительным чтением стихотворения.


Ход урока:


  1. Организационный момент. Приветствие.


  1. Вступительное слово учителя.

− Ребята, на предыдущих уроках мы с вами говорили о судьбе великого русского писателя Н.А. Некрасова и анализировали одно из известнейших его стихотворений. Вспомните его название.

(«Железная дорога»)

− Верно. Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством поэта на материале стихотворения «Размышления у парадного подъезда». Запишите тему урока в тетрадь.

(Запись темы урока в тетрадь).


  1. Выразительное чтение стихотворения. Показ видеофрагмента.


  1. Работа с текстом.

− Ребята, какое настроение создалось у вас при просмотре видеофрагмента?

− Скажите, о чем, на ваш взгляд, это стихотворение? (О простом народе, об их страдании и угнетении).

− С вами нельзя не согласиться, молодцы.

− Вспомните, кто из русских писателей посвящал свои произведения простому народу, писал об их нелегкой трудовой жизни?

(Сергей Есенин, Лев Толстой и др.).

− Ребята, на сколько примерно частей мы можем поделить это произведение?

(Примерно на 4)

Составление плана:

  1. Торжественные дни и будни у парадного подъезда;

  2. Простой люд у подъезда;

  3. Богатство глухо к доброте;

  4. Многострадальный русский народ.

  5. История создания стихотворения.

− Сейчас я предлагаю вам послушать историю появления стихотворения. В этом нам поможет ученик(-ца) 6 … класса ….

Чтение сообщения об истории создания стихотворения.

Стихотворение, по воспоминаниям дамы сердца поэта, Авдотьи Яковлевны Панаевой, «было написано, когда Некрасов находился в хандре». Он лежал тогда целый день на диване и ничего не ел, никого не принимал к себе. Однажды утром писатель подошел к окну и увидел нелицеприятную картину: дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Довольно часто можно было видеть крестьянских людей, стоящих в непогоду, и в дождь, и в снег, терпя унижение швейцара, дворника ради того, чтобы поделиться со своей нуждой у власти имущего, попросить у него хоть какой-нибудь помощи. Что получая при этом в ответ? Оскорбления и гонение. Некрасов, наблюдавший все это, через некоторое время сочинил свое стихотворение и прочел его А.Я. Панаевой.

Стоит отметить, что поэт тщательно переработал жизненный материал, внеся темы вселенского зла, библейские ассоциации, мотивы высшего суда и возмездия, что придало стихотворению особый символический смысл.

  1. Анализ стихотворения.

− Как вы понимаете слово «рассуждение»?

(размышление – это своего рода движение мысли)

− Хорошо. Какую особенность лексики мы можем встретить в первой части произведения? (слова сниженной лексики, например, холопский недуг).

− Какое настроение преобладает в 1-ой части? (оно меняется от приподнятого к печальному).

− Какой прием художественной выразительности использован автором в 1-ой части, показывая жизнь у парадного подъезда? (Контраст)

− Очень хорошо. Проведем небольшую словарную работу, пополняя нашу лексическую кладовую.

Прожектёры – человек, увлекающийся составлением неосуществимых проектов.

Пилигрим – странник.

− Какими предстают перед нами крестьяне? Прочитайте.

− Какие чувства вызывают у вас эти строки? (жалость, сочувствие).

- Какие именно детали создают такое впечатление? (поведение. Чтение примеров из текста).

− Можно ли говорить о том, что крестьяне – это рабы, беспрекословно подчиняющиеся воле хозяина? (Да, ведь даже после того, как их прогоняют, они идут под дождем с непокрытыми головами, показывая тем самым свое почтение к власть имущему, «хозяину»).

− Ребята, каково отношение автора к служителю государеву? Какие средства выразительности использует Некрасов, создавая его образ? (автор не принимает его, не видит в нем служителя народу, каким он и должен быть. Среди средств выразительности можно назвать иронию, сарказм, метафору).


− Как вы думаете, почему «народный» вельможа умирает на чужбине? (Вероятно потому, что он очень далек от родины, от своего народа).

− Очень хорошо.

− Какое настроение преобладает в заключительной части? (Жалость, даже в некотором смысле безнадежность).

− Какое слово часто повторяется в этой части, очень ярко характеризуя положение народа? (Стонет. «Где народ, там и стон…»).

− Как вы думаете, что хотел сказать автор нам, читателям, создавая этот шедевр?

(Автор стремился пробудить в людях человеческое, сострадание, жалость и сочувствие к людям. Если человек начнет ценить и уважать окружающих, мир станет намного добрее. Проблема взаимоотношения людей, нехватки доброты очень актуальна в наше время).


  1. Рефлексия.

− Ребята, сегодня мы с вами говорили о стихотворении Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда». Какие события стали основой создания произведения? (Жизненный случай).

− Каким предстает народ в стихотворении?

− Посоветовали бы вы прочитать это стихотворение своим друзьям, родным? Почему?


  1. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворения.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Сигаева Анна Алексеевна

Дата: 07.05.2018

Номер свидетельства: 468719


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства