Конспект по литературе на тему «Социальный контраст в стихотворении Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»
Конспект по литературе на тему «Социальный контраст в стихотворении Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»
Данный материал содержит разаработку конспекта урока по литературе на тему " Социальный контраст в стихотворении Н.А. Некрасова "Размышления у парадного подъезда". В нем содержится примерный ход анализа произведения и историю создания стихотворения "Размышления у парадного подъезда".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитывать у обучающихся сочувствие, доброту, сострадание к человеку;
Прививать любовь к своей родине, гордость за свой народ.
Оборудование: текст стихотворения, портрет писателя, мультимедийная презентация, видеофайл с выразительным чтением стихотворения.
Ход урока:
Организационный момент. Приветствие.
Вступительное слово учителя.
− Ребята, на предыдущих уроках мы с вами говорили о судьбе великого русского писателя Н.А. Некрасова и анализировали одно из известнейших его стихотворений. Вспомните его название.
(«Железная дорога»)
− Верно. Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством поэта на материале стихотворения «Размышления у парадного подъезда». Запишите тему урока в тетрадь.
− Ребята, какое настроение создалось у вас при просмотре видеофрагмента?
− Скажите, о чем, на ваш взгляд, это стихотворение? (О простом народе, об их страдании и угнетении).
− С вами нельзя не согласиться, молодцы.
− Вспомните, кто из русских писателей посвящал свои произведения простому народу, писал об их нелегкой трудовой жизни?
(Сергей Есенин, Лев Толстой и др.).
− Ребята, на сколько примерно частей мы можем поделить это произведение?
(Примерно на 4)
Составление плана:
Торжественные дни и будни у парадного подъезда;
Простой люд у подъезда;
Богатство глухо к доброте;
Многострадальный русский народ.
История создания стихотворения.
− Сейчас я предлагаю вам послушать историю появления стихотворения. В этом нам поможет ученик(-ца) 6 … класса ….
Чтение сообщения об истории создания стихотворения.
Стихотворение, по воспоминаниям дамы сердца поэта, Авдотьи Яковлевны Панаевой, «было написано, когда Некрасов находился в хандре». Он лежал тогда целый день на диване и ничего не ел, никого не принимал к себе. Однажды утром писатель подошел к окну и увидел нелицеприятную картину: дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Довольно часто можно было видеть крестьянских людей, стоящих в непогоду, и в дождь, и в снег, терпя унижение швейцара, дворника ради того, чтобы поделиться со своей нуждой у власти имущего, попросить у него хоть какой-нибудь помощи. Что получая при этом в ответ? Оскорбления и гонение. Некрасов, наблюдавший все это, через некоторое время сочинил свое стихотворение и прочел его А.Я. Панаевой.
Стоит отметить, что поэт тщательно переработал жизненный материал, внеся темы вселенского зла, библейские ассоциации, мотивы высшего суда и возмездия, что придало стихотворению особый символический смысл.
Анализ стихотворения.
− Как вы понимаете слово «рассуждение»?
(размышление – это своего рода движение мысли)
− Хорошо. Какую особенность лексики мы можем встретить в первой части произведения? (слова сниженной лексики, например, холопский недуг).
− Какое настроение преобладает в 1-ой части? (оно меняется от приподнятого к печальному).
− Какой прием художественной выразительности использован автором в 1-ой части, показывая жизнь у парадного подъезда? (Контраст)
Прожектёры – человек, увлекающийся составлением неосуществимых проектов.
Пилигрим – странник.
− Какими предстают перед нами крестьяне? Прочитайте.
− Какие чувства вызывают у вас эти строки? (жалость, сочувствие).
- Какие именно детали создают такое впечатление? (поведение. Чтение примеров из текста).
− Можно ли говорить о том, что крестьяне – это рабы, беспрекословно подчиняющиеся воле хозяина? (Да, ведь даже после того, как их прогоняют, они идут под дождем с непокрытыми головами, показывая тем самым свое почтение к власть имущему, «хозяину»).
− Ребята, каково отношение автора к служителю государеву? Какие средства выразительности использует Некрасов, создавая его образ? (автор не принимает его, не видит в нем служителя народу, каким он и должен быть. Среди средств выразительности можно назвать иронию, сарказм, метафору).
− Как вы думаете, почему «народный» вельможа умирает на чужбине? (Вероятно потому, что он очень далек от родины, от своего народа).
− Очень хорошо.
− Какое настроение преобладает в заключительной части? (Жалость, даже в некотором смысле безнадежность).
− Какое слово часто повторяется в этой части, очень ярко характеризуя положение народа? (Стонет. «Где народ, там и стон…»).
− Как вы думаете, что хотел сказать автор нам, читателям, создавая этот шедевр?
(Автор стремился пробудить в людях человеческое, сострадание, жалость и сочувствие к людям. Если человек начнет ценить и уважать окружающих, мир станет намного добрее. Проблема взаимоотношения людей, нехватки доброты очень актуальна в наше время).
Рефлексия.
− Ребята, сегодня мы с вами говорили о стихотворении Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда». Какие события стали основой создания произведения? (Жизненный случай).
− Каким предстает народ в стихотворении?
− Посоветовали бы вы прочитать это стихотворение своим друзьям, родным? Почему?