Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: С. Маршак " Кот и Лодыри"»
Урок литературного чтения во 2 классе. Герои произведения С. Маршака «Кот и лодыри».
Тема: С.Маршак
Цель: ознакомить с произведением С.Маршака «Кот и лодыри»; совершенствовать навыки правильного, выразительного, сознательного чтения; развивать образное мышление, коммуникативную компетентность; воспитывать трудолюбие, стремление к получению знаний
Задачи: создать условия для формирования вдумчивого, осмысленного чтения, развития умения воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Формируемые УДД
Предметные:
Овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, умение воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в его обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев
Метапредметные:
Познавательные: учиться основам смыслового чтения художественных юмористических текстов; осуществлять анализ, рассуждать и делать выводы.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в диалоге.
Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; оценивать эффективность своей работы на уроке
Личностные:
Формировать интерес к чтению детской литературы.
Тип урока: открытия новых знаний
Средства обучения: учебник, иллюстрации
Ход урока:
І. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Всё готово посмотрели
И за парты тихо сели.
- Прозвенел звонок, а это значит, что пора начать урок литературного чтения.
- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Скажите друг другу «Я желаю тебе добра. Если будет трудно, я тебе помогу»
- Желаю нам с вами удачной и плодотворной работы сегодня на уроке!
II. Актуализация опорных знаний, умений.
- Назовите произведения, из которого я прочитаю отрывки.
Дама сдавала в багаж:
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку. ("Багаж")
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки -
Оказалось это брюки. ("Человек рассеянный")
Тили-тили-тили-бом!
Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром
Заливать кошкин дом,
А за нею во весь дух
С помелом бежит петух. ("Кошкин дом")
- Кто автор этих произведений?
- Какие произведения автора вы еще знаете?
- Герои какого произведения С.Маршака изображены на с.25 учебника?
ІІІ. Определение темы и постановка задач урока.
- Вы догадались, с творчеством какого детского поэта мы будем сегодня знакомиться?
- Поставьте перед собой задачи.
ІV. Работа по теме урока
1.Продолжение работы по актуализации знаний
- Какие произведения автора вы еще знаете?
- Герои какого произведения С.Маршака изображены на с.25 учебника?
- Кто лишний из героев?
2. Чтение статьи о С.Я.Маршаке на с.24 учебника
- О чем говорил С.Я. Маршак в своих стихотворениях?
3. Рассказ учителя о Маршаке
Самуил Яковлевич Маршак — это знаменитый советский поэт, человек высокой культуры. Всю жизнь он был верным товарищем и добрым другом детей и взрослых.
Родился он в большой талантливой и дружной семье. Родители старались вырастить своих детей трудолюбивыми и образованными. Особенно важную роль играл отец: он всегда рассказывал своим детям что-то интересное и познавательное. Поэтому обучаясь в гимназии, у Самуила Яковлевича уже проявлялась любовь к литературе и большое дарование. Учась там, он уже переводил с иностранных языков произведения.
Светлый и безгранично добрый человек — вот как отзывались о поэте его современники, которым посчастливилось знать его лично. С.Я. Маршак прожил большую трудовую жизнь. Он был награжден двумя орденами Ленина. В то время, когда жил Самуил Яковлевич — это были одни из самых высоких наград.
4. Предугадывание содержания стихотворения "Кот и лодыри".
- Прочитайте название произведения. Предположите, о ком оно?
5. Словарная работа
Лодыри, грифель
Грифель - палочка из особой горной породы для письма на специальной доске.
6. Показательное чтение стихотворения учителем
- Подтвердилось ли ваше предположение, о ком это произведение?
- Какое у вас настроение после прослушивания
7. Чтение стихотворения про себя.
ФИЗМИНУТКА
Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём-мнём,(«мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём. (сгибание и разгибание кистей рук)
8. Чтение стихотворения "цепочкой"
9. Работа над смыслом, заложенном в стихотворении.
- Кто герои стихотворения?
- Куда вместо уроков отправились лодыри?
- Как вы думаете, почему Маршак сделал героями стихотворения не только мальчиков, но и кота?
- Какой вывод делает кот после разговора с мальчиками?
- В каких словах содержится главная мысль?
10. Выборочное чтение
11. Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения (задание3-с.28)
12. Чтение стихотворения по ролям.
- Определите действующие лица (автор, кот, лодыри).
13. Подбор слов близких по значению к слову лодырь
14. Составление в группах советов мальчикам из стихотворения