kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Образ бабушки в русской литературе XX века на примере рассказов В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» и Е. И Носова «Лоскутное одеяло»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сопоставительный анализ рассказов по теме "Образ бабушки в  отечественной литературе"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Образ бабушки в русской литературе XX века на примере рассказов В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» и Е. И Носова «Лоскутное одеяло»"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ «Сергачская СОШ №1»


Тема урока: Образ бабушки в русской литературе XX века на примере рассказов В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» и Е. И Носова «Лоскутное одеяло».

Учитель: Бычкова Ирина Александровна

Класс: 6

Предмет: Литература

Тип урока: Урок обобщения и систематизации ЗУН

Цель деятельности учителя: Организовать деятельность детей по исследовательской работе, анализу и сравнению художественных произведений; учить детей обобщению и формулированию выводов об отличительных особенностях рассказов В.П.Астафьева и Е.И.Носова. Обогащать словарный запас учащихся, развивать навыки работы в группах, умение формулировать мысль, выбирать главное. Воспитывать культуру общения: привести учащихся к убеждению, что нужно быть воспитанным, обходительным и вежливым собеседником. Формировать навык многоуровневого анализа художественного произведения.
Универсальные учебные действия

Регулятивные: Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока и искать  её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные: Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм рассуждения на основе правила и действовать по нему).

Коммуникативные: Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, быть готовым корректировать её, слушать и слышать других.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: использовать знания, умения, навыки при работе с текстом художественной литературы, сопоставлении и сравнении двух текстов произведений В.П.Астафьева и Е.И.Носова. 

Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений, навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне, в повседневной жизни, способность использовать знания  литературного материала как средство получения знаний по другим предметам.

Личностные: формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации занятий, осознание эстетической ценности произведений В.П.Астафьева и Е.И.Носова;  продолжениеформирования   умения  выделять  общие  и  существенные  признаки,  делать   обобщающие  выводы; развитие умения работать в группах, учить правильному общению и взаимодействию; продолжить развитие  умения   анализировать    и  оценивать  собственную   деятельность; продолжить воспитывать уважительное  отношение  к  мнению  других   людей.

Материально-технические средства: Экран, компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал: Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем,  раздаточный материал.

Предварительное домашнее задание:

1.Прочитать рассказ Е.И.Носова «Лоскутное одеяло»

2. Выразительное чтение по ролям отрывка из рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».



Ход урока

  1. Организационный момент .

Здравствуйте, ребята. Урок мне хочется начать с высказывания М. Горького

  1. Вступительное слово учителя.
    . Урок мне хочется начать с высказывания М. Горького:
    До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, — это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни.. 

    - Как вы думаете, о ком идет речь? (Конечно, о бабушке)

–Как вы понимаете слова М.Горького?

- Какие ассоциации возникают у вас со словом “бабушка”?

- Какую роль играет бабушка в вашей жизни?

3.Актуализация знаний 

-О чём мы говорили на предыдущем уроке? (О биографии В. Астафьева ,прочитали рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»)

- О чём же это произведение? (Главный герой – мальчик, который проходит нравственное испытание, это испытание делает его взрослее, серьезнее, помогает усвоить урок жизни).

4.Проверка домашнего задания.

-Какое было домашнее задание?

- Итак , дома вы читали рассказ , а кто – то даже готовился  к выразительному чтению одного из самых важных моментов рассказа В.П.Астафьева . Сейчас мы послушаем чтение по ролям.

Двое учащихся читают отрывок по ролям

Действующие лица : бабушка и внук.

Бабушка: Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.

Внук: Да? Баба, можно и я пойду?

Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в

город, твои тоже продам и куплю тебе пряник

Внук: Конём, баба?

Бабушка: Конём, конём.

Внук: Пряник конём! Это же моя мечта! Я его засуну под рубаху, буду бегать и

слышать, как конь лягает копытами в голый живот. С таким конём сразу почёту

сколько будет, внимания!

Бабушка: Иди, иди уж. Дитятко ты моё!

5.. Сообщение темы урока

В русской литературе существует ряд традиционных образов: образ Родины, образ матери и другие. Не менее интересным является образ бабушки. У каждого человека есть свое представление о бабушке, свои воспоминания, связанные с ней. Многие писатели ХХ века обращались к этому образу. Сегодня мы попытаемся сравнить образ бабушки, нарисованный В.П. Астафьевым в рассказе «Конь с розовой гривой»», с образом, представленным писателем Е.И.Носовым в произведении «Лоскутное одеяло».


6.Цель нашего урока: выяснить, как образ бабушки раскрывается в рассказах В.П.Астафьева и Е.И.Носова,определить роль бабушки в формировании личности ребенка. Сравнить образы бабушек, созданные авторами, выявив общее и различное между ними. Способствовать формированию чувства ответственности за свои поступки перед близкими людьми. 

 7. Беседа по содержанию рассказа В.П.Астафьева « Конь с розовой гривой».


- Кто главные герои рассказа?

- Почему же бабушку, которой в рассказе отводится так мало места, мы все считаем главной героиней рассказа?

- Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком?

- Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? (Он отправляется в лес за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим заработать пряник».)

- Почему бабушка поручила Витьке самому собирать ягоды для того, чтобы получить желанный подарок?

(Любая награда должна быть заслужена своим трудом, тогда она ценится больше.)

 -Какой предстает героиня в ситуации, когда внук обманул родную бабушку и принес лукошко не с ягодой, а с травой?( Бабушка справедливо наказывает внука, она пытается воспитать из него настоящего человека. Ей это удается, так как тот стыд, который испытывает мальчик, говорит, что его душа на верном пути. Бабушка его очень любит, ведь любит не тот, кто не наказывает, а тот, кто наказывает любя.)


- Почему бабушка купила все-таки «пряник конем» обманувшему ее внуку?(Бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих «злодеяниях». Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание.)

- Согласны ли вы с мнением русского публициста, критика и литературоведа Анатолия Ланщикова, что бабушка наказывает внука добротой?

 

8.Работа по содержанию рассказа Е.И.Носова «Лоскутное одеяло».

Давайте обратимся к рассказу Е.И.Носова «Лоскутное одеяло», главной героиней которого тоже является бабушка.


-Какой вам представляется бабушка из этого рассказа? (Бабушка трудится всю жизнь. Она не сдается старости, хлопочет, поддерживает порядок в доме. Она хранительница очага, на ней хозяйство. Для всех у не хватает сил: и коровушку напоить, и гусыню под лавку усадить, и рукоделием заняться, и молитву Николаю Угоднику воздать, и с внуком на ночь поговорить.)


-Как зовут бабушку? Почему автор так называет героиню?

(Варвара Ионовна. Ион - церковное имя, отец бабушки скорее всего был священником, история таких людей в XX веке трагична. Называя героиню так, автор подразумевает глубокие, серьезные духовные корни.)

-Какими словами можно определить судьбу бабушки?

-Как вы считаете, история завершена? Как называются такие финалы? Почему именно такой финал в рассказе?

(Открытый финал: истории бабушки не закончены, еще будут вечера: "Завтра еще чего вспомним". История этой семьи не закончена: растет внук. История страны не закончена: судьба ее -наша участь, доля, судьба, наше счастье. )


Бабушка Варвара Ионовна -собирательный образ всех простых русских женщин, участь которых - переносить на своих плечах все невзгоды, хранить в тяжелые времена семейный очаг.

-Как вы понимаете смысл названия рассказа?

9. Сопоставительный анализ двух героинь. Работа в группах.

-Сравните образы бабушек, нарисованные В. Астафьевым и Е. Носовым. Что интересно, в произведениях полностью отсутствуют границы между героем, рассказчиком, повествователем и автором. Полное их слияние. Единственное их различие – возраст героя и рассказчика. Чтобы сопоставить героинь и выделить общие и отличительные черты, мы будем работать по группам:

1. Портрет бабушек

2.Речевая характеристика

3.Взаимоотношения с людьми

4.Таланты и поступки героев

Ребята каждой группы представили следующие выводы:

Портрет бабушек

В. Астафьев и Е. Носов в основном портрет создают благодаря речевой характеристике, только немногочисленные детали помогают нам представить Катерину Петровну и Варвару Ионовну

Общее. Все они выглядят, как обычные деревенские бабушки. Возможно, они не очень красивы, но оба автора подчеркивают свет в их глазах, их добрую и теплую улыбку. Эти женщины живут бедно (у Катерины Петровны кофта одевается только по праздникам). Но они богаты внутренне. Свое тепло они дарят родственникам и внукам.У них есть схожие черты характеры. Это простые женщины – труженицы. Их лица и руки в морщинках. Они в постоянной заботе о хозяйстве, о внуках.

Речевая характеристика

Авторы стараются воспроизвести речь бабушек очень точно. Им дорого в бабушках все, в том числе и их речь, она характеризует их. При помощи речевых особенностей писатели восстанавливают именно свое детское восприятие бабушки, оживляют его. Писатели хотят, чтобы мы, читатели, услышали живую, яркую и эмоциональную разговорную речь простого человека.

Общее: обе героини обладают своими индивидуальными особенностями речи, но у них у всех живая, образная, эмоциональная речь. Просторечные слова, искажения в произношении говорят о невысоком уровне образования и о социальном статусе - они крестьянки, но народные обороты, эпитеты, сравнения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами придают их речи красоту, напевность и особую прелесть.

Взаимоотношения с людьми

Бабушки у главных героев добрые, стараются всегда помогать людям, их уважают односельчане. Катерина Петровна лечит людей, а Варвара Ионовна любит своих близких и заботится о своей семье. Бабушки стараются жить в ладу с людьми и богом. Они очень любят своих внуков, переживают за них, воспитывают, учат жизни.

Таланты и поступки героев

Общее: героини этих произведений - творческие люди, у них много талантов. У Катерины Петровны художественно украшены окна, Варвара Ионовна из лоскутных квадратов шила веселое разноцветное одеяло и разную одежду внукам. У Катерина Петровны был дар, она лечила людей. Их жизнь нельзя назвать легкой, но они не сломались в трудных жизненных ситуациях, они работящие и заботливые, помогают другим, способны на благородные поступки.

Очень существенно, что все эти бабушки увидены глазами внуков.

В рассказах Астафьева и Носова перед нами предстает образ женщины из деревни. Бабушка имела огромное влияние на героев, была единственным родным человеком. В мыслях читающих возникает милый образ бабушки именно их детства, никого не оставляет равнодушным.


10.Рефлексия.

Давайте подведем итог нашей беседы.

-Символами чего, на ваш взгляд, являются «конь с розовой гривой», «лоскутное одеяло»?

-Какие жизненные уроки получили герои прочитанных нами рассказов от любимых бабушек?

Заключительное слово учителя. Ребята, в одном из рассказов сборника В. Астафьева «Последний поклон» бабушка Екатерина Петровна просит Бога: «Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, прощать и любить». Хочется верить, что эти слова бабушки найдут отклик и в вашей душе.   Я надеюсь, что рассказы В,П,Астафьева и Е.И.Носова оставят след в вашем сердце, пробудят память прошлого и помогут оценить ваши поступки

11. Домашнее задание.( по выбору учащихся)

1. .Написать домашнее мини-сочинение на одну из тем: «За что я хочу поблагодарить свою бабушку?», «Моя бабушка», «Мой лучшие минуты, проведенные с бабушкой».

2.Используя глаголы в повелительном наклонении, составьте нравственные заповеди, «Поучения от бабушки».







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бычкова Ирина Александровна

Дата: 17.10.2019

Номер свидетельства: 523080


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства