kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 9 классе по творчеству А.С.Пушкина. Романтизма

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема романтизма в творчестве великого поэта

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 9 классе по творчеству А.С.Пушкина. Романтизма»

Романтическая лирика и романтические поэмы Пушкина

Цель: углубить представления уч-ся о романтизме в целом и романтизме в тв-ве Пушкина, проследить эволюцию взглядов Пушкина на романтизм, проследить обращение Пушкина к классической мифологии, познакомить с новыми фактами жизни поэта периода Южной и Михайловской ссылок и с наиболее значительными стихотворениями этого времени.

Оборудование:

Ход урока

1.Сообщение темы и цели урока.

2. Лекция учителя

I Вступление

1.Что такое романтизм ? (делаем запись в тетради)

2.Взгляды А.С. Пушкина на романтизм.

II Основная часть

1.Романтическая лирика:

а) Обращение А.С. Пушкина к классической мифологии.

б) “Человеческая свобода” и “мелкость общественных верхов”.

в) “Бесстрастие” и “огненная страсть”.

г) “ Образ нации” в лирике Пушкина.

д) “ Морские пейзажи”.

е) Романтическая лирика Пушкина - вдохновение композиторов.

2.Романтическая поэма А.С. Пушкина “ Кавказский пленник”

а) Пленник - психологический портрет пушкинского современника.

б) Тема свободы.

в) Душевная охладелость героя.

г) Тема “огня” и “холода”.

д) Ревность и душевный героизм Черкешенки.

е) Общее значение поэмы.

III Заключение.

Вклад А.С. Пушкина-романтика в русскую литературу.

а) Содержательный романтический мир страстей.

б) “Солнце нашей поэзии закатилось!”


Что такое романтизм.

“Всякий по-своему его определяет и видит!” - писал о романтизме в 1826 г. поэт Н.М.Языков. А в 1958 году, через 132 года, современный исследователь П. Мейлах отметил то же самое: “...Ни в одной области литературоведения нет стольких противоречий, такой разногласицы, как в области понимания романтизма”.Что такое романтизм каждый определяет по-своему. В своем учебнике для вузов А.Н. Соколов делает акцент на социально-исторической характеристике романтизма :

“Русский романтизм, порожденный надвигающимся переломом в развитии России, стал в основном выражением новых антифеодальных освободительных тенденций в общественной жизни и мировоззрении”. Но романтики описывают не только эпоху , но и самого человека. Положительный герой романтической литературы- это “человек неистовых страстей , интеллектуально-психологически возвышающийся над толпой , мечтательно устремленный в будущее”.

Что же такое романтизм для вас ? Какой бы ни был ответ, я думаю, каждый при слове романтика вспомнит незабвенные строки из стихотворения Пушкина: “ Я помню чудное мгновенье .” Да и не удивительно , ведь поэзия Пушкина высшее выражение ценностей общечеловеческих: любви , дружбы , чести , совести , справедливости , милосердия , неприятия всяческого произвола , унижения личности. Вся поэзия Пушкина - это его лирический дневник. Поэзия не только его “ памятник” , но и его “душа в заветном мире” . Пушкинская муза - муза возвышенная. Кто до него мог так возвышенно воспеть все тончайшие оттенки любовного чувства

Взгляды Пушкина на романтизм.

У Пушкина взгляды на романтизм вполне соответствовали духу его романтического творчества. Большинство замечаний и высказываний Пушкина о романтизме относится к 1824-1825 годам, когда были завершены или завершались южные поэмы (в 1824 году были написаны “Кавказский пленник” и “Бахчисарайский фонтан” , в октябре того же года были закончены “Цыганы” ) .

Пушкин часто подчеркивал свое несогласие с наиболее распространенными определениями романтизма. Он писал друзьям: “Сколько я ни читал о романтизме, все не то.”

В шестой главе “ Евгения Онегина” , Пушкин , цитируя предсмертные стихи Ленского замечал :

Так он писал темно и вяло (Что романтизмом мы зовем , Хоть романтизма тут нимало Не вижу я ; да что нам в том ?)

Это ироническое замечание по поводу стихов было похоже на сделанное Пушкиным позднее, в 30-е годы категорическое заявление : нельзя относить к романтической литературе “все произведения , носящие на себе печать уныния или мечтательности” .

Взгляды Пушкина на романтизм были прежде всего антиклассическими . Пушкин высмеивал и осуждал тех, кто пишет “по всем правилам парнасского православия”. Он утверждал , что романтическая школа “есть отсутствие всяких правил, но не всякого искусства”. Пушкин рассматривал романтизм как подлинную революцию в области формы. В одном из писем к П.А. Катенину он говорил о “ перевороте” в словесности, который должны произвести романтики.

Теоретические позиции Пушкина определяли и его взгляды на конкретную историю романтизма. Пушкин относил к романтической литературе произведения Данте, Шекспира , Сервантеса, Лопе де Вега и многих других писателей. Это довольно неожиданно, но с точки зрения теорий Пушкина , который считал самой привлекательной чертой поэта-романтика художественную смелость разрыва с общепринятыми нормами, было вполне логичным .

Романтическая лирика

Далеко не все лирические стихотворения Пушкина 1820-1824 годов могут быть названы романтическими . И в пору своего романтизма Пушкин написал ряд стихотворений , выдержанных в классическом духе и восходящих к русской литературе восемнадцатого века.

В стихотворениях Пушкина романтического периода мы нередко находим не романтическое обращение к классической мифологии . На ней целиком построено пушкинское стихотворение 1824 года “Прозерпина” , начатое словами:

Плещут воды Флегетона , Своды Тартара дрожат , Кони бледного Плутона

Быстро к нимфам Пелиона Из Аида бога мчат.

Эти строки пропитаны мифологией. И стиль стихотворений Пушкина романтического периода , заключающих мифологические мотивы , далёк от “разорванности” романтического стиля. Таковы превосходные антологические стихотворения “Муза” и “Нереида” :

Среди зелёных волн , лобзающих Тавриду , На утренней заре я видел нереиду.

Сокрытый меж дерев , едва я смел дохнуть: Над ясной влагою полубогиня грудь

Младую , белую как лебедь воздымала И пену из власов струёю выжимала .

У них плавные , как бы закруглённые концовки.

И всё же самые яркие и смелые лирические произведения Пушкина 1820-1824 годов - это стихотворения романтические . Их пронизывает идея человеческой свободы. Пушкина- романтика возмущало не только отсутствие свободы в самодержавном государстве , его отталкивала душевная мелкость общественных верхов. Эту мелкость он подметил в графе М.С. Воронцове , под начальством которого был вынужден служить в Одессе. В стихотворении о нем Пушкин иронически противопоставил свойственный Воронцову “хороший тон” подлинно выдающимся умственным и моральным качествам:

Он не хранил в своём запасе Глубоких замыслов и дум ;

Имел он не блестящий ум , Душой не слишком был отважен ;

Зато был сух , учтив и важен.(“Не знаю где , но не у нас” ).

В романтической лирике Пушкина иногда рассказывается, как возникает бесстрастие, как исчезает страсть.

Первая романтическая поэма Пушкина— “Кавказский пленник”, — законченная в феврале 1821 года , принесла ему успех , наибольший в его литературной деятельности. Успех был вызван тем , что читатели находили в ней образ современного романтического героя , отсутствовавший в допушкинской литературе.

Легко убедиться в том , что основные психологические черты заглавного героя поэмы были в высшей степени современными . В Пленнике живёт яркое и смелое вольнолюбие. Он попадает на Кавказ именно потому , что ищет свободы , которой нет в неудовлетворяющем его “свете”- в цивилизованном обществе.


Сам сюжет поэмы организует тема свободы : герой , лишённый духовной свободы и стремящийся обрести её , попав в плен , лишается свободы физической. Таким образом , опять оказывается бессильным найти счастье

Другая важная черта Пленника — душевная охладелость. Пленник не может ответить на чувство влюбившейся в него Черкешенки потому , что он лишился способности чувствовать .Рисуя душевную охладелость Пленника , Пушкин стремился запечатлеть характерную сторону психологии не только русской , но и западноевропейской молодёжи. Но вместе с тем Пушкин нарисовал эту “преждевременную старость души” на основе доступного ему жизненного и литературного материала.

О том , что пленника привели к душевной охладелости страсти , подробно рассказано в том месте поэмы , где закованный Пленник вспоминает о родине:

Где первую познал он радость , Где много милого любил ,

Где бурной жизнью погубил Надежду , радость и желанье

И лучших дней воспоминанье В увядшем сердце заключил.

Это чисто романтическая предыстория Пленника.

Общее значение “Кавказского пленника” было очень велико. Пушкин не только дал первый образец большого романтического произведения, но и отразил характерные черты целого поколения русской и европейской молодёжи.

Пушкин внёс огромный вклад в русскую литературу. Его романтизм можно изучать бесконечно.


3. Итог урока:

Пушкин-романтик написал множество прекрасных произведений, которые поражают душу своей чувственностью. Его поэмы полны любви и трагизма. Пушкин-романтик изображал сильные страсти, яркие незаурядные явления “внутреннего мира души человека”. Пушкин создал наиболее содержательный и оригинальный романтический мир страстей в русской литературе. Его смерть потрясла всех. В.Ф.Одоевский опубликовал 30 января 1837 года в “Литературных прибавлениях” и журнале “Русский инвалид” такие строки: “Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща!.. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава!.. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть!”


Жуковский, перебирая бумаги только что умершего поэта, обнаружил потрясающие стихи:

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире Мой прах переживёт и тленья убежит...

И всё шептал он их как заклинание, как молитву, как утешение. Как реквием...


4. Объяснение Д/З: стр.76-81, зад.11 на стр.158



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока литературы в 9 классе по творчеству А.С.Пушкина. Романтизма

Автор: Волгина Т.В.

Дата: 14.02.2021

Номер свидетельства: 573118


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства