Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5 классе.И.А.Крылов. Басня "Свинья под дубом"»
Тема урока. И.А.Крылов. Басни «Свинья под дубом», «Ворона и лисица»
Цели урока: знакомство с баснями ««Свинья под дубом», «Ворона и лисица»; развитие умений понимать иносказательный подтекст басен и их мораль.
Оборудование: фонохрестоматия с записью басен для прослушивания, портрет И.А.Крылова.
Словарная работа: устаревшие слова и слова, характеризующие человеческие достоинства и недостатки.
Ход урока
I.Проверка домашнего задания
А) Опрос по биографии И.А. Крылова.
Б) выразительное чтение наизусть басни»Волк на псарне».
II. Знакомство с баснями (прослушивание фонохрестоматии )
III. Чтение и анализ басни «Ворона и Лисица».
а) словарная работа с устаревшими словами.
Знакомство с текстом. Анализ содержания басни по вопросам:
1. Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чем ее смысл?
2. Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр?
3. Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково ее поведение?
4. В чем заключается глупость Вороны?
5. Можно ли сказать, что Лисица издевается над Вороной?
6. В чем смысл басни?
7. Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня?
Вывод. И. А. Крылов дает возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но опасна («…лесть гнусна, вредна»).
Учащиеся читают басню в лицах, голосом показывая притворную лесть Лисицы и глупость Вороны.
8. Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи?
Чтение и анализ басни «Ворона и Лисица».
Знакомство с текстом. Анализ басни по вопросам:
1. Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чем ее смысл?
2. Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? («Лисицу сыр пленил».)
3. Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково ее поведение? (Использует лесть, хвалебные речи. «Вертит хвостом... и говорит так сладко, чуть дыша ...».)
4. В чем заключается глупость Вороны? (У нее преувеличенное самомнение. Она оказалась падкой на сладкую лесть («вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье сперло».).)
5. Можно ли сказать, что Лисица издевается над Вороной? (Лисица преследует свою цель, хочет любыми путями получить сыр. Ворона же принимает похвалы как вполне заслуженные, думает, что все сказанное Лисицей — правда.)
6. В чем смысл басни? (Нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать свои способности, возможности.)
7. Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня?
Вывод. И. А. Крылов дает возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но опасна («…лесть гнусна, вредна»).
Учащиеся читают басню в лицах, голосом показывая притворную лесть Лисицы и глупость Вороны.
8. Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи?
Домашнее задание: подготовить сообщение об Эзопе, Лафонтене, А.Сумарокове.