kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы на тему: "Стихи и песни о Великой Отечественной войне". 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект разработан по программе Коровиной В.Я. Имеет приложение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы на тему: "Стихи и песни о Великой Отечественной войне". 8 класс»

МБОУ «Колонтаевская СОШ»
Льговский район Курская область







Урок литературы на тему:

«Стихи и песни о Великой

Отечественной войне»

8 класс

(Программа Коровиной В.Я.)



Учитель русского языка и литературы Курбатова Г.Н.

































Основное содержание урока:

  • Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны; их призывно-воодушевляющий характер.

  • Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

  • Стихи и песни о Великой Отечественной войне в актерском исполнении.

Основные виды деятельности:

  • Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть), прослушивание и исполнение песен.

  • Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров.

  • Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования).

  • Участие в коллективном диалоге.

  • Структурирование и предъявление собранных материалов (по группам).

  • Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее исполнение стихотворений и песен, литературная викторина и др.

Планируемые результаты:

Личностные:

Метапредметные:

Предметные:

Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству и его истории, чувства ответственности и долга перед Родиной.

Развитие умений организовать учебное сотрудничество и совестную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе, определять способы действий в рамках предложенных условий.

Осознание значимости чтения как средства познания мира и себя в этом мире; воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного участвовать в обсуждении прочитанного, создавать развернутые высказывания, сознательно планировать свое досуговое чтение.



Ход урока.

  1. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер

Актуализация имеющихся знаний:

- Какие стихи и песни о войне вам известны? Каково их настроение?

- Почему многие из этих песен поют и сейчас?

Сообщение учащегося об истории создания песни «Дан приказ: ему на запад…»

- Почему эта песня популярна до сих пор?

- Прослушайте известные песни о войне: «Священная война», «В лесу прифронтовом», «Москвичи».

- Назовите авторов и исполнителей этих песен. в чем сходство и различие этих песен? Какие темы были актуальны для песен о войне?

Чтение и обсуждение статьи учебника «Стихи и песни о ВОВ 1941-1945 годов».

- Почему в нашей стране до сих пор популярны военные песни?

- На какую тему написано большинство песен военных лет? Почему? Прослушайте песню «Землянка». Чем объяснить ее огромную популярность в годы войны?

- Какие песни М.В.Исаковского вы знаете? («Будьте здоровы», «В лесу прифронтовом», «Враги сожгли родную хату», «До свиданья, города и хаты», «И кто его знает», «Каким ты был…», «Катюша», «Летят перелетные птицы», «Лучше нету того цвету», «Огонек», «Одинокая гармонь», «Ой, туманы мои растуманы», «Ой, цветет калина», «Под звездами балканскими», «Провожанье», «Прощальная комсомольская»).

Какая его песня была самой популярной? («Катюша»).

Почему? Какая из песен Исаковского самая трагическая? («Враги сожгли родную хату»)

- Какую песню А.Фатьянова маршал Г.К.Жуков называл одной из лучших песен военной эпохи? («Соловьи»).

- Какую песню Е.Винокуров посвятил друзьям, не вернувшимся с войны? («Москвичи»)

  1. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Стихи и песни о Великой отечественной войне в актерском исполнении

Групповая работа:

Группа 1.


М.Исаковский. Стихотворение и песня «Катюша».

Группа 2.

М.Исаковский. Стихотворение и песня «Враги сожгли родную хату».

Группа 3.

Б.Окуджава.Стихотворение «Песенка о пехоте» и песня на эти стихи.

Группа 4.

Л.Ошанин. Стихотворение и песня «Дороги».

Группа 5.

А.Фатьянов. Стихотворение и песня «Соловьи».



Общий план работы групп:

  • Сообщение об авторах и исполнителях песни.

  • Прослушивание песни.

  • Выполнение заданий из разделов учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актерское чтение».

  • Составление плана письменного отзыва о песне.

Практическая работа.

Сопоставление разных редакций песни «Катюша» (на основе статьи учебника «Фронтовая судьба «Катюши»).

Просмотр фрагмента из фильма «Белорусский вокзал» с исполнением песни «Здесь птицы не поют…» на стихи Б.Окуджавы или прослушивание песни в исполнении Н.Ургант.

Итоговые вопросы:

  • В чем непреходящее значение песен о войне?

  • Почему они популярны и сегодня?

  1. Рефлексия.

  2. Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений наизусть и составить письменный отзыв о военной песне на эти стихи. Индивидуальное задание. Подготовить сообщение о В.П.Астафьеве и истории создания рассказа с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Приложение.

История создания песни «Дан приказ: ему на запад…»

Песня «Прощание», или как еще ее называют, «Дан приказ: ему – на запад…», была создана в 1937 году.
Вначале появились стихи Михаила Васильевича Исаковского, опубликованные 4 февраля 1936 года в смоленской газете «Большевистский молодняк». Всего шесть строф… Но как много было в них сказано!..

В том же 1936 году комсомольский журнал «Молодой колхозник» перепечатал эти стихи в своем четвертом номере. А ровно год спустя в том же журнале они были опубликованы уже вместе с нотами под названием «Прощальная комсомольская». Автором музыки новой песни был композитор Дмитрий Покрасс. 

М.В. Исаковский вспоминал: «Стихотворение «Прощание» возникло у меня в 1935 году, когда появился кинофильм «Подруги». В кинофильме, в частности, показан комсомольский митинг. С митинга комсомольцы и комсомолки уходили прямо на фронт, прямо в бой.
Они на ходу прощались друг с другом. И уже простившись, кто-либо оборачивался и кричал другому:
– Пиши!..
– Куда? – отзывался другой.
– Не знаю…
Вот отсюда и возникла строка стихотворения:
«Напиши… куда-нибудь».
На митинге присутствовала и одна старая женщина, напутствовавшая комсомольцев и желавшая им:
– Если смерти, то скорой… (то есть смерти без особых мучений). Если раны, то малой…
Очевидно, отсюда в мое стихотворение вошли такие слова (хотя я вложил их в уста девушки, а не старой женщины):
«Если смерти, то – мгновенной,
Если раны – небольшой…»
 
На М.В. Исаковского, побывавшего на премьере фильма «Подруги» в одном из московских кинотеатров, эпизод прощания героев перед отправкой на фронт, их сбивчивые и немногословные диалоги произвели особенно сильное впечатление. В его памяти восстанавливались события Гражданской войны, свидетелем которой он был. Вот так же провожал он на фронт своих товарищей, ельнинских комсомольцев, на родной Смоленщине в далеком 1919 году. 
Было и еще одно немаловажное обстоятельство, объясняющее, почему эта песня особенно широкое распространение получила в конце 30-х годов, – это была пора первых после интервенции и гражданской войны военных испытаний, выпавших на долю нашей Родины: Хасан и Халхин-Гол на востоке, а на западе война с белофиннами, освободительный поход в Западную Украину и Белоруссию, вызволение Бессарабии и Буковины. Так было в жизни: ему – на запад, ей – в другую сторону.
А когда пришла на нашу землю Великая Отечественная война и принесла с собой столько бед и разлук, прощаний и расставаний, песня Исаковского и Покрасса стала заклинанием и обещанием встречи после победы, до которой оставалось долгих четыре года…
 

***

Дан приказ: ему — на запад, 
Ей — в другую сторону... 
Уходили комсомольцы 
На гражданскую войну. 
Уходили, расставались, 
Покидая тихий край. 
«Ты мне что-нибудь, родная, 
На прощанье пожелай...» 
И родная отвечала: 
«Я желаю всей душой — 
Если смерти, то — мгновенной, 
Если раны, — небольшой. 
А всего сильней желаю 
Я тебе, товарищ мой, 
Чтоб со скорою победой 
Возвратился ты домой». 
Он пожал подруге руку, 
Глянул в девичье лицо: 
«А еще тебя прошу я, — 
Напиши мне письмецо». 
«Но куда же напишу я? 
Как я твой узнаю путь?» 
«Все равно, — сказал он тихо. — 
Напиши... куда-нибудь!»

Ю.Е.БИРЮКОВ





Варианты слов на песню `Катюша`
Расцветали яблони и груши, 
Поплыли туманы над рекой. 
Выходила на берег Катюша, 
На высокий берег на крутой. 

Выходила, песню заводила 
Про степного, сизого орла, 
Про того, которого любила, 
Про того, чьи письма берегла. 

Он ты, песня, песенка девичья, 
Ты лети за ясным солнцем вслед. 
И бойцу на дальнем пограничье 
От Катюши передай привет. 

Пусть он вспомнит девушку простую, 
Пусть услышит, как она поет, 
Пусть он землю бережет родную, 
А любовь Катюша сбережет. 

Расцветали яблони и груши, 
Поплыли туманы над рекой. 
Выходила на берег Катюша, 
На высокий берег на крутой. 

English: 

Blossoms graces the apple trees and pear trees. 
Mist upon the river floated by. 
Down Katusha came to gather berries 
On the cliff top rising steepe and high. 

There she walked and there she started singing 
Of the dove-grey eagle of the stepp 
Of the one that she had her heart winging 
Of the one whoose letters she had kept. 

Song of love her maiden love declaring, 
Chase the sun and speed without delay. 
Warmest greeting from Katusha bearing 
To the border guardman far away. 

May the boy his village girl remember, 
May he hear her love of tenderness, 
May he guard his native land forever, 
And Katusha guard her love no less. 

Blossoms filled the apple trees and pear trees, 
Mist upon the river floated by, 
Down Katusha came to gather berries 
On the cliff top rising steepe ang high. 


Вариации `Катюши`

Расцветали яблони и груши, 
Поплыли туманы над рекой. 
Выходила на берег Катюша, 
А за нею немец молодой. 

Подарю тебе, Катюша, бусы, 
Подарю я перстень золотой. 
На тебе, Катюша, я женюся, 
Увезу в Германию с собой. 

Но Катюша смело отвечала: 
Не тебе я, фрицу, отдана. 
Меня любит чернобровый Ваня, 
О котором знает вся страна. 

Немец сразу понял, в чем тут дело, 
Что Катюшу любит партизан. 
Закурил с досады папироску, 
На Катюшу он навел наган. 

Расцветали яблони и груши, 
Поплыли туманы над рекой. 
Умерла красавица Катюша, 
Умерла Катюша как герой. 


Еще один вариант:

Расцветали яблони и груши, 
Сдохнул Гитлер, кончилась война! 
Но никак не встретится с Катюшей, 
Проезжает мимо старшина. 

В степенях своей солдатской `Славы` 
Вспоминает тяжкий путь в Берлин, 
Мгу и мглу кровавую, Синявин, 
А теперь, похоже, на Харбин... 

.... 

Ветры снова просятся в вагоны, 
Эшелон любимое поёт. 
Едет эта армия в погонах - 
То не первый - сорок пятый год!

И еще:

Расцветали яблони и груши 
Поплыли туманы над рекой 
Провожала милого Катюша 
На борьбу с фашистскою ордой 
На прощанье счастья пожелала 
И наказ ему давала свой. 
`Бей врага, - Катюша наказала, - 
Бей врага и будь в бою герой!` 
Обещала милому Катюша: 
`Фронту честно будем помогать, 
Будем делать больше мин и пушек, 
Чтоб скорей победу одержать`. 
Про любовь она не говорила 
На прощанье другу своему. 
`Ты пиши, - она его просила, - 
Будет легче сердцу моему`. 
Он ответил: `Милая Катюша, 
Буду метко бить я по врагам, 
Наши нивы, яблони и груши 
На позор фашистам не отдам, 
Не скучай, любимая подруга, 
Жди меня с победою домой, 
Я клянусь, что за полярным кругом 
Буду я сражаться, как герой`. 
Расцвели те яблони и груши, 
Проплыли туманы над рекой, 
Проводила милого Катюша 
На борьбу с фашистскою ордой. 




4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературы на тему: "Стихи и песни о Великой Отечественной войне". 8 класс

Автор: Курбатова Галина Николаевна

Дата: 19.03.2019

Номер свидетельства: 503758

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "«Стихи и песни о Великой Отечественной войне»"
    ["seo_title"] => string(51) "stikhi_i_piesni_o_vielikoi_otiechiestviennoi_voinie"
    ["file_id"] => string(6) "415906"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1494936473"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока на тему: "Музы не молчали" 1 класс "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-na-tiemu-muzy-nie-molchali-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "223755"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438106510"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Сценарий концерта военно-патриотической песни "Мир без войны""
    ["seo_title"] => string(68) "stsienarii-kontsierta-voienno-patriotichieskoi-piesni-mir-biez-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "304501"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457721290"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока: " Хлеб - главное богатство России" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-khlieb-ghlavnoie-boghatstvo-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "101627"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402424299"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Поэт-герой и патриот Муса Джалиль."
    ["seo_title"] => string(30) "poetghieroiipatriotmusadzhalil"
    ["file_id"] => string(6) "260949"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449053103"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства