kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы на тему "М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. "Бородино"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с отдельными  этапами биографии  М.Ю.Лермонтова, понимание значения событий Отечественной войны 1812 года для формирования его национального самосознания; умение выразительно читать эпическое произведение; умение выявлять его тему и идею, художественные особенности, производить языковой анализ  стихотворения; расширение  теоретико-литературных представлений; выявление  авторского отношения к изображаемому в стихотворении «Бородино».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы на тему "М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. "Бородино"»

муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа

№ 15 села Преображенского Буденновского района»














Конспект урока литературы в 5 классе

по теме

«М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино»





Литвишкина Галина Ивановна,

учитель русского языка и литературы

Ставропольский край Будённовский район

с. Томузловское улица Ленина, 31

356832

89283643228

[email protected]
















2020 год

Конспект урока литературы в 5 классе. Дата:

Тема: М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Цель урока: познакомить с детскими и юношескими годами М.Ю.Лермонтова, условиями, в которых формировался его характер; познакомить с содержанием стихотворения «Бородино», обратив особое внимание на историческую основу стихотворения и его художественные достоинства; показать отражение темы «Отечественная война 1812 года» в литературе.

Задачи:

- обучающие: познакомить с отдельными фактами биографии М.Ю.Лермонтова;

- развивающие: развивать умение выразительного чтения; пересказа; развивать умение анализировать художественный текст; обогащать словарный запас;

- воспитательные: воспитывать любовь и уважение к героическому прошлому России.

Планируемые результаты:

личностные: воспитание уважительного отношения к истории своей страны, ориентация в системе моральных норм и ценностей; воспитание интереса к предмету через нетрадиционную форму и разнообразные виды работы; умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия.

метапредметные: умение слушать учителя и друг друга; умение видеть связь литературного произведения с историей; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

предметные: знакомство с отдельными этапами биографии М.Ю.Лермонтова, понимание значения событий Отечественной войны 1812 года для формирования его национального самосознания; умение выразительно читать эпическое произведение; умение выявлять его тему и идею, художественные особенности, производить языковой анализ стихотворения; расширение теоретико-литературных представлений; выявление авторского отношения к изображаемому в стихотворении «Бородино».

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная.

Оборудование: учебник, презентация, компьютер, интерактивная доска.




Структура и ход урока:



1. Организационный момент.

Приветственное слово учителя.

Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок литературы. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова.

Желаю всем плодотворной и интересной работы, и  сделать много новых открытий!

2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

– Ребята, чем, по-вашему, может гордиться человек, проживший жизнь?

А бывает ли, когда что – то является предметом гордости всего народа?

Несомненно, многие исторические события, в которых русский народ проявил героизм, преданность своей родине, одержал победу, являются предметом гордости всего русского народа.

О чем пойдет разговор на нашем уроке?

И сегодня на уроке мы поговорим об одном из таких исторических событий – перенесёмся на 205 лет назад и представим себя участниками событий 200-летней давности. Вы получили опережающие задания и подготовили очень интересный материал, поделитесь теперь им с товарищами. Итак, начнём

3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

1 презентация

Группа учащихся рассказывает о Бородинском сражении.

Слово 1 группе – группе историков.

Осенними ночами 1811 г. над Европой ярко светила в небе великолепная комета. Многим в России она казалась предвестием близкой войны. И вот она грянула - "гроза двенадцатого года". В ночь 24 июня 1812 г. французские войска переправились через реку Не­ман и вторглись в пределы Российского государства. «Не пройдет и месяца, как мы будем в Москве», - любил повторять Наполеон. Его военная сила почти втрое превосходила стоявшие против неё русские войска, армии Барклая-де-Толи и Багратиона. Наполеон рассчитывал мощным ударом разгромить русские армии еще на границе. Но его план был сорван. Россия сопротивлялась. Весь русский народ готов был стать на защиту Отечества - с разных концов России полились пожертвования. Среди народа бы­ли созданы добровольческие дружины. Но хорошо подготовленной, выученной армии было мало, чтобы противостоять врагу, Наполеону помогала вся Евро­па, а Россия была одна. Русские войска, ведя оборонительные бои, стали отступать. Главнокомандующим русской армии в этот грозный час был назначен та­лантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов, которого очень любили солдаты и беззаветно верили ему. Опытный полководец, ученик Суворова хорошо понимал, что Россия была вынуждена пока отступать, чтобы сохранить силы. Но 108 верстах от Москвы Кутузов остановился близ села Бородино. Был сентябрь 1812г. Видя, что русское войско сгорало желанием сразиться, он решил здесь вступить в бой с французами. Весь день 6 сентября прошел в приготовлениях к предстоящей битве. На­ступил вечер. Тихо было в русском лагере. В душе каждый готовился к великому бою. Во французском лагере было всё не так: оттуда доносились шум и ликова­ние, предвкушение победы. Всю ночь они веселились и пировали, уверенные в собственной победе. Это было начало Бородинской битвы, продолжавшейся целый день, почти 15 часов. Бомбы и ядра сыпались с обеих сторон градом, залпы пушек и мелкого орудия сливались в один гул... Земля дрожала... От дыма не было видно даже солнца...


Отвечают, что на уроке пойдёт речь о Бородинском сражении.

Русские войска выстояли и показали пример мужества.

Ребята, о каком событии сегодня пойдёт речь на уроке?

Что вы знаете об исходе этого грандиозного сражения?

Бородино является яркой страницей в истории нашей Родины, показавшей сплоченность, мужество, самоотверженность нашего народа. Ему посвящены многие исторические исследования, его героев воспели поэты и художники. Кто писал об этом сражении?

Сегодня мы вспомним об одном таком поэте. М.Ю. Лермонтов – достойный преемник А.С.Пушкина. Так же как и уА.С. Пушкина судьбы Родины и народа были основным содержанием его творчества.

Слово 2 группе – группе литературоведов.

2 презентация Сообщение о детских и юношеских годах М.Ю.Лермонтова. …Несмотря на то, что М.Ю.Лермонтов родился после войны 1812 года, это событие имело важное значение в формировании национального самосознания Лермонтова, он рос и воспитывался в атмосфере «священных преданий» о нём. С детских лет он впитывал в себя рассказы об Отечественной войне и от своих родных и от тархановских мужиков, среди которых было немало участников великого Бородинского сражения. Сам отец поэта Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении и, наверное, рассказывал своему сыну о великой военной эпопее. И бабушка с гордостью рассказывала внуку о своих родных братьях Дмитрии и Афанасии Столыпиных, прославивших себя в Бородинском сражении. В результате этого Лермонтов никак не мог оказаться равнодушным и в честь 25-тилетия Отечественной войны 1812 года он создал свое замечательное стихотворение “Бородино

Сформулируйте тему нашего урока.

– Какое впечатление сложилось у вас о Михаиле Юрьевиче Лермонтове?

– Можно ли его назвать патриотом Родины?

1812, 1837, 2017 - На слайде Соотнесите дату и событие, помогите восстановить ход исторических событий.

(1812 г. - Бородинское сражение; 1837 г. – дата написания «Бородино»; 2017 – 203 года со дня рождения М.Ю. Лермонтова).

4. Практикум. Исследование текста.

Открываем учебник.

Аудиозапись стихотворения в исполнении .народного артиста России. Послушаем его.


Во время слушания вам встретилось много устаревших слов из военной лексики.

редут (франц.) - квадратное земляное укрепление на поле боя;

картечь - артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле;

лафет - боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;

бивак - стоянка войск под открытым небом;

кивер - высокий военный головной убор из твердой кожи;

булат - оружие из булатной стали - стали особой закалки;

улан, драгун - солдаты конных полков.

5. Проверка полученных результатов.

Беседа по вопросам:

- Слушая произведение, вы обратили внимание на то, от чьего лица ведется повествование? (На презентации – репродукция картины В. А. Тропинина «Старый солдат»). (От лица старого солдата, который был участником героического сражения, “дядя” - старый солдат, выступающий в роли рассказчика. Это портрет ветерана войны 1812 года, старого воина. Он храбрый, бравый воин, о чем говорят ордена на груди. Солдат-рассказчик – артиллерист, т. к. имеет дело с пушками.

Старый солдат не отделяет себя от своих товарищей, таких же простых солдат. Он не называет их даже по именам, потому что их было много, сотни, тысячи. Себя и всех своих товарищей он называет словом «Мы». Он говорит от имени всех участников Бородинского сражения, всего русского народа. Солдат находился в гуще событий, видел все своими глазами, пережил все, и это делает повествование достоверным и более интересным. Мы как будто сами присутствуем на поле боя.

Физминутка Если утверждение верное, то ребята делают шаг вперед, если неверное – шаг назад.

  1. В стихотворении «Бородино» армия Кутузова сражается против англичан. –

  2. Действие ст-я происходит недалеко от Санкт – Петербурга. –

  3. Стихотворение « Бородино» написано в честь 10-летней годовщины Бородинского сражения. –

  4. О Бородинской битве рассказывает ее участник, старый солдат. +

  5. «Французы двинулись как тучи». В этом предложении автор использует эпитет. –

  6. В итоге боя стороны побили друг друга и разошлись. –

- Почему русские войска отступали?

- Какие чувства испытывали русские воины?

Слово учителя. Кутузов прекрасно понимал, что русской армии необходимо собрать силы, а сделать это можно было только не вступая в схватки с врагом. Видя, что русское войско горит желанием сразиться, Кутузов решил вступить в бой с французами на Бородинском поле.

- Как ведут себя солдаты перед Бородинской битвой?

- А как ведут себя французы и почему?

Слово учителя. Генерал Дохтуров, назначенный командиром вместо раненого Багратиона, обратился к солдатам со словами: «За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад!». Найдите этот отрывок в тексте.

- Что обещали русские солдаты своему командиру? (Русские солдаты обещали умереть за свою Родину, но не отступить ни шагу назад, не дать врагу занять ни пяди родимой земли).

- Удалось ли русским солдатам сдержать клятву? (Да, удалось. На это указывают последние две строки этого отрывка).

Слово учителя. Да, верно. Русские солдаты погибали, но не отступали назад. Бой был поистине страшный и кровопролитный.

Наступившее сражение не могло походить на обыкновенную битву. С одной стороны, войска чуть ли не всей Европы стремились сломить последнее препятствие для завоевателя, с другой стороны – русские воины, а за ними – их дома, и семьи, могилы предков, Москва и вера отцов.

Ядра сыпались с обеих сторон градом, залпы пушек и другого оружия сливались в один протяжный вой. Земля дрожала. От дыма не было видно даже солнца.

Невероятные потери несли обе стороны: «Ядрам пролетать мешала гора кровавых тел».

-Какие художественные изобразительно-выразительные средства использует автор, чтобы читатели наиболее полно представили себе картину боя? (Эпитеты, метафоры, сравнения)

Слово учителя. После Бородинского сражения Наполеон сказал: «Еще ни в одном сражении мы не потеряли столько офицеров и генералов. Из 50 данных сражений в битве под Москвой наши войска проявили наибольшую доблесть и добились наименьшего успеха, а русские заслужили право быть непобедимыми». Однако потери были столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна». В самый ответственный момент нашей истории люди проявили стойкость, воинскую доблесть, мужество, сумели не только остановить врага, но и прогнать его прочь со своей земли.

-Как повлияло на исход войны 1812 года Бородинское сражение?

(Бородинское сражение – генеральное сражение, которое повлияло на исход войны, которая закончилась победой русских войск и изгнанием французов с русской земли).

6.Подведение итогов, рефлексия

Из стихотворения «Бородино» выросло впоследствии величественное произведение Л. Н. Толстого «Война и мир». Идейное воздействие стихотворения на сознание людей сказалось в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов. Рассказывают, что в боях на подступах к Москве зимою 1941 года один из бойцов, схватив знамя из рук смертельно раненного товарища, воскликнул: «Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой!» И с этими словами бросился в бой. Таким образом, «Бородино» Лермонтова можно считать гимном родной стране и ее великому народу!

Кластер со словом «героизм».

Напишите ключевое слово в середине листа.

Запишите ассоциации (слова или предложения), связанные со словом «героизм». (Ответы учащихся).

– О чем мы говорили на этом уроке?

– Какими чувствами проникнуто это стихотворение?

– Почему мы восхищаемся армией Кутузова в этой битве?

– Какое значение имеет стихотворение «Бородино» и подвиг солдат для последующих поколений.


Домашнее задание: выучить наизусть отрывок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературы на тему "М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. "Бородино"

Автор: Литвишкина Галина Ивановна

Дата: 16.08.2020

Номер свидетельства: 555860


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства