kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок по пьесе А.Н.Островского "Гроза".Конфликт Кулигина и Дикого.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы с применением знаний по физике.Используется видео о М.Ломоносове, о вечном двигателе, презентация по пьесе, игра "Морской бой".Успешно проводится в коледже с учащимися по техническим специальностям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по пьесе А.Н.Островского "Гроза".Конфликт Кулигина и Дикого.»

Интегрированный урок по пьесе А.Н.Островского «Гроза».

ТЕМА УРОКА:

Конфликт Кулигина и Дикого.

Разработала преподаватель русского языка и литературы Чишминского филиала БАК

Волкова Найля Наильевна



Цели урока:

1.Предметные:

-проследить, как в пьесе воплощается понимание писателем мира и человека в нем; дать представление о роли науки в обществе; установить связь между предметами «литература» и «физика»;

-совершенствовать у обучающихся навыки анализа художественного произведения и сравнительной характеристики героев произведения;

-укреплять навыки использования литературоведческих терминов;

-подготовить к сочинению по направлению «Человек и общество».

2. Метапредметные:

-обучить собиранию материала из текста художественного произведения;

-формировать умение делать выводы, обобщения;

-определять авторскую позицию, формировать личное отношение к прочитанному произведению.

3.Личностные:

-помочь ученику осознать себя как личность, как часть сложного мира, пробуждать стремление к вдумчивому чтению;

-воспитание нравственных качеств.

4.подготовка к сочинению по направлению

«Человек и общество».



Примечание.

Анализ отрывков в данном аспекте необходим в связи с изучением в колледже технических специальностей.

Подготовка к уроку

Урок предваряется домашним заданием:

1.выразительное чтение пьесы;

2.письменные ответы на вопросы в рабочих тетрадях (будут проверены учителем после урока с выставлением оценок).

Что такое драматургический конфликт?

драматургический конфликт – это столкновение, борьба между людьми разных взглядов, убеждений, нравственных представлений и внутренняя борьба человека, когда в его сознании борются противоречивые чувства.

Для чего драматургу необходим конфликт?

Время сценического действия ограничено двумя-тремя часами, и драматург лишь в том случае сможет сказать нечто важное о людях, если покажет своих героев в особенно острые , переломные моменты их жизни. Именно в конфликтах полнее раскрывается человек и общество, в котором он живет.



ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

Проверяется готовность к уроку : наличие текстов , тетрадей с записями, сделанными на предыдущих уроках.

Актуализация знаний, на основе которых строится «мостик» к изучению новой темы.

Используется Презентация

1)Проверка домашнего задания. Ответы на вопросы Слайды № 1-3 :

Что такое драматургический конфликт? Для чего в пьесе необходим конфликт?

Мотивация и целеполагание:создание проблемной ситуации

Учитель. Какое произведение вы начали изучать?

-Пьесу А.Н.Островского «Гроза»

Слайд № 5 Какой конфликт между героями пьесы уже рассматривался на уроках и какой предстоит вам изучить сегодня на уроке? Как можно сформулировать тему урока?

Драматургический конфликт Кулигина и Дикого.

Слайд № 6 Обучающиеся записывают тему в тетрадях.

Деятельность учащихся по освоению новых знаний: предварительное усвоение,выводы, обобщение и систематизация данных.

Учитель. 1) Предлагаем вам посмотреть инсценировка наших учеников эпизода из пьесы «Гроза». Учащиеся показывают сценку.

А.Н.Островский «Гроза»

Кулигин. За что, сударь, Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?

Дикой. Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю.

Ты у меня грубить не смей! Слышишь ты!
Кулигин. Никакой я грубости вам, сударь, не делаю; а говорю вам потому, что, может быть, вы и вздумаете когда что-нибудь для города сделать. Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело. Вот хоть бы теперь - то возьмем: у нас грозы частые, а не заведем мы громовых отводов.
Дикой (гордо) . Все суета!
Кулигин. Да какая же суета, когда опыты были?
Дикой. Какие -такие там у тебя громовые отводы?
Кулигин. Стальные.
Дикой (с гневом) . Ну, еще что?
Кулигин. Шесты стальные.
Дикой (сердясь более и более) . Слышал, что шесты, аспид ты этакой; да еще-то что? Наладил: шесты! Ну, а еще что?
Кулигин. Ничего больше.
Дикой. Да гроза-то что такое, по-твоему, а? Ну, говори.
Кулигин. Электричество.
Дикой (топнув ногой) . Какое еще там елестричество! Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться.
Кулигин. Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал:
Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю.

Дикой. А за эти слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст! Эй, почтенные, прислушайте-ко, что он говорит!
Кулигин. Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю. (Махнув рукой, уходит.)
Дикой. Что ж ты, украдешь, что ли, у кого! Держите его! Этакой фальшивый мужичонко! 

2 Учитель. Как ведет себя Дикой при разговоре с Кулигиным? Почему? - Дикой раздражается, сердится на Кулигина, кричит на него, обижает его тем,что обзывает : «червяк», «разбойник», « фальшивый мужичонко», «аспид». Дикой не хочет слушать Кулигина, который просит помочь в полезных для города делах. 3) Учитель. Нужно перечитать страницы пьесы об этом.Вам предстоит ответить на вопрос: Что предлагает Кулигин для пользы жителей города Калинова ?

4)Учащиеся выразительно по ролям читают отрывок из пьесы «Гроза» Явление второе Те же, Дикой и Кулигин.

Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.

Дикой. Ишь ты, замочило всего. (Кулигину.) Отстань ты от меня! Отстань! (С сердцем.) Глупый человек!

Кулигин. Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза

.Дикой. Поди ты прочь! Какая польза! Кому нужна эта польза?

Кулигин. Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел Прокофьич. Вот бы, сударь, на бульваре, на чистом месте, и поставить. А какой расход? Расход пустой: столбик каменный(показывает жестами размер каждой вещи), дощечку медную, такую круглую, да шпильку, вот шпильку прямую (показывает жестом), простую самую. Уж я все это прилажу, и цифры вырежу уже все сам. Теперь вы, ваше степенство, когда изволите гулять, или прочие, которые гуляющие, сейчас подойдете и видите, который час. А то этакое место прекрасное, и вид, и все, а как будто пусто. У нас тоже, ваше степенство, и проезжие бывают, ходят туда наши виды смотреть, все-таки украшение — для глаз оно приятней.

Дикой. Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе — ровный, что ли? Ишь ты, какое дело нашел важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать.

Кулигин. Кабы я со своим делом лез, ну, тогда был бы я виноват. А то я для общей пользы, ваше степенство. Ну, что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Больше, сударь, не понадобится.

Дикой. А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает.

Кулигин. Коли я свои труды хочу даром положить, что же я могу украсть, ваше степенство? Да меня здесь все знают; про меня никто дурно не скажет.

Дикой. Ну, и пущай знают, а я тебя знать не хочу.

Кулигин. За что, сударь, Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?Дикой. Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю.

Кулигин. Бог с вами, Савел Прокофьич! Я, сударь, маленький человек, меня обидеть недолго. А я вам вот что доложу, ваше степенство: «И в рубище почтенна добродетель!»

Дикой. Ты у меня грубить не смей! Слышишь ты!

Кулигин. Никакой я грубости вам, сударь, не делаю, а говорю вам потому, что, может быть, вы и вздумаете когда что-нибудь для города сделать. Силы у вас, ваше степенство, иного; была б только воля на доброе дело. Вот хоть бы теперь то возьмем: у нас грозы частые, а не заведем мы громовых отводов.

Дикой (гордо). Все суета!

Кулигин. Да какая же суета, когда опыты были.

Дикой. Какие такие там у тебя громовые отводы?

Кулигин. Стальные.Дикой (с гневом). Ну, еще что?

Кулигин. Шесты стальные.

Дикой (сердясь более и более). Слышал, что шесты, аспид ты этакой; да еще-то что? Наладил: шесты! Ну, а еще что?

Кулигин. Ничего больше.

Дикой. Да гроза-то что такое по-твоему, а? Ну, говори!

Кулигин. Электричество.

Дикой (топнув ногой). Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А? говори! Татарин?

Кулигин. Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал:

Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю.

Дикой. А за эти вот слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст! Эй, почтенные! прислушайте-ка, что он говорит!

Кулигин. Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю. (Махнув рукой, уходит.)

Дикой. Что ж ты, украдешь, что ли, у кого? Держите его! Этакой фальшивый мужичонка! С этим народом какому надо быть человеку? Я уж не знаю. (Обращаясь к народу.) Да вы, проклятые, хоть кого в грех введете! Вот не хотел нынче сердиться, а он, как нарочно, рассердил-таки. Чтоб ему провалиться! (Сердито.) 

Учитель. Что предлагает Кулигин для пользы жителей города Калинова ? -на главной площади сделать солнечные часы -сделать громоотводы Учитель Можно ли предложения Кулигина назвать действительно полезными? - (слайд № 7)установка солнечных часов может послужть просвещению жителей города Калинова. Особенно полезно было бы увидеть их детям, это стало бы толчком для дальнейшего интересак науке. -громоотводы позволили бы уберечь город от пожаров, которые были частыми из-за гроз. Учитель. Послушайте сообщение о громоотводах,которую приготовил учащийся…. Учащийся рассказывает о пользе громоотводов, о том, что русский ученый М.Ломоносов изучал молнию как электрический искровой разряд в атмосфере, обычно может происходить во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающим ее громом.( Слайд № 8 ) Демонстрация отрывка из фильма «Михайло Ломоносов»(1955) Учитель.Почему Кулигин просит Дикого помочь денежными средсвами для пользы города? -Кулигин бедный человек, а Дикой – купец, занимается предпринимательством, богатый житель города Калинова. Учитель. О чем мечтал Кулигин? -изобрести вечный двигатель – «перпетуум-мобиле, получить за его изобретение миллион рублей и пожертвовать их на создание солнечных часов, установку громоотводов, на другие полезные для города нововведения. Учитель. Сообщение о вечном двигателе подготовил учащийся … Ученик представляет свое небольшое сообщение. О вечном двигателе. Демонстрация видео о вечном двигателе.

Создание образовательного продукта.

Самостоятельная работа в парах.Заполнить таблицу. «Кулигин и Дикой.Сравнительная характеристика».

Проверка работы, чтение записей, дополнения в графах таблицы.Объяяснение слов»консерватор», «мракобес».



Кулигин Дикой Слайд № 9
образованный,культурный, хочет внедрить в жизнь открытия науки и техники, передовой, прогрессивный человек, новатор Невежественный, не знает ,что такое электричество, неправильно произносит это слово. Некультурный, жадный, грубый.Самодур.Консерватор, враг науки .мракобес.

Учитель. Является ли дикой представителем «темного царства». Почему?

Игра «Морской бой» по тестам. Слайды №10- 13



А1 Б1 В1 Г1
А2 Б2 В2 Г2


А 1.Островского прозвали

а) «Колумб Замоскворечья»

б) «человек без селезенки»

в) «товарищ Константин»

г) «луч света в темном царстве»

А2Кого из героев пьесы «Гроза»можно назвать самодуром и мракобесом?

а) Кулигин

б) Савёл Прокофьевич Дикой

в) Кудряш

Б1.Кто в пьесе произносит слова? «Никакой я грубости вам, сударь, не делаю; а говорю вам потому, что, может быть, вы и вздумаете когда что-нибудь для города сделать?»

Б 2.К кому обращается при этом Кулигин ?

Кто является автором строк, которые цитировал Кулигин?

Открылась бездна звезд полна:

Звездам числа нет, бездне - дна.

В1.Какую достопримечательность хотел установить Кулигин на набережной?

а) памятник Катерине

б) солнечные часы

в) вечный двигатель

В 2Какое изобретение хотел внедрить в быт своего города механик-самоучка Кулигин?

а) телеграф

б) печатный станок

в) громоотвод

Г 1За какое изобретение Кулигин мечтал получить миллион ?

а) телеграф

б) печатный станок

в)перпетуум- мобиле

Г2 Как переводится слово «перпетуум – мобиле»?

Рефлексия и оценивание учащимися своей учебной деятельности, выставление оценок обучающимся.

Учитель К какому выводу вы пришли при изучении сцен пьесы О Кулигине и Диком?

- В ходе небольшой беседы учащиеся приходят к выводу, что в обществе, в котором существуют мракобесы, которые не хотят финансировать науку и образование, не будет научного прогресса и развития техники. Это не позволить улучшить жизнь людей, сделать ее безопасной и комфортной.

Домашнее задание:

1.чтение пьесы до конца;

2.чтение с.55 -59 в учебнике Ю.Б.Лебедева «Литература» ч. 1;

3.сочинение –эссе по теме «Почему учащимся моей группы полезно прочитать пьесу «Гроза»?












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интегрированный урок по пьесе А.Н.Островского "Гроза".Конфликт Кулигина и Дикого.

Автор: Волкова Найля Наильевна

Дата: 08.10.2017

Номер свидетельства: 431246


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства