по теме «А.Куприн «Слон» в соответствии с требованиями ФГОС .
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Мотивация к учебной деятельности | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Познавательные: - уметь выделять существенную информацию из текста загадки. | Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Я хочу пригласить вас в гости, а куда мы отправимся, вы должны догадаться сами, отгадав загадку: Познакомьтесь с Великаном Умывается фонтаном. Обожает в полдень душ. Только с виду неуклюж. Детвору водой окатит, А воды надолго хватит. (Слон) | Самоконтроль готовности. Настрой на работу. Отгадывают загадку. |
Актуализация знаний, постановка учебной задачи | Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. | 1.Работа с крылатыми выражениями. Учитель: Ребята, а кто знает, что означает когда мы говорим: ( Слайд 1) Делать из мухи слона - придавать чему-либо незначительному большое значение. Как слон – неуклюж, громоздок, неповоротлив. 2.Предварительная беседа. Учитель: Давайте рассмотрим иллюстрацию слона. Что вы можете сказать о нем? ( Слайд 2) * Какой он? (Слоны - это крупные животные) * Каков их рост? (Рост их достигает 4 м, вес - 7 тонн.) * Чем питаются слоны? ( Питаются слоны травами, листьями, плодами) *Где живут? ( Живут они в лесах, вблизи воды. В Африке их можно увидеть в саваннах.) *А для чего слонам хобот? ( Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьет - наберет в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага - захватывает цепким концом, обвивает и душит или бросает под ноги и топчет. Хоботом может вывернуть с корнями мощное дерево и поднять с земли маленькую монетку). Учитель: Оказывается слоны совсем не медлительные, как принято считать. Они могут бежать со скоростью 30-40 км/ч. Слоны запоминают около 30 команд и усердно выполняют их, стараясь заслужить одобрения погонщика. Индийские слоны занесены в Красную книгу. - Как вы думаете, а зачем их занесли в Красную книгу? (Слон считается вымирающим редким видом животных) | Демонстрация знаний, умений.
Принятие учебной задачи.
Заранее подготовленный ученик рассказывает о том, какую роль выполняет хобот слона.
Восприятие информации |
Открытие новых знаний Стадия вызова
Целеполагание.
Планирование.
| Познавательные: - уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. | (Слайд 3). “Верите ли Вы” Учитель: Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален? Учитель: Верите ли вы, что лошадь может ночевать в одной комнате с человеком? Учитель: Верите ли вы, что животное может стать членом семьи? Учитель: Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки? Учитель: Верите ли вы, что мы сегодня откроем для себя “простую истину”? Учитель: С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? (А. Куприн «Слон»). Учитель: Что будет «истиной» на нашем уроке чтения? (основная мысль произведения) Зачем же русский писатель Куприн придумал такую историю сто лет тому назад? – цель урока. Учитель: Как вы думаете, чем мы будем заниматься, чтобы ответить на главный вопрос урока? Мы будем размышлять, продолжите…(читать, работать с текстом , рассуждать, думать, анализировать, сравнивать). Учитель: Какие знания нам в этом помогут? (Знание характеристики героев, знание текста, биография писателя, сравнение их поступков и т.д.) | Отвечают на вопросы учителя
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.
Прогнозируют результат работы на уроке.
Отвечают на вопросы учителя
Выражение своих чувств, мыслей.
|
1 этап. Работа с текстом до чтения | Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: - уметь находить ответы на вопросы в тексте; - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); - уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков; - уметь определять главную мысль текста; - уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы. Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Учитель: Вы сказали, что слон не обитает в нашей стране, а где в России можно встретить слона? (В зоопарке или в цирке). Учитель: А вы любите цирк? Когда в последний раз ходили в цирк? Кто видел слона? Где его видел? Ответы детей Учитель: А где девочка Надя из рассказа впервые увидела Слона? (Во сне.) Давайте вспомним, с чего началась история про Надю. Ваш пересказ я буду сопровождать иллюстрациями Германа Мазурина к этому произведению. По щелчку на Слайде 4, появляется иллюстрация Г. Мазурина Учитель: Кто сможет кратко пересказать начало рассказа? Дети пересказывают рассказ до места, в котором отец Нади отправился в зверинец, рассказ сопровождается Слайдами 5, 6. Учитель: Оценить пересказ своих одноклассников, используя следующие критерии: правильность, выразительность, умение показать настроение героев. (Взаимооценка, лист оценивания). | Отвечают на вопросы. Наличие эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Выражение своих чувств, мыслей.
Оценка деятельности одноклассников по критериям..
|
Физкультминутка | Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья | Учитель: Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём. Музыкальная физкультминутка для глаз | |
2 этап. Работа с текстом во время чтения. | Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; Познавательные: - уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; | 1.Проблемный анализ. Работа в группах. Повторение правил работы в группе (чтение хором). ( Слайд 7) Команда – это значит вместе, Команда – все за одного. Здесь всё по совести и чести, Здесь не обидят никого. Здесь каждый свое дело знает, Работает на результат. А если возникают споры, Они решаются тотчас, И никакие разговоры Не отвлекут от дела нас. 1группа: Каким видит живого слона Надя? Опишите его, выбирая так как было у автора. Использование презентации. Выберите в описании слона слова автора. Слон оказывается гораздо выше, чем думала Надя, когда разглядывала его на (картинке, рисунке, книге). Ростом он чуть – чуть пониже (потолка, двери, шкафа), а в длину занимает половину столовой. Кожа на нём (твёрдая, грубая, крепкая), в тяжёлых складках. Ноги толстые, как (брёвна, столбы, перекладины). Длинный хвост с чем – то вроде (веника, метлы, помела) на конце. Голова в (больших, громадных, огромных) шишках. Уши большие, как лопухи, и (лежат, опущены, висят) вниз. Глаза совсем (маленькие, крошечные), но умные и добрые. 1.высота… длина…. Вес… 2.вид… африканский или индийский... Вывод: 2. группа: Выберите , какие трудности пришлось преодолеть папе и хозяину слона, чтобы привести его к девочке. ДОПИШИТЕ И РАССКАЖИТЕ. Использование презентации. Выбрали из комнат ……… В столовой…….. В дверях ……… Полы должны быть …..……. Потолки…….. Чтобы провести по лестнице…….. Решили вести когда?......., потому что………. В столовой…….. 3группа: Озвучить диалог Нади и слона , используя кадры из диафильма с опорой на текст. Использование презентации. 4 группа: составить «кластер» отношений главных героев. Доказать. 5группа: Работа по таблице. Выбрать из данных в таблице описаний главных героев верные утверждения. Словесный конструктор. Доказать. Выводы: Папа- любящий, заботливый, решительный, равнодушный Надя - капризная, добрая, внимательная, мечтательная, требовательная, гостеприимная. Слон – артистичный, непослушный, доброжелательный, умный. |
Принятие учебной задачи. Выбор капитана, секретаря и спикера группы.
Выполняют задания по карточкам в группе. Отвечают на вопросы, доказывают, аргументируют свои ответы. Формулируют вывод. |
Проверка работы в группах. | Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); Коммуникативные: - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Самооценка участия в групповой работе. Учитель: Сейчас каждый из вас оценит свою работу. Прочитайте, что вам следует оценить в работе и обведите в кружочек тот балл, который вы считаете, что заслужили на уроке. Каждая характеристика работы оценивается по пятибалльной шкале. Я предлагал идеи по составлению текста – 1 2 3 4 5. Я задавал уточняющие вопросы – 1 2 3 4 5. Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1 2 3 4 5. Лучше всех в группе работал... Моя группа работала – 1 2 3 4 5 (Капитаны собирают листочки и вкладывают в конверт.) | Выступление представителей каждой группы. Самооценка. |
Физкультминутка | Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья | Подвижная музыкальная физминутка «Зарядка» | Двигательные упражнения |
Итог урока. Рефлексия. | Познавательные: - уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Личностные: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: - уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей; | Учитель: Осталось ответить на главный вопрос урока: Зачем писатель Куприн придумал такую историю ? (Ответы детей.) Учитель: Что хотел сказать автор этим произведением? (Дарите друг другу радость и меньше огорчайте близких.) Учитель: Александр Иванович Куприн именно тот автор, который, по словам К.Г. Паустовского, “...каждым своим рассказом призывает к человечности. Он повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье” Учитель: В рассказе Александра Ивановича Куприна Надя почувствовала себя счастливой? Благодаря кому? (Благодаря родителям, семье.) Учитель: Семья – самое ценное. Ради счастья, здоровья детей родители не боятся никаких трудностей. Я предлагаю посмотреть ваши семейные фотографии. (Один ученик показывает презентацию и рассказывает о своей семье.) Учитель: Урок подходит к концу. Какую “простую истину” мы сегодня с вами открыли? (Надо любить и беречь своих родных, свою семью). Учитель: Подойдите ко мне, встаньте в круг, расскажите, а какими вы были сегодня на уроке читателями? Оцените свою работу и работу своих одноклассников. (Сигнальные карточки. Критерии самооценки: «Очень хорошо» - зеленый, «Хорошо» - желтый, «Старался, но не всё получилось» -красный). Учитель: Я вижу, что работали вы сегодня старательно. Я довольна вами, так хочется, чтобы вы были добрыми, внимательными. | Отвечают на вопросы. Демонстрируют свои знания. Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос. Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. |
Домашнее задание (творческое) | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; | Объяснение сути домашнего задания (на выбор обучающихся): ( Слайд 8) 1.Подготовить свои вопросы по тексту. 2. Найти и прочитать другие произведения Куприна. 3. Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту | Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания. |