Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Тихо сели девочки за парты, Тихо сели мальчики. Меня зовут Татьяна Васильевна, сегодня урок проведу у вас я. Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством А.С. Пушкина и познакомимся с отрывком из произведения «Руслан и Людмила». -Ребята, что вы можете сказать об этом поэте? Родился Пушкин в Москве в 1799 году в дворянской семье. Его будущее было предопределено, так как он вращался в литературной среде: папа его был ценителем литературы, а дядя- известным поэтом. Летние месяцы поэт проводил у своей бабушки Марии Алексеевны Ганнибал в подмосковном селе Захарове. В детстве он был очень умен и с удовольствием читал книги, но учился плохо. С 1811 года по настоянию отца и дяди Пушкин отправляется учиться в Царскосельский лицей, где и открылся его поэтический дар. - Ребята, в каких жанрах писал поэт? У А.С. Пушкина очень много стихотворений, которые он посвятил своей бабушке Арине Родионовне. Он записывал сказки, которые няня знала великое множество, с интересом «собирал» сказанные ей поговорки, пословицы, народные выражения. Она сыграла огромную роль в творчестве поэта. -Ребята, какие произведения поэта вам знакомы? С какими познакомились раньше? А.С. Пушкин написал очень много стихотворений, сказок и поэм. И сегодня мы с вами прочитаем отрывок из его поэмы «Руслан и Людмила». - А кто знает, что такое поэма? – Это большое стихотворное произведение на историческую или героическую тему. Перед чтением обратимся к словарю. -Откройте словари в учебниках и найдите значение слова «неведомый». Подберите синонимы к этому слову; теперь антонимы. -Найдите значение слова «невиданный». Подберите синонимы к этому слову; теперь антонимы. -Какие значения имеет слово «заводить»? Сейчас, ребята, я прочитаю отрывок, а вы внимательно слушаете, запоминаете содержание, рисуете в своем воображении образы. - Поднимите руки, кому понравился отрывок. - О чем этот отрывок? - Какие чувства возникли при прослушивании этого произведения? А сейчас прочитаем отрывок по цепочке. Чтобы чтение было правильным, что надо соблюдать? При чтении соблюдаем знаки препинания, логические и психологические паузы. Выделяем голосом главные слова, т.е. делаем логическое ударение, и соблюдаем сказовую манеру интонации. Приступаем к чтению. Давайте немного отдохнем. Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела. -Итак, в тексте нам попались неизвестные слова. Давайте узнаем значения этих слов в сносках. Лукоморье – морской залив. Леший – сказочное существо, живущее в лесу. Дол – речная долина. Видение – призрак, привидение. Витязь – храбрый, сильный воин. Чахнуть – становиться худым, болезненным. - О чем говорится в первом многостишии? - Давайте найдем все «чудеса», которые описал автор со второго многостишия. - О каких сказочных героях говорит кот? - В каких сказках встречаются эти сказочные герои и какие поступки они совершают? - Какие иллюстрации можно выполнить к отрывку? - Чему учились на уроке? - С каким произведением сегодня познакомились? - В каком жанре написано произведение? Что такое поэма? Оцените свою деятельность: выберите нужный кружок. Зеленый – работой на уроке довольны, желтый – были затруднения, красный – работой не довольны. Выучить отрывок наизусть. |