Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий»
Согласовано
Руководитель МО учителей начальных классов и воспитателей ГПД
МБОУ «Мглинская СОШ №2»
___________________ Соловьева Л.Н.
Протокол № ___ от
«____»____________201 г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР МБОУ « Мглинская СОШ № 2»
_____________Кондрат Е.В.
«____»____________201 г.
Утверждено
Директор МБОУ
«Мглинская СОШ №2»
___________Ширко А. Н..
Приказ № _____
от «___» ____ 201 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Чтение»
4«б» класс
Соловьевой Л.Н.
соответствие занимаемой должности
2017 -2018 учебный год
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № ____
от «__»_____201 г.
I.Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной (Сборник рабочих программ 1-4 классы, М.: «Просвещение», 2011г.) и соответствует учебному плану МБОУ «Мглинская СОШ №2» на 2017-2018 учебный год.
Учебник для общеобразовательных учреждений 4 класс (авторы: Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина М.: «Просвещение», 2014г.)
Цели и задачи изучения предмета
Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Задачи:
- формирование техники чтения и приемов понимания прочитанного;
- развитие устной и письменной речи, творческих способностей детей;
- приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов;
Предмет «Литературное чтение» рассчитан на 119 ч (4\3 ч в неделю, 34 учебные недели).
Текстов для заучивания – 17
Проекты –
Тестирование-9
II.Планируемые результаты изучения предмета
Личностныерезультаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметныерезультаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметныерезультаты:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта
III.Содержание учебного предмета
№
Наименования разделов и тем
Кол-во часов
Тематический контроль
1
Вводный урок по курсу литературного чтения.Вступительная статья.
1
2
Летописи,былины,жития. «И повесил Олег щит свой на врата Царьграда»
9
Проект№1 «Календарь исторических событий»
3
Чудесный мир классики
20
Тестирование по разделу
4
Поэтическая тетрадь
9
Тестирование по разделу
5
Литературные сказки
13
Тестирование по разделу
6
Делу время – потехе час
8
Тестирование по разделу
7
Страна детства
7
Тестирование по разделу
8
Поэтическая тетрадь
4
Тестирование по разделу
9
Природа и мы
12
Проект№2 «Природа и мы».
10
Поэтическая тетрадь
7
Тестирование по разделу
11
Родина
7
Проект№3 «Они защищали Родину»
12
Страна Фантазия
7
Тестирование по разделу
13
Зарубежная литература
15
Тестирование по разделу
Итого
119
Проекты – 3
Тестирование-9
IV.Тематическое планирование по литературному чтению 4 класс
№ п\п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)
1
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. словарь
1
Летописи, былины, жития (9 ч)
2
Знакомство с названием раздела «Летописи, былины, жития». Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»
1
3
Из летописи:"И вспомнил Олег коня своего"
1
4
Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
1
5
Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»
1
6
Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой
1
7
Герой былины – защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри»
1
8
Сергий Радонежский – святой земли Русской.
1
9
Житие Сергия Радонежского
1
10
Обобщающий урок-игра "Летописи,былины,сказания. Проект «Календарь исторических событий»
1
Чудесный мир классики (20 ч)
11
Знакомство с названием раздела «Чудесный мир классики».
1
12
П.П. Ершов «Конек-Горбунок».
1
13
П.П. Ершов «Конек-Горбунок».
1
14
А.С. Пушкин «Няне». «Туча».
1
15
А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!»
1
16
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
1
17
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
1
18
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
1
19
М.Ю. Лермонтов «Дары Терека».
1
20
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».
1
21
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».
1
22
Жизнь и творчество Л.Н. Толстого.
1
23
Л.Н.Толстой. «Детство».
1
24
Л.Н.Толстой. «Детство».
25
Л.Н. Толстого. Басня «Как мужик камень убрал»
1
26
А.П. Чехов «Мальчики».
1
27
А.П. Чехов «Мальчики».
1
28
А.П. Чехов «Мальчики».
1
29
Обобщающий урок по разделу «Чудесный мир классики».
1
30
Оценка достижений
1
Поэтическая тетрадь (12 ч)
31
Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь».
Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…».
Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…»
1
32
А.А. Фет «Весенний дождь». «Бабочка».
1
33
Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!»
1
34
А.Н. Плещеев «Дети и птичка».
1
35
И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…».
1
36
Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…».
1
37
И.А. Бунин «Листопад».
1
38
Обобщающий урок-игра по разделу «Поэтическая тетрадь»
1
39
Оценка достижений
1
Литературные сказки (13 ч)
40
Знакомство с названием раздела «Литературные сказки» .
1
41
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
1
42
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
1
43
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
1
44
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
1
45
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
1
46
П.П. Бажов «Серебряное копытце».
1
47
П.П. Бажов «Серебряное копытце».
1
48
П.П. Бажов «Серебряное копытце».
1
49
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
1
50
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
1
51
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
1
52
Обобщающий урок-игра по разделу «Литературные сказки»
1
Делу время – потехе час (8 ч)
53
Знакомство с названием раздела «Делу время – потехе час».
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
1
54
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
1
55
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
1
56
В.Ю. Драгунский «Главные реки».
1
57
В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»
1
58
В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».
59
В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».
1
60
Обобщающий урок-игра по разделу «Делу время – потехе час»
1
Страна детства (7 ч)
61
Знакомство с названием раздела «Страна детства».
Б.С. Житков «Как я ловил человечков»
1
62
Б.С. Житков «Как я ловил человечков». .
1
63
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
1
64
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
1
65
М.М. Зощенко «Елка» Герои произведения
1
66
М.М. Зощенко «Елка». Составление плана. Пересказ.
1
67
Обобщающий урок-игра по разделу «Страна детства»
1
Поэтическая тетрадь (4 ч)
68
Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь». В.Я. Брюсов «Опять сон». «Детская».
1
69
С.А. Есенин «Бабушкины сказки».
1
70
М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства».
1
71
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь»
1
Природа и мы (12 ч)
72
Знакомство с названием раздела «Природа и мы». Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».
1
73
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».
1
74
А.И. Куприн «Барбос и Жулька».
1
75
А.И. Куприн «Барбос и Жулька».
1
76
М.М. Пришвин «Выскочка».
1
77
М.М. Пришвин «Выскочка».
1
78
Е.И. Чарушин «Кабан».
1
79
Е.И. Чарушин «Кабан».
1
80
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
1
81
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
1
82
Проект «Природа и мы».
1
83
Оценка достижений
1
Поэтическая тетрадь (7 ч)
84
Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь». Б.Л. Пастернак «Золотая осень».
1
85
С.А. Клычков «Весна в лесу».
1
86
Д.Б. Кедрин «Бабье лето».
1
87
Н.М. Рубцов «Сентябрь».
1
88
С.А. Есенин «Лебедушка».
1
89
С.А. Есенин «Лебедушка».
1
90
Обобщающий урок-конкурс «Поэтическая тетрадь».
1
Родина (7ч)
91
Знакомство с названием раздела «Родина». И.С. Никитин «Русь».
1
92
И.С. Никитин «Русь».
1
93
С.Д. Дрожжин «Родине».
1
94
А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…».
1
95
А.В.Жигулин "О,Родина! В неярком блеске..."
1
96
Обобщающий урок по разделу «Родина».
1
97
Проект «Они защищали Родину»
1
Страна Фантазия (7 ч)
98
Знакомство с названием раздела «Страна фантазия». Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».
1
99
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».
1
100
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».
1
101
Кир Булычев «Путешествие Алисы».
1
102
Кир Булычев «Путешествие Алисы».
1
103
Обобщающий урок по разделу « Страна Фантазия "
1
104
Путешествие по стране "Фантазия"
Зарубежная литература (15 ч)
105
Знакомство с названием раздела «Зарубежная литература». Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».
1
106
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческих рассказов.