kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературе для 8 класса по программе В.Я.Коровиной в соответствии с ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 8 класса рассчитана на 68 часов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 8 класса по программе В.Я.Коровиной в соответствии с ФГОС»

Настоящая рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с нормативными документами, определяющими структуру и содержание курса:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;

2. Авторские программы «Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. 5 – 9 классы» Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин, Н.В. Беляева. Издательство «Просвещение», 2016;

3.Основная образовательная программа Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №18» г. Сергиева Посада»;

4. Рекомендации по оснащению образовательного учреждения учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.11.2011 № МД-1552/03).

Реализация программы предполагает опору на учебник «Коровина В.Я. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2016».

На изучение литературы в 8 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю). На основании приказа Управления образования №01-11/327 от 24 августа 2017 г. количество учебных недель в МБОУ СОШ №18 (для обучающихся ОУ-ППЭ-ЕГЭ) сокращено с 35 до 34, поэтому реализация данной программы рассчитана на 68 часов.

Так как кабинет оснащен компьютером и проектором, планируется регулярное использования данного оборудования.

Планируемые предметные результаты освоения курса литературы


Предметные результаты освоения программы по литературе состоят в следующем:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX- XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных  в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.





Предметные результаты обучения



Ученик научится:

- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;



Ученик получит возможность научиться:

- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;

- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;

- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).



















Содержание тем учебного курса

Введение (1 ч.)

Литература и история. Историзм творчества классиков русской литературы

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч.)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч.)

Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 18 века. Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 ч.)

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.



ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (36 ч.)

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

Р.Р. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

РР Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.меять «все дурное в России» (Н, ,ория литературы. вщина как общественное явление.

ценыи к к/медии " к истории, исторической теме в художественном произведении.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

РР Подготовка к домашнему сочинению по оному из проблемных вопросов

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова и Н.В.Гоголя

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. И.С.Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе.

Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

Теория литературы. Образ рассказчика (развитие представлений)


Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Контрольная работа по творчеству И.С.Тургенева, М.Е.Салтыкова-Шедрина, Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого

РР. Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева и др. А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»;А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений)


Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Человек в футляре». «Футлярное» существование человека и его осуждение писателем.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (21 ч.)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

РР Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» (или «Поговорим о превратностях любви») Подготовка к домашнему сочинению по рассказам А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна

Контрольная работа по рассказам А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

РР Образ Емельяна Пугачева в народных преданиях, произведениях Пушкина и Есенина.

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).


Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.

М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.


Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». РР Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).


Русские поэты о Родине, родной природе

И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 ч.)

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Урок-зачет. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе




































Календарно-тематическое планирование 8 «А»



№ урока

Наименование тем

Характеристика основных видов деятельности ученика

Планируемая дата

Фактическая дата


Введение (1 ч)



Введение. Литература и история. Историзм творчества классиков русской литературы

Беседа о прочитанных летом книгах. Повторение изученного в 5–7 классах. Знакомство с учебником.






В мире народной песни (лирические, исторические песни). Частушка как малый песенный жанр.

Выразительное чтение народных песен, частушек.




Предания как исторический жанр русской народной прозы. "О покорении Ермаком Сибири"

Выразительное чтение преданий. Устные ответы на вопросы.





Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы "Житие Александра Невского"

Чтение статьи учебника, составление плана характеристики князя Александра Невского.



"Шемякин суд" как сатирическое произведение 18 века. Особенности поэтики бытовой сатирической повести

Характеристика героя, поиск черт сатирической повести.




Д.И.Фонвизин «Недоросль». Слово о писателе. Социальная и нравственная проблема­тика комедии

Выразительное чтение комедии по ролям. Анализ эпизодов.



Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.

Работа с текстом, анализ различных форм выражения авторской позиции.



  1. 8.

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Составление плана и письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1)Какие черты поэтики классицизма проявились в комедии «Недоросль»?

2)Почему в комедии «Недоросль» так актуальна тема воспитания?

3)Против чего направлена сатира автора комедии «Недоросль»?





  1. 9.

И.А.Крылов Слово о баснописце. Басня "Лягушки, просящие царя" и "Обоз". Историческая основа; мораль басен.

Выразительное чтение басен. Составление цитатного плана.



  1. 10.

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы Рылеева. Дума "Смерть Ермака и ее связь с русской историей"

Выразительное чтение, ответы на вопросы.



  1. 11.

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения « Туча», « К***» (Я помню чудное мгновенье… ), « 19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы

Выразительное чтение стихотворений. Анализ.



  1. 12.

Вн. чт. А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя.

Комментированное чтение отрывков.



Проверка техники чтения и читательских умений




  1. 13.

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка как реалистический исторический роман. История создания произведения. Герои и их прототипы.

Различные виды пересказов. Ответы на вопросы и беседа по тематике, проблематике произведения.



  1. 14.

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности.

Составление плана характеристики главного героя.


.

  1. 15.

Система образов романа. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе.

Сопоставительная характеристика героев. Выборочный пересказ эпизодов.



  1. 16.

Семья капитана Миронова. Маша Миронова -нравственный идеал Пушкина

Беседа по вопросам, составление характеристики героев.



  1. 17.

Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

Характеристика Пугачева и средств создания его образа.



  1. 18.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры. Историческая правда и художественный вымысел. Фольклорные мотивы

Беседа по композиции произведения, поиск фольклорных мотивов в романе.



  1. 19.

Р.Р. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Составление планов и комментарии к темам сочинений.



  1. 20.

Вн.чт. А.С.Пушкин "Пиковая дама". Проблема человека и судьбы. Композиция повести

Анализ повести.



  1. 21.

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина




  1. 22.

М. Ю. Лермонтов «Мцыри» как романтическая поэма. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Беседа по вопросам. Комментированное чтение первых глав.




  1. 23.

М.Ю.Лермонтов "Мцыри". Образ романтического героя

Характеристика героя. Беседа по вопросам. Анализ эпизодов.



  1. 24.

Особенности композиции поэмы "Мцыри". Анализ эпизода из поэмы

Словарная работа, определение темы, идеи поэмы, беседа по композиции.



  1. 25.

РР Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Обсуждение тем сочинения и составление планов.



  1. 26.

Н.В.Гоголь «Ревизор» как социально-историческая комедия. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве

Чтение статьи о писателе и ее обсуждение, чтение первых действий и беседа по вопросам.



  1. 27.

Н.В.Гоголь "Ревизор"как сатира на чиновничью Россию. История создания комедии. Приемы сатирического изображения

Характеристика персонажей, беседа по вопросам учебника.



  1. 28.

Образ Хлестакова. Понятие о "миражной интриге". Хлестаковщина как общественное явление

Работа в группах, анализ эпизодов.




  1. 29.

Особенности композиционной структуры комедии.

Беседа по вопросам, обсуждение иллюстраций к поэме.



  1. 30.

РР Подготовка к домашнему сочинению по оному из проблемных вопросов

Составление планов сочинения.



  1. 31.

Н.В.Гоголь "Шинель": своеобразие реализации темы «маленького человека». Духовная сила героя.

Словарная работа, характеристика героя.



  1. 32.

Мечта и реальность в повести "Шинель".Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании

Выявление в повести реалистического и фантастического.



  1. 33.

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова и Н.В.Гоголя




  1. 34.

Вн.чт. И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе.

Составление сравнительной характеристики певцов, беседа по вопросам.



  1. 35.

М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»: сюжет и герои. Художественно-политическая сатира на общественные порядки.

Чтение статьи, беседа по вопросам



  1. 36.

М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»: средства создания комического.

Беседа по содержанию текста.



  1. 37.

Н.С.Лесков "Старый гений": сюжет и герои. Слово о писателе. Сатира на чиновничество в рассказе.

Сообщение о писателе, беседа по автобиографии автора



  1. 38.

Н.С.Лесков "Старый гений": проблематика и поэтика. Нравственные проблемы в рассказе

Анализ эпизодов, чтение статьи.



  1. 39.

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе "После бала". Главные герои

Чтение статьи, беседа по вопросам.



  1. 40.

Особенности композиции и поэтики рассказа.

Словарная работа, сопоставительный анализ.



  1. 42.

Контрольная работа по творчеству И.С.Тургенева, М.Е.Салтыкова-Шедрина, Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого




  1. 43.

РР. Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева и др.

Чтение и анализ стихотворений.



  1. 44.

А.П.Чехов Слово о писателе. Рассказ "О любви" как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа




  1. 45.

Вн.чт. «Человек в футляре». «Футлярное» существование человека и его осуждение писателем.

Беседа по рассказу, чтение статьи.



Из русской литературы 20 века. (21 ч.)

  1. 46.

И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях.

Характеристика героев.



  1. 47.

А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа "Куст сирени". Представления о любви, счастье в семье

Составление композиционного плана, сравнительная характеристика героев.



  1. 48.

РР Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» (или «Поговорим о превратностях любви») Подготовка к домашнему сочинению по рассказам А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна

Участие в коллективном диалоге.



  1. 50.

А.А.Блок. Краткий рассказ о писателе. «На поле Куликовом», «Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.

Выразительное чтение и беседа по вопросам.



  1. 51.

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - драматическая поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания.

Работа над фрагментами поэмы



  1. 52.

РР Образ Емельяна Пугачева в народных преданиях, произведениях Пушкина и Есенина.

Сопоставительный анализ произведений о Пугачеве.



  1. 53.

И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству

Выборочный пересказ, беседа по вопросам.



  1. 54.

М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетаник реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

Пересказ, беседа по рассказу.



  1. 55.

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом».

Словарная работа, выразительное чтение отрывков.



  1. 56.

Вн. чт. Тэффи. «Жизнь и воротник» и другие рассказы. Сатира и юмор в рассказах.

Выразительное чтение, характеристика героев



  1. 57.

Вн.чт. Михаил Зощенко. «История болезни» и другие рассказы.

Различные виды пересказов



Проверка техники чтения и читательских умений




  1. 58.

А.Т.Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории.

Чтение поэмы и предварительная беседа по тексту.



  1. 59.

Образ главного героя. Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина.

Характеристика главного героя поэмы



  1. 60.

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления.

Анализ эпизодов, выполнение теста.



  1. 61.

А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение» Нравственная проблематика и гуманизм рассказа

Словарная работа. Составление плана рассказа.



  1. 62.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату…»), Б.Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»), А. Фатьянова («Соловьи»), Л.Ошанина («Дороги»)

Выразительное чтение стихотворений.



  1. 64.

РР. В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа.

Составление плана рассказ и пересказ текста по плану. Беседа по рассказу



  1. 66.

Русские поэты о Родине, родной природе Поэты Русского зарубежья о Родине.

Выразительное чтение. Анализ стихотворений



  1. 67.

Контрольная работа по произведениям, изученным в 8 классе (в формате ОГЭ)




Из зарубежной литературы (4 ч.)

  1. 68.

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы.

Беседа по вопросам. Выполнение теста.



  1. 70.

Вн.чт. Жан Батист Мольер. Слово о писателе. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа.

Выразительное чтение и анализ фрагментов



Вн. чт. В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман

Беседа по роману.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сторожева Оксана Александровна

Дата: 03.11.2017

Номер свидетельства: 436536


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства