Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы авторов В.П.Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина (М.: Просвещение, 2016), учебным планом общеобразовательной школы на 2022-2023 уч.г.
Рабочая программа представляет собой целостный документ для работы с учащимися 7В класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19 им. Л.А.Попугаевой.
Изучение курса литературы в 7 классе способствует формированию ключевых компетенций школьников: речевой (осознанное и выразительное чтение, пересказ, монологическая устная и письменная речь), коммуникативной (умение работать в паре, в группе, рецензировать результаты деятельности одноклассников, участвовать в коллективном диалоге и др.) и информационной (умение осуществлять поиск, анализ, отбор и структурирование учебной информации, исследовательскую и проектную деятельность под руководством учителя и самостоятельно).
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции).
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу
Теория литературы. Гипербола (развитие представлений). Былина. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления)
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Теория литературы. Литературные традиции.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра
№ урока | Тема урока | № ур. в рамках темы | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты | Вид контроля | Дата |
Развиваемые УУД (познавательные, коммуникативные, регулятивные) | Предметные результаты | план | факт |
1 четверть ( 9недель), 17 часов, часа в неделю |
ВВЕДЕНИЕ – 1 час |
| Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | 1 | Урок открытия новых знаний | Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу. Выявление уровня литературного развития учащихся. | Метапредметные: развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, навыков смыслового чтения. | Осознание роли чтения и изучения литературы для дальнейшего раз-вития; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни | | 1.09 | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 5 часов |
| Устное народное творчество. Предания «Воцарение Ивана Грозного», «Петр и плотник», «Сороки-ведьмы» | 1 | Урок открытия новых знаний | Понятие об устной народной прозе. Предание как жанр устной народной прозы. Предания как поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник». Предание «Пётр и плотник» в актёрском исполнении. | Метапредметные: развитие умений самостоятельно планировать пути достижения целей, организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. | Воспитание квалифицированного читателя, способного доказывать своё мнение, осуществлять смысловой и эстетический анализ текста; осознание художественной картины жизни, отражённой в преданиях | | 07.09 | |
| Понятие о былине. «Волга и Микула Селянинович» | 2 | Урок открытия новых знаний | Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели былин. Былина в актёрском исполнении. Воплощение в былине нравственных свой-ств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств: трудолюбия, мастерства, чувства собственного достоинства, доброты, щедрости, физической силы | Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и свер-стниками; работать индивидуально и в группе; создавать обобщения, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. | Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста былин; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера. | | 8.09 | |
| Вн.чтение. Русские былины Киевского и Новгородского циклов. «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко». | 3 | Урок открытия новых знаний | Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты Ильи Муромца. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. | Метапредметные: умение определять способы действий в рамках предложенных условий; формулировать и аргументировать своё мнение; формирование и развитие коммуникативной и ИКТ-компетенции. | Ппонимание фольклора как особого способа познания русской истории; воспитание квалифицированного читателя, способного участвовать в обсуждении рочитаного, оформлять своё мнение в устных и письменных высказываниях, сопоставлять литературу с произведениями других искусств. | | 14.09 | |
| Вн.чтение. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. «Песнь о Роланде» - французский эпос. | 4 | Урок открытия новых знаний | Понятие о мифологическом эпосе. Руны. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и тёмного миров карело-финских эпических песен. | Метапредметные: умение определять способы действий в рамках предложенных условий; работать индивидуально и в группе; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач. | Понимание фольклора народов России как особого способа познания жизни, истории и культуры: развитие способности понимать литературные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции. | | 15.09 | |
| Развитие речи. Пословицы и поговорки народов мира | 5 | Урок общеметодо-логической направленности | Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл. Меткость и точность языка. Сборники пословиц, собиратели пословиц. Сходство и различия пословиц разных стран. Развитие представлений об афористических жанрах фольклора. | Метапредметные: развитие умения определять способы действий в рамках предло-женных условий, выбирать основания для сопоставления и делать выводы, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач, работать в группе; развитие коммуникативной и ИКТ-компетенции. | Понимание фольклора как национально-культурной ценности и особого способа познания жизни, коммуникативно-эстетических возможностей языка по-словиц и поговорок; развитие умения создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера. | | 21.09 | |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 3 часа |
| Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «Из похвалы князю Ярославу и книгам»), «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). | 1 | Урок открытия новых знаний | Развитие представлений о летописи. Формирование традиции уважтельного отношения к книге. Поучение как жанр древнерусской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси. | Метапредметные: развитие умения определять понятия, выбирать основания для сопоставления, устанавливать причинно-следственные связи; создавать таблицы и схемы для решения учебных задач; развитие ИКТ-компетенции. | Осознание значимости чтения и книг для развития личности, коммуникативно-эстетических возможностей языка русских летописей; развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, отстаивать своё мнение и создавать устные и письменные высказывания разных жанров. | | 22.09 | |
| Житие как жанр древнерусской литературы. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Фольклорные мотивы | 2 | Урок открытия новых знаний | Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Житие как жанр древнерусской литературы. Народно-поэтические мотивы в повести. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» в актёрском исполнении. | Метапредметные: умение работать в группе, отстаивать своё мнение, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; развитие умений смыслового чтения и ИКТ-компетенции | Развитие умения осознавать художественную картину прошлого, отражённую в литературе, воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное, участвовать в его обсуждении, создавать развёрнутые высказывания, планировать своё досуговое чтение | | 28.09 | |
| Гимн любви и верности в «Повести Повесть о Петре и Февронии Муромских» | 3 | Урок общеметодо-логической направленности | | 29.09 | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА – 2 часа |
| Личность и судьба М.В.Ломоносова. Знакомство с литературным творчеством: «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны…» | 1 | Урок открытия новых знаний | Краткий рассказ об учёном и поэте. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм и призыв к миру. Понятие о жанре оды. Ода в актёрском исполнении. | Метапредметные: развитие мотивов познавательной деятельности, умения классифицировать, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. | Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире; осознание коммуникативно-эстетиче- ских возможностей русского языка в оде Ломоносова; развитие умения создавать устные и письменные высказывания разных жанров. | | 5.10 | |
| Г.Р.Державин. Очерк жизни и творчества. Своеобразие поэзии. «Река времен в своем стремленьи…», «Признание», «На птичку» Чтение наизусть фрагментов произведений М.В.Ломоносова | 2 | Урок открытия новых знаний | Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Признание» в актёрском исполнении. Утверждение необходимости свободы творчества. Размышления Державина о смысле жизни, о судьбе. | Метапредметные: умение работать индивидуально и в группе, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать таблицы и схемы для решения учебных задач; развитие ИКТ-компетенции. | Осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; развитие навыков смыслового и эстетического анализа текста, умения доказывать своё мнение и оформлять его в устных и письменных высказываниях, планировать своё досуговое чтение. | | 6.10 | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – 28 часов |
| Контрольная работа №1 по древнерусской литературе и литературе 18 века. История в произведениях А.С.Пушкина. «Полтава» (отрывок). | 1 | Урок контроля и открытия новых знаний | Краткий рассказ о поэте. Детство. Лицейские годы. Интерес Пушкина к истории России. Мастерство автора в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление Петра I и Карла XII. Авторское отношение к героям. | Метапредметные: развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий, организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, создавать таблицы и схемы для решения учебных задач; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. | Понимание литературы как способа познания жизни и истории; выявление коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, осуществлять смысловой и эстетический анализ текста, планировать своё ОСуговое чтение. | | 12.10 | |
| А.С.Пушкин. «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»). Тема настоящего и будущего России. Чтение наизусть отрывка из поэмы «Полтава» | 2 | Урок открытия новых знаний | Воспевание автором «града Петрова». Всту- пление в актёрском исполнении. Образ Петра I. Тема настоящего и будущего России. Особенности языка и стиля отрывка. Приём контраста. | Метапредметные: развитие умения работать в группе, находить общее решение на основе согласования позиций; владение устной и письменной речью для выражения своих чувств и мыслей; развитие ИКТ-компетенции. | Развитие умения осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературе, коммуникативно-эстетические возможности языка поэмы А. С. Пушкина; воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное, создавать устные и письменные высказывания разных жанров. | | 13.10 | |
| А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Развитие понятия о балладе. Чтение наизусть отрывка из поэмы «Медный всадник» | 3 | Урок открытия новых знаний | «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Баллада в актёрском исполнении. Развитие понятия о балладе. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. | Метапредметные: определение способов учебных действий в рамках заданных условий, развитие коммуникативной и ИКТ-компетентности, умения использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, работать в группе. | Понимание литературы как особого способа познания жизни и истории, коммуникативно-эстетических возможностей языка баллады А. С. Пушкина; развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, создавать высказывания аналитического и интерпретирующего характера. | | 19.10 | |
| А.С.Пушкин-драматург. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. | 4 | Урок открытия новых знаний | Пушкин-драматург. Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям. | Метапредметные: развитие умения определять понятия, проводить сопоставления, выбирая основания и критерии для классификации, создавать обобщения, делать выводы, работать в группе, применять таблицы и схемы для решения учебных и познавательных задач. | Воспитание читателя, способного осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературе, аргументировать своё мнение, создавать устные и письменные высказывания разных жанров, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение. | | 20.10 | |
| Развитие речи. А.С.Пушкин. «Станционный смотритель». Изображение «маленького» человека. Роль автора и рассказчика. | 5 | Урок открытия новых знаний | Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Фрагменты повести в актёрском исполнении. Пробуждение человеческого достоинства и чувство протеста. Трагическое и гуманистическое в повести. Дуня и Минский. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Развитие представлений о повести. | Метапредметные: умение осуществлять способы деятельности в рамках заданных условий и смысловое чтение, соотносить учебные действия с планируемыми результатами; создавать логические рассуждения, определять понятия и причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы. | Воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение в развёрнутых устных и письменных высказываниях разных жанров, участвовать в обсуждении прочитанного, планировать своё досуговое чтение. | Письменно ответить на один из вопросов: 1. Какой показана история России в произведениях Пушкина? (На примере одного-двух произведений.) 2. Каково авторское отношение к «маленькому человеку» в по- вести «Станционный смотритель»? 3. В чём своеобразие рассказчика в «Повестях Белкина»? (На примере одной-двух повестей.) | 26.10 | |
| М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Конфликт и система образов. | 6 | Урок открытия новых знаний | Краткий рассказ о поэте. Его интерес к исто-рическому прошлому Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Фрагменты поэмы в актёрском исполнении. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. | Метапредметные: умение осуществлять смысловое чтение, устанавливать основания для классификации и причинно-следственные связи, делать выводы, работать в группе, применять таблицы и схемы для решения учебных задач; развитие ИКТ-компетентности. | Осознание литературы как средства гармонизации отношений человека и общества, коммуникативно-эстетических возможностей русского языка, художественной картины жизни, отражённой в литературе; развитие умений воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное. | Наизусть один из фрагментов «Пир у Ивана Грозного» или «Кулачный бой» | 27.10 | |
2 четверть (8 недель), 16 часов, 2 часа в неделю |
| Развитие речи. Особенности сюжета поэмы. Проблематика и поэтика. Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича. Чтение наизусть отрывка из «Песни про купца Калашникова…» | 7 | Урок общеметодо-логической направленности | Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. Развитие представлений о фольклоризме литературы. | Метапредметные: умение осуществлять смысловое чтение и учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе; применять таблицы и схемы для решения учебных задач, определять понятия, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, делать выводы. | Осознание литературы как особого способа познания жизни, ком-муникативно-эстетических возможностей русского языка; развитие умения создавать аналитические и интерпретирующие высказывания, развёрнутые суждения, осуществлять смысловой и эстетический анализ текста, воспринимать, анализи- ровать и интерпретировать прочитанное. | РР. Письменная сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича. | | |
2 четверть (7 недель), 14часов, 2 часа в неделю |
| Развитие речи. Сочинение на одну из тем по произведению «Песня про купца Калашникова…» | 8 | Урок развития речи | Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. Развитие представлений о фольклоризме литературы. | Метапредметные: умение осуществлять смысловое чтение и учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе; применять таблицы и схемы для решения учебных задач, определять понятия, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, делать выводы. | Осознание литературы как особого способа познания жизни, ком-муникативно-эстетических возможностей русского языка; развитие умения создавать аналитические и интерпретирующие высказывания, развёрнутые суждения, осуществлять смысловой и эстетический анализ текста, воспринимать, анализи- ровать и интерпретировать прочитанное. | | 10.11 | |
| М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва» Чтение наизусть стихотворений М.Ю.Лермонтова | 9 | Урок общеметодо-логической направленности | | | 16.11 | |
| Контрольная работа №2 по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова | 10 | Урок контроля | Тестирование по творчеству Пушкина и Лермонтова | Метапредметные: развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать качество выполнения учебной задачи; овладение основами самоконтроля, самооценки. | Осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию. | | 17.11 | |
| Н.В.Гоголь. «Тараса Бульба». Эпоха и герои. | 11 | Урок открытия новых знаний | Краткий рассказ о писателе. Историческая и фольклорная основа повести. Героизм и самоотверженность Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Прославление боевого товарищества | Метапредметные: умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; развитие коммуникативной и ИКТ-компетентности. | Понимание специфики разных культур и воспитание уважения к ним; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; развитие умений осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, и интерпретировать прочитанное. | | 23.11 | |
| Развитие речи. Сравнительная характеристика Остапа и Андрия. | 12 | Урок общеметодо-логической направленности | Смысл противопоставления Остапа Андрию. Осуждение предательства. Патриотический пафос повести. Особенности изображения лю-дей и природы. Развитие понятия о литературном герое. Развитие понятия об эпосе. | Метапредметные: развитие умения определять понятия, выбирать основания для сопоставления, находить причинно-следственные связи и делать выводы, применять таблицы и схемы для решения учебных задач, работать в группе; овладение устной и письменной речью; развитие ИКТ-компетентности. | Понимание литературных произведений, отражающих разные этно-культурные традиции, осознание художественной картины жизни в произведении на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмыс- ления; развитие умений анализа и интерпретации. | РР. Письменная сравнительная характеристика Остапа и Андрия | 24.11 | |
| Товарищество и братство в повести. Трагедия Тараса Бульбы. Чтение наизусть «Речь о товариществе» | 13 | Урок общеметодо-логической направленности | Письменный ответ на один из проблемных вопросов (по выбору): 1. Какова авторская оценка образа Тараса Бульбы? 2. Зачем в повести противопоставлены образы Остапа и Андрия? 3. Какова роль картин природы в понимании смысла повести? | 30.11 | |
| Развитие речи. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». | 14 | Урок развития речи | | Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; строить логическое рассуждение и делать выводы. | Развитие умения аргументировать своё мнение и оформлять его в письменных высказываниях на литературную тему аналитического и интерпретирующего характера; планировать своё досуговое чтение. | | 1.12 | |
| И.С.Тургенев. «Бирюк». Автор, герои и художественные особенности рассказа. | 15 | Урок открытия новых знаний | Краткий рассказ о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. Изображение быта крестьян. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении. Характер главного героя. Смысл названия рассказа. Авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство И. С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественные достоинства рассказа. | Метапредметные: умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач; определять способы действий в рамках пред-ложенных условий; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, работать в группе; развитие ИКТ-компетентности. | Развитие умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, участвовать в его обсуждении, созна-тельно планировать своё досуговое чтение. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, владеющего процедурами смыслового и эстетического анализа текста; развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение | | 7.12 | |
| Развитие речи. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Близнецы», «Русский язык», «Два богача». | 16 | Урок рефлексии | Стихотворения в прозе как жанр. Понятие о лирической миниатюре. Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Нравственность и человеческие взаимоотношения в стихотворениях в прозе «Близнецы» и «Два богача». Стихотворения в прозе в актёрском исполнении. | Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; развитие ИКТ-компетентности. | Воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, развитие умений воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное участвовать в его обсуждении, планировать своё досуговое чтение. | РР. Составить письменный отзыв на одно из стихотворений в прозе | 8.12 | |
| Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество поэта. Историческая основа поэмы «Русские женщины»: Чтение наизусть стихотворений в прозе | 17 | Урок открытия новых знаний | Краткий рассказ о поэте. Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. Фрагменты поэмы в актёрском исполнении. Развитие понятия о поэме. Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра. Художественные особенности исторических поэм Некрасова. | Метапредметные: развитие умения выбирать эффективные способы решения учебных задач; определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, работать в группе; развитие ИКТ-компетентности. | Понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение, участвовать в обсуждении прочитанного, создавать развёрнутые устные и письменные высказывания разных жанров. | | 14.12 | |
| Вн.чтение. Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения поэта. | 18 | Урок открытия новых знаний | Своеобразие некрасовской музы. Размышления поэта о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом», «Несжатая полоса»; Развитие понятия о трёхсложных размерах стиха. | Метапредметные: умение определять способы действий в рамках заданных условий, создавать таблицы и схемы для решения учебных задач, работать индивидуально и в группе, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. | Понимание литературы как особого способа познания жизни, раз-витие умения аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров; участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение. | | 15.12 | |
| А.К.Толстой «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады. Чтение наизусть стихотворений Н.А.Некрасова | 19 | Урок открытия новых знаний | Краткий рассказ о поэте. Его исторические баллады. Правда и вымысел. Воспроизведение исторического колорита эпохи. Тема древнерусского рыцарства, противостоящего самовластию. | Метапредметные: развитие умений осуществлять смысловое чтение, работать индивидуально и в группе, устанавливать аналогии, делать обобщения и выводы, создавать таблицы и схемы для решения учебных задач; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия. | Осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; овладение навыками смыслового и эстетического анализа текста; развитие умений воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное, создавать устные и письменные высказывания. | | 21.12 | |
| М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Понятие о гротеске, сатире, иронии. | 20 | Урок открытия новых знаний | Краткий рассказ о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». Фрагменты «Повести…» в актёрском исполнении. Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…». Развитие представлений об иронии | Метапредметные: развитие умения определять способы действий в рамках заданных условий, находить аналогии и причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы, работать в группе; развитие ИКТ-компетентности. | Развитие умений аргументировать своё мнение, участвовать в обсуждении прочитанного, воспринимать, анализировать, интерпретировать прочитанное, сознательно планировать своё досуговое чтение. | | 22.12 | |
| Вн.чтение. Обличение социальных пороков в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» | 21 | Урок открытия новых знаний | Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. | Метапредметные: умение определять понятия, строить логическое рассуждение и делать выводы; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. | Воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение создавать устные и письменные высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного. | РР. Письменный ответ на один из проблемных вопросов по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина | 28.12 | |
3 четверть (10 недель), 20 часов, 2 часа в неделю |
| Л.Н.Толстой. «Детство» (главы). Взаимоотношения детей и взрослых. | 22 | Урок открытия новых знаний | Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества). Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Развитие понятия об автобиографическом художественном произведении. | Метапредметные: развитие умений выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, работать в группе, делать выводы и обобщения; развитие коммуникативной и ИКТ-компетентности. | Понимание литературы как особого способа познания жизни; развитие умения аргументировать своё мнение, создавать устные и письменные высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, планировать своё досуговое чтение | | 11.01 | |
| Развитие речи. Нравственный смысл поступков в повести Л.Н.Толстого «Детство» | 23 | Урок общеметодо-логической направленности | Проявления чувств главного героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Развитие понятия о герое-повествователе. | Метапредметные: развитие навыков смыслового чтения, умения создавать таблицы и схемы для решения учебных задач, работать в группе, строить логическое рассуждение и делать выводы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; развитие ИКТ-компетентности. | Формирование умений воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. | РР. Составить письменную характеристику Николеньки или письменно ответить на вопрос «Чем различаются рассказчик и автор-повествова-тель в повести „Детство“?» (по выбору учащихся). | 12.01 | |
| Контрольная работа №3 по произведениям Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыков-Щедрина, Л.Н.Толстого | 24 | Урок контроля | Тестирование на тему «Проблемы и герои произведений И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого». | Метапредметные: развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать качество выполнения учебной задачи; овладение основами самоконтроля, самооценки. | Осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию. | | 18.01 | |
| Развитие речи. А.П.Чехов. «Хамелеон». Проблематика рассказа. Средства создания комического. | 25 | Урок открытия новых знаний | Краткий рассказ о писателе. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении. Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. Средства создания комического. Говорящие фамилии как средство юмористической характеристики. | Метапредметные: развитие навыков смыслового чтения, умения работать в группе, строить логическое рассуждение и делать выводы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. | Развитие умения аргументировать своё мнение, создавать устные и письменные высказываниях аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, владеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста, планировать своё досуговое чтение. Развитие умения осознавать художественную картину жизни в литературном произведении на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. | | 19.01 | |
| Вн.чтение. Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» | 26 | Урок открытия новых знаний | Денис Григорьев и следователь: два взгляда на мир, два лица России. Фрагменты рассказов в актёрском исполнении. Грустный юмор Чехова. Многогранность комического в его рассказах. Развитие представлений о юморе и сатире как формах комического. | Метапредметные: развитие навыков смыслового чтения, умения работать в группе, определять способы действий в рамках предложенных условий; самостоятельно выбирать основания для сопоставления и делать выводы; развитие коммуникативной и ИКТ-компетентности. | Понимание литературы как особого способа познания жизни; развитие эстетического вкуса, умения аргументировать своё мнение, создавать развёрнутые устные и письменные высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного. | РР. Отзыв на один из рассказов А.П.Чехова Проект. Составление электронного альбома «Читаем рассказы Чехова вслух» (составление звукозаписей рассказов Чехова в ученическом исполнении) | 25.01 | |
| Развитие речи. «Край ты мой, родимый край…» (обзор). Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. Чтение наизусть стихотворений о родной природе русских поэтов XIX века | 27 | Урок общеметодо-логической направленности | Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А.Жуковский «Приход весны»; И.А.Бунин «Родина»; А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест», «Замолкнул гром, шуметь гроза устала». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. | Метапредметные: развитие умения определять способы действий в рамках предложенных условий, строить логическое рассуждение и делать выводы, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, работать в группе; формирование эстетического и экологического мышления. | Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; развитие умений воспринимать, анализировать, и интерпретировать лирику, осознавая отражённую в ней художественную картину жизни на уровне эмоционального восприятия и интеллектуального осмысления. | РР. Письменный ответ на вопрос «Что особенно дорого читателю в стихах о Родине и родной природе?» | 26.01 | |
| Контрольная работа №4. Письменный анализ стихотворения. | 28 | Урок контроля | Проверка знаний по теории литературы | | 1.02 | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА – 23 часа |
| И.А.Бунин. «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. | 1 | Урок открытия новых знаний | Краткий рассказ о писателе. Воспитание детей в семье. Герой рассказа. Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | Метапредметные: развитие умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, работать в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, планировать своё досуговое чтение. | | 2.02 | |
| Вн.чтение. И.А.Бунин. «Лапти», «В деревне» и др. рассказы | 2 | Урок открытия новых знаний | Родина и природа в стихах поэта. Душевное богатство простого крестьянина. Нравственный облик героев рассказов Бунина. | Метапредметные: развитие умения определять способы действий в рамках заданных условий, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, находить причинно-следственные связи и делать выводы, работать в группе. | Предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста, развитие умений участвовать в обсуждении прочитанного, создавать развёрнутые устные и письменные высказывания аналитического и интерпретирующего характера, планировать своё досуговое чтение. | | 8.02 | |
| М.Горький. «Детство» (главы). Темные стороны жизни. | 3 | Урок открытия новых знаний | Краткий рассказ о писателе. Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. | Метапредметные: развитие навыков смыслового чтения, умения работать в группе, определять способы действий в рамках заданных условий, создавать таблицы и схемы для решения учебных задач, устанавливать причинно-след- ственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы. | Понимание литературы как особого способа познания жизни, развитие умения аргументировать своё мнение и оформлять его в устных и письменных высказываниях, участвовать в обсуждении прочитанного, воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное. | | 9.02 | |
| М.Горький. «Детство» (главы). Светлые стороны жизни. | 4 | Урок общеметодо-логической направленности | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Портрет как средство характеристики героя. | Метапредметные: развитие умения выбирать основания и критерии для сопоставления, работать в группе, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. | Осознание значимости чтения как средства познания мира и себя в этом мире; развитие умения аргументировать своё мнение и создавать развёрнутые устные и письменные высказывания, участвовать в обсуждении прочитанного; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста. | РР. Отзыв на одну из иллюстраций повести. | 15.02 | |
| Развитие речи. Подготовка к сочинению на тему «Золотая пора детства» (по произведениям Л.Н.Толстого, И.А.Бунина, М.Горького) | 5 | | Сочинение по теме | Метапредметные: развитие умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля. | Проверка умений аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное. | | 16.02 | |
| Вн.чтение. М.Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко») | 6 | Урок открытия новых знаний | Романтический характер легенды. Мечта о сильной личности, ведущей к свету. Иносказательный характер легенды. | Метапредметные: развитие ИКТ-компетентности, умения работать в группе, создавать таблицы и схемы для решения учебных задач, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. | Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа, развитие умений воспринимать, анализировать и интерпретировать текст, участвовать в обсуждении прочитанного, планировать своё досуговое чтение. | РР. Письменный ответ на вопрос «Почему Данко – это романтический герой?» | 22.02 | |
| Л. Н. Андреев. «Кусака» | 7 | Урок открытия новых знаний | Краткий рассказ о писателе. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения. | Метапредметные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, выбирать основания для сопоставления, строить логическое рассуждение, делать выводы. | развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни в литературном произведении на уровне эмоционального восприятия и интеллектуального осмысления. | | 1.03 | |
| Слово о В.В.Маяковском. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | 8 | Урок открытия новых знаний | Краткий рассказ о поэте. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. | Метапредметные: формирование коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской и творческой деятельности, развитие умения создавать таблицы и схемы для решения учебных задач, работать в группе. | понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа; осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста. | | 2.03 | |
| В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. | 9 | Урок открытия новых знаний | Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. Обогащение представлений о ритме и рифме. Тоническое стихосложение. Стихотворение в актёрском исполнении. | Метапредметные: развитие умения определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, умения создавать таблицы и схемы для решения учебных задач, работать в группе. | Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа поэтического текста, развитие умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. | РР. Письменное сообщение «Мое восприятие стихов Маяковского» | 9.03 | |
| А.П.Платонов. «Юшка». Незаметный герой с большим сердцем. | 10 | Урок открытия новых знаний | Краткий рассказ о писателе. Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Внешняя и внутренняя красота человека. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. | Метапредметные: развитие умения осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач и использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, навыков смыслового чтения. | Понимание литературы как особого способа познания жизни; развитие умения создавать развёрнутые высказывания аналитического и интер- претирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного. Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; развитие умения создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера. | Проект. Подготовка диспута «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | 15.03 | |
| Вн.чтение. А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном мире» | 11 | Урок общеметодо-логической направленности | Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова. | Метапредметные: развитие умения работать в группе, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, выбирать основания для классификации, строить логическое рассуждение и делать выводы; развитие навыков смыслового чтения. | Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста, развитие умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. | | 16.03 | |
| В творческой лаборатории Б.Л.Пастернака. «Июль», «Никого не будет в доме». | 12 | Урок открытия новых знаний | Краткий рассказ о поэте. Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. Стихотворения в актёрском исполнении. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. Развитие представлений о сравнении и метафоре. | Метапредметные: развитие навыков смыслового чтения и развитие ИКТ-компетентности, умений работать в группе, участвовать в обсуждении прочитанного. | Воспитание читателя с эстетическим вкусом, способного воспринимать, анализировать и интерпретировать лирику, делать выводы и создавать высказывания нналитического и интерпретирующего характера. | | 22.03 | |
| А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни» Чтение наизусть стихотворений Б.Л.Пастернака | 13 | Урок открытия новых знаний | Краткий рассказ о поэте. Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. Стихотворения в актёрском исполнении. Развитие понятия о лирическом герое. | Метапредметные: развитие умения определять способы действий в рамках заданных условий; выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач; работать в группе; определять понятия, устанавливать аналогии и делать выводы. | Понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение, создавать раз- вёрнутые высказывания на литературную тему, участвовать в обсуждении про- читанного, сознательно планировать своё досуговое чтение. | РР. Сочинение-описание «В лесу весной» с включением строк из стихотворения Твардовского | 23.03 | |
4 четверть (9 недель), 16 часов, 2 часа в неделю |
| Вн.чтение. Ритмы и образы военной лирики в творчестве А.А.Ахматовой, К.М.Симонова, А.А.Суркова, А.Т.Твардовского и др. Чтение наизусть стихотворений о Великой Отечественной войне | 14 | Урок общеметодо-логической направленности | Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Ритмы и образы военной лирики. Стихотворения в актёрском исполнении. | Метапредметные: развитие умения аргументировать своё мнение, применять речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей, определять понятия и делать выводы, работать в группе; развитие ИКТ-компетентности | овладение процедурами смыслового и эстетического анализа лирического текста; развитие умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное; создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера. | | 5.04 | |
| Ф.А.Абрамов. Эстетические и нравственные проблемы рассказа «О чем плачут лошади» | 15 | Урок открытия новых знаний | Краткий рассказ о писателе. Эстетические и нравственноэкологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. | Метапредметные: развитие ИКТ-компетентности, умения работать в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии; развитие навыков смыслового чтения и экологического мышления. | Понимание литературы как особого способа познания жизни; развитие умения создавать устные и письменные высказывания разных жанров; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста. | | 6.04 | |
| Е.И.Носов. «Кукла». Нравственная проблематика рассказа. | 16 | Урок открытия новых знаний | Краткий рассказ о писателе. Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Нравственные проблемы рассказа. | Метапредметные: развитие умения работать в группе, аргументировать своё мнение, выбирать эффективные способы решения учебных задач, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. | Понимание литературы как особого способа познания жизни; развитие умений создавать развёрнутые устные и письменные высказывания; воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное. | | 12.04 | |
| Е.И.Носов. «Живое пламя», «Радуга». Взаимосвязь природы и человека. | 17 | Урок открытия новых знаний | Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. | Метапредметные: развитие ИКТ-компетентности и умения работать в группе, аргументировать своё мнение; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. | Воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпрети- ровать прочитанное, участвовать в обсуждении прочитанного и создавать устные и письменные высказывания разных жанров. | | 13.04 | |
| Развитие речи. Сочинение на тему «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по творчеству писателей XX века) | 18 | Урок контроля | Сочинение на тему «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по творчеству писателей XX века) | Метапредметные: развитие умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля. | Проверка умений аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное. | | 19.04 | |
| Ю.П.Казаков. «Тихое утро». Сравнительная характеристика героев. | 19 | Урок открытия новых знаний | Краткий рассказ о писателе. Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка. Особенности характеров героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. | Метапредметные: развитие умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи и делать выводы; определять способы действий в рамках предложенных условий; работать в группе. | Развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать своё мнение и создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера. | | 20.04 | |
| Д.С.Лихачев. «Земля родная» (главы). Мемуары как публицистический жанр. | 20 | Урок открытия новых знаний | Краткий рассказ о писателе, учёном, гражданине. Духовное напутствие молодёжи. Развитие представлений о публицистике. Мемуары как публицистический жанр. | Метапредметные: развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности; умений владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; определять понятия, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи и делать выводы. | Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития, познания мира и себя в этом мире, коммуникативно-эстетических возможностей родного языка; понимание отличий литературного художественного текста от публицистического. | Проект. Подготовка коллективного проекта «Искусство моего родного края» | 26.04 | |
| Вн.чтение. М.М.Зощенко. «Беда» и др. рассказы. | 21 | Урок открытия новых знаний | Краткий рассказ о писателе. Смешное и грустное в рассказах писателя. Рассказ в актёрском исполнении. | Метапредметные: развитие ИКТ-компетентности и умений работать в группе, выбирать эффективные способы решения учебных задач и использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. | Развитие потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества; умений участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение. | | 27.04 | |
| Вн.чтение.«Тихая моя родина» (обзор). Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами XX века. Чтение наизусть стихотворений о родной природе русских поэтов XX века | 22 | Урок общеметодо-логической направленности | Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Человек и природа. Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Стихи В.Я.Брюсова, Ф.Сологуба, С.А.Есенина, Н.М.Рубцова, Н.А.Заболоцкого и др Стихотворения в актёрском исполнении. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами. | Метапредметные: развитие эстетического и экологического мышления; умения работать в группе, определять способы действий в рамках предложенных условий. | Осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения русской поэзии, воспитание читателя со сформиро-ванным эстетическим вкусом, способного создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера. | РР. Сочинение-эссе сопоставительного характера на одну из тем (по выбору учащихся): 1. «Чародейка зима» (по стихотворениям В. Я. Брюсова «Первый снег» и С. А. Есенина «Берёза»). 2. «Родной край, родной дом» (по стихотворениям Ф. Сологуба «За- белелся туман за рекой…» и С. А. Есенина «Топи да болота…»). 3. «Нерасторжимая связь» (по стихотворениям Н. А. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой…» и Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина…»). Проект. Подготовка конкурса чтецов на тему «Тебе, родной край, посвящается» | 3.05 | |
| Песни на стихи русских поэтов XX века. Развитие речи. Сочинение-эссе на тему «Стихи и песни о родине, важные для каждого россиянина» | 23 | Урок общеметодо-логической направленности | Начальные представления о песне как синтетическом жанре искусства. Лирические размышления о жизни, быстротекущем времени и вечности. Светлая грусть переживаний. Песни в актёрском исполнении. А.Н.Вертинский «Доченьки»; И.А.Гофф «Русское поле»; Б.Ш Окуджава «По смоленской дороге» | Метапредметные: развитие ИКТ-компетентности и умений работать в группе, определять понятия, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей. | Воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение, создавать устные и письменные высказывания, участвовать в обсуждении прочитанного; осуществлять смысловой и эстетический анализ текста. | Проект. Создание электронного альбома «Стихи и песни о родине, важные для каждого россиянина» | 4.05 | |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ – 1 час |
| Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родне» | 1 | Урок открытия новых знаний | Краткий рассказ о дагестанском поэте. Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста и зрелости общества. Дружеское расположение к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта. | Метапредметные: развитие ИКТ-компетентности, умений работать в группе, участвовать в обсуждении прочитанного, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач. | Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей; развитие умений понимать литературные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции, создавать устные и письменные высказывания. | | 10.05 | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 7 часов |
| Поэзия Роберта Бернса. «Честная бедность», «Уж не встаю я на заре» и др. стихотворения. | 1 | Урок открытия новых знаний | Краткий рассказ о поэте. Особенности его творчества. Представления народа о справедливости и честности. Стихотворение в актёрском исполнении. Народно-поэтический характер произведений. | Метапредметные: развитие умения определять понятия, устанавливать аналогии, определять способы действий в рамках заданных условий, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач. | Понимание литературы как особого способа познания жизни; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении. | | 11.05 | |
| Лирика Дж.Г.Байрона. «Ты кончил жизни путь, герой!…», «Душа моя мрачна…» | 2 | Урок открытия новых знаний | Краткий рассказ о поэте. Байрон и русская литература. Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины. Своеобразие романтической поэзии Байрона. | Метапредметные: развитие ИКТ-компетентности, умений работать в группе, участвовать в обсуждении прочитанного, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. | Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа; развитие умения воспринимать, обсуждать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. | | 17.05 | |
| Развитие речи. Японские хокку (трехстишия). Особенности жанра хокку (хайку) | 3 | Урок открытия новых знаний | Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Особенности жанра хокку (хайку). Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами. Хокку в актёрском исполнении. | Метапредметные: развитие умений работать в группе, участвовать в обсуждении прочитанного, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. | овладение процедурами смыслового и эстетического анализа произведений японской поэзии, развитие умений осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении. | | 18.05 | |
| О.Генри. «Дары волхвов». Жертвенность во имя любви. | 4 | Урок открытия новых знаний | Слово о писателе. Сила любви и преданности. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе. Развитие представлений о рождественском рассказе. | Метапредметные: развитие умений участвовать в обсуждении прочитанного, работать в группе, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач, применять таблицы и схемы для их решения. | Развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; формирование умений воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное. | | 24.05 | |
| Контрольная работа №5. Выявление уровня литературного развития учащихся | 5 | Урок контроля | Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задание на лето. | Метапредметные: развитие умения осуществлять контроль своей деятелности в процессе достижения результата, оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля. | Осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию; сформированность умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. | | 25.05 | |
| Р.Д.Брэдбери. Фантастический рассказ «Каникулы». | 6 | Урок открытия новых знаний | Краткий рассказ о писателе. Фантастические рассказы Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на земле. Мечта о чудесной победе добра. Развитие представлений о жанре фантастики. | Метапредметные: развитие умений работать в группе, участвовать в обсуждении прочитанного, определять понятия, устанавливать аналогии, делать выводы; развитие экологического мышления. | Осознание мировой литературы как особого способа познания жизни разных народов; развитие умений аргументировать своё мнение, созда- вать устные и письменные высказывания, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение. | | 30.05 | |
| Вн.чтение. Детективная литература как жанр. А.К.Дойл. «Голубой карбункул». | 7 | Урок открытия новых знаний | Детективная литература как жанр. Авторы, сюжеты и герои классических детективов. Художественные особенности детективной литературы. | Метапредметные: развитие умений определять понятия, устанавливать аналогии, делать выводы; работать в группе, участвовать в обсуждении прочитанного, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | Осознание литературы как средства познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества; развитие умения создавать устные и письменные высказывания, планировать своё досуговое чтение. | | 31.05 | |