kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Прием "Ромашка Блума" на уроке литературы. Конспект урока по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Тема: «Мир горцев глазами Жилина» (анализ 2,4 главы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

в разработке урока представлен приём смыслового чтения: "Ромашка Блума"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Прием "Ромашка Блума" на уроке литературы. Конспект урока по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Тема: «Мир горцев глазами Жилина» (анализ 2,4 главы)»

Прием "Ромашка Блума" на уроке литературы.


Конспект урока по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Тема: «Мир горцев глазами Жилина»

(анализ 2,4 главы)


Ход урока.

В мире насчитывается очень много народов. Одни страны похожи на нас образом жизни, менталитетом, а вот у других культура абсолютно другая.

И вот представьте, что мы с вами сегодня отправляемся в путешествие. Нам надо посетить именно такую, чуждую нам страну.

- С каким чувством отправимся мы в эту поездку?

( с чувством растерянности)

- А почему?

( потому, что мы ничего не знаем об этой стране, боимся попасть в неловкую ситуацию)

- Что же делать, чтобы избежать таких ситуаций?

( надо подготовиться к поездке, узнать побольше об этой стране)

- Да, верно. А еще, по-моему, надо уметь общаться, уметь задавать правильно вопросы и извлекать из них верную информацию. Не зря же говорят: «Язык до Киева доведёт». Как вы понимаете смысл этой фразы?

( если ты умеешь общаться, то доберёшься в любую точку земного шара)

- Поэтому сегодня мы с вами будем учиться задавать вопросы.


Существует притча об умении задавать вопросы:

Монахи одного монастыря послали в свою епархию прошение с вопросом:

- Можно ли во время моления курить?

Монахов наказали за дерзость.

Монахи другого монастыря послали прошение с иначе сформулированным вопросом:

- Могут ли монахи во время курения молиться?

Им ответили: "Могут".


Мы продолжаем наш разговор о рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», и сегодня я предлагаю вас совершить путешествие на Кавказ, а именно туда, где в плену оказались наши герои, и познакомиться с этой страной. Давайте запишем тему нашего урока: «Мир горцев глазами Жилина »

Попробуем сформулировать цель нашего урока:

на основе текста, с помощью вопросов представить информацию о жизни горцев глазами русского офицера.


(Ребята поделены на 5 групп, каждая из которых должна на основе литературного текста представить информацию о жизни горцев глазами русского офицера. Работаем с 4 и 2 главами, текст у всех один)


Наша цель – увидеть мир горцев, таким, каким его представил нам Л.Н.Толстой с помощью своего главного героя Жилина. Вы разделены на группы, у каждой группы свой лепесток ромашки, и свой тип вопроса, попробуйте составить несколько вопросов, опираясь на текст 2 и 4 главы, отвечая на которые мы сможем увидеть мир горцев. Запишите ваши вопросы на лепестке.


Время для работы 10 мин.


Давайте посмотрим, что у вас получилось .

1 группа работала с первым видом вопросов, и составила для нас 6 простых вопросов,(3- по 2гл., 3 – по 4 гл.) отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию из текста.

Задают вопросы классу, прикалывают лепесток на доску

(Что такое сакля?

Как одета молодая татарка?

Что такое башмет?

Как одет татарин?)

Скажите, а помогли нам ответы на эти простые вопросы представить жизнь горцев?

(ответы учащихся)


2 группа составляла для нас интерпретационные (объясняющие) вопросы обычно начинаются со слова "Почему?" «Зачем?» «Для чего?» Они направлены на установление причинно-следственных связей. (2 вопроса по 2гл. – 2 по 4 гл.)

Сейчас выйдет один участник и, не читая вопроса вслух, громко на него ответит. Задача каждой группы верно воспроизвести интерпретационный вопрос, на который ответил ученик из 2 группы.

Отвечают на вопросы, а класс формулирует вопрос, прикалывают лепесток на доску

( За что горцы прозвали Жилина Джигитом? Почему Жилин указал неправильный адрес на письме? 4гл. Почему Жилин все-таки уговорил малого подняться в гору? Почему в описании традиций и обычаев горцев мы не видим негативного авторского отношения?)


Скажите, а помогли нам ответы на интерпретационные вопросы представить жизнь горцев?


4 группа составляла оценочные вопросы, которые вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления.

Задают вопросы классу, прикалывают лепесток на доску

(2 гл. Чем один герой отличается от другого, когда их заставляют писать письма домой?Почему мы не видим негативного отношения Жилина к горцам?

4гл. Почему Жилин так внимателен к миру, местности горцев?

Почему герой принимает решение бежать именно сейчас?)


А что мы поняли и узнали о жизни горцев, благодаря ответам на оценочные вопросы?


Вы хорошо отвечали на вопросы друг друга, а я приготовила для вас практические вопросы, которые направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой:

1. Как бы вы вели себя по отношению к горцам, если бы оказались на месте героя рассказа?

2. Если бы вы путешествовали по Кавказу в роли гида, какую программу изучения жизни горцев вы бы предложили?

3. Как можно применить в нашей жизни знания, полученные из текста о жизни горцев?

4. Какие вопросы вы бы задали горцам, если бы встретились с ними?

прикалываю лепесток на доску

Скажите, а отвечая на практические вопросы, мы получили информацию о жизни горцев?


5 группа – иллюстраторы, они сейчас прокомментируют, как они представили жизнь горцев в своих рисунках.

(представляют рисунки)


Могут ли эти рисунки 5 группы стать иллюстрациями к нашим главам в учебнике?


У нас остался последний лепесток с творческими вопросами, которые для нас сформулировала 3группа.

Один из этих вопросов, запишите себе в тетрадь, дома вам нужно будет дать на него письменный ответ.

(прикалывают лепесток на доску, можно вывести на доску)

(2 гл. Попробуйте представить развитие сюжета рассказа, если бы Жилин вел в плену себя так же, как Костылин?

4гл. Как вы думаете, удалось ли сбежать Жилину, если бы он не был так внимателен к обычаям, местности, жизни горцев?

Что изменилось бы, если бы Жилин убежал один, без Костылина?)


Посмотрите на доску, у нас получилась ромашка, скажите, а как «Ромашка вопросов » помогает при работе с текстом?

А при знакомстве с чужой культурой?

Вот и закончилась наша поездка в неизведанную страну. Как вы считаете, вы познакомились со страной горцев?

Давайте вернемся к цели нашего урока! Скажите, удалось ли нам прийти к ней? Какими способами?


Рефлексия

Продолжить фразу….

Работая с «Ромашкой вопросов» я понял ….

я удивился…..

я научился ……








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Якименкова Ирина Николаевна

Дата: 04.03.2019

Номер свидетельства: 502145


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства